Поисково-исследовательская деятельность учащихся и методы ее организации


Поисково-исследовательская деятельность учащихся и методы ее организации Куреленкова Маргарита Анатольевна,педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДЭБЦ
«Смоленский зоопарк» города Смоленска
Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа педагога ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения. В настоящее время ведутся разработки, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем. К сфере знаний сейчас относится и способность к творчеству.
Инновационные подходы можно разделить на два основных типа:
1. Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс и ориентированные на высокоэффективное репродуктивное обучение;
2. Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности.
Преобразования обучения воплощаются в двух основных инновационных подходах – технологическом и поисковом. Что же такое преобразующие педагогические инновации? Это построение образовательного процесса с заданными диагностируемыми результатами. Очень важно при этом организовывать учебный процесс с четкой ориентацией на диагностично заданную цель, которая включает образовательные условия, процессуальные параметры (способности и возможности учащихся), образовательные результаты.
В настоящее время процесс учебного исследования становится определяющим для построения обучения («процессуально-ориентированное» обучение). «Процессуальная ориентация» выражается в курсе на «обучение мышлению», освоению процессов поисковой деятельности. Очень важна в этом смысле над предметная поисковая деятельность, включающая следующие разновидности: исследовательская деятельность, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая, моделирующая деятельность. Надпредметность выражается в выходе учебной деятельности за пределы конкретного учебного материала. Над предметная учебная деятельность в инновационных дидактических поисках представляет собой процесс поисковой учебной деятельности.
Теперь рассмотрим подробнее основные направления над предметной учебной деятельности.
Исследовательская направленность обучения
Главное при выборе учебных проблем необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт школьников, возрастные особенности. Педагог должен выступать не как источник готовых знаний, а как руководитель и партнер в поисковой деятельности.
Преимущества исследовательского обучения над традиционным:
1. Учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи;
2. Рассматриваются альтернативные точки зрения и сомнения в достоверности выводов;
3. Ведущая роль принадлежит учащимся;
4. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые изучаются в классе, сталкивают с новыми явлениями и идеями раньше, чем они будут изложены на уроке.
5. В лабораторных опытах учащиеся самостоятельно изучают, описывают и интерпретируют те сведения и наблюдения, которые он получает в ходе учебного исследования.
Учебно-поисковая и исследовательская деятельность теснейшим образом связана с творческой познавательной деятельностью. Исследовательская деятельность носит диалоговый характер обучения, что выражается в сообществе учащихся и учителя, в исследовательском сообществе (педагогика сотрудничества). На протяжении всего учебного процесса педагог побуждает детей к исследованию, способствуя атмосфере познавательного поиска.
«Синектика» - модель групповой творческой деятельности и учебного исследования. «Фундаментом» синектики является опыт применения известного метода групповой генерации идей, получившего название «мозговой атаки», или «мозгового штурма».
Организация учебной работы в синектике включает следующие основные моменты:
1. Первоначальная постановка проблемы;
2. Анализ проблемы;
3. Выявление возможностей решения проблемы;
4. Переформулирование проблемы;
5. Совместный выбор одного из вариантов переформулировки проблемы;
6. Выдвижение образных аналогий.
При поиске аналогий важно найти яркие и образные, например, «личностные» аналогии, когда идет отождествление учащегося с данным явлением или объектом. Например, при обсуждении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, педагог может обратиться к ученику с вопросом: «Представь, что бы ты ощущал, если бы сам был загрязненной рекой?» Это могут быть и «символические» аналогии, например, «горящий» лед, «замерзающий» огонь и т.д. «Фантастические» аналогии – подача воды на гору (изменение закона гравитации).
7. «Подгонка» намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям данной проблемы.
Таким образом, в основе синектики лежит творческая деятельность. Субъектом познания в синектике выступает не столько каждый из учащихся порознь, сколько вся группа.
Коммуникативно-диалоговый и дискуссионный подход к обучению
Выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор аргументации – все это связывает с синектикой.
Дискуссия – по своей сути представляет диалог, который решает задачи конкретно-содержательного плана и задачи организации взаимодействия в группе.
Применение дискуссии помогает развитию критического мышления, приобщению к экологической культуре. Дискуссия требует особой подготовки от ее участников, это касается не только учащихся, но и педагога. В ходе настоящей дискуссии каждый ученик свободно мыслит и выражает свою точку зрения, даже если она непопулярна и неприемлема для остальных.
Во время проведения дискуссии преимущество, как правило, получают самые активные подростки; задача педагога - постараться обеспечить возможность высказаться всем (для этого удобна форма круга). Форма круга удобна и тем, что в ней легко дать возможность высказаться по очереди. В ходе дискуссии педагогу лучше задавать лишь наводящие или побуждающие к обсуждению вопросы, свое мнение о предмете следует высказывать в мягкой форме лишь в конце обсуждения, во время подведения итогов обсуждения.
К свернутым формам дискуссии можно отнести «круглый стол». Это беседа, в которой на равных участвует небольшая группа учащихся (около 5 человек), и происходит обмен мнениями, как между ними, так и с «аудиторией» (остальная часть группы).
Интересен прием дискуссии с использованием «техники аквариума». Эта разновидность дискуссии применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.
«Заседание экспертных группы» - (4-6 участников с заранее назначенным председателем), на которой вначале обсуждается проблема всеми участниками группы, а затем излагаются свои позиции («панельная дискуссия»). При этом каждый ученик выступает с коротким сообщением по данному вопросу. Процедурно «техника аквариума» выглядит следующим образом:
1. Постановка проблемы педагогом (например, использование альтернативных источников энергии);
2. Деление класса на подгруппы, располагающиеся по кругу;
3. Избрание в каждой группе представителя;
4. Обсуждение и выработка концепции в каждой подгруппе;
5. Сбор представителей в одном месте (например, в центре класса), чтобы высказать и отстоять позицию своей подгруппы (работает только представитель, можно подавать ему записки, можно брать тайм-аут для консультаций).
6. «Аквариумное» обсуждение между представителями заканчивается или по истечении назначенного времени, или после достижения решения проблемы.
Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. «Техника аквариума» не только усиливает включенность детей в групповое обсуждение проблем, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.
При работе над вопросами в подгруппах педагогу следует хотя бы один раз подойти к каждой подгруппе и поинтересоваться ходом работы. Это необходимо, поскольку у членов подгруппы могут быть неразрешимые вопросы, требующие вмешательства, либо работа может идти совсем не в том направлении, в каком предполагалось.
Форум – обсуждение, сходное с заседанием экспертных групп, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом или другой группой учащихся).
Симпозиум – участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения по названной проблеме, после чего отвечают на вопросы «аудитории».
Дебаты – осуждение, построенное на заранее фиксированных выступлениях участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), и опровержений.
Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
В целях экономии времени целесообразно воспользоваться приемом «быстрый круг». По сути, этот прием является опросом учеников по очереди. Но на быстром круге каждый получает возможность высказать только свое мнение, высказывания других участников не обсуждаются. На каждого ученика отводится ограниченное время, обычно можно попросить подростков сказать не более 2-3-х предложений или даже нескольких слов.
Итоговый круг - это разновидность быстрого круга. Повторение наиболее запомнившихся тем занятия на итоговом круге позволяет закрепить пройденный материал. Кроме того, итоговый круг может помочь ученикам выразить интенсивные эмоции, если таковые возникли во время занятия. Наконец, итоговый круг позволяет ведущему быстро получить обратную связь от участников группы, то есть их мнение относительно формы проведения занятия и материала, что может оказаться важным для планирования последующих занятий.
В заключение хочется заметить, что и традиционные, и инновационные приемы работы хороши только в том случае, если они не скучны для детей. А для этого нужно обязательно так построить занятие, чтобы учебно-поисковая и исследовательская деятельность теснейшим образом была бы связана с творческой познавательной деятельностью.