Конспект урока по химии в 9 классе Неметаллы. Общая характеристика неметаллов



МОУ «СОШ с.Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области»

План-конспект открытого урока по химии
в 9 классе

Тема: Неметаллы. Общая характеристика неметаллов
Учитель: Никулина В.А.
2015-2016
Тема:
Неметаллы. Общая характеристика неметаллов.
Цели урока: дать общую характеристику неметаллов элементов и простых веществ
Предметная: изучить положение неметаллов в ПС;
изучить особенности строения атомов неметаллов;
изучить явление аллотропии на примере неметаллов;
изучить физические свойства неметаллов;
Методологическая: развитие научного мышления учащихся при через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных.
Метапредметная: формировать умение применять при изучении материала основных методов научного познания
Планируемые результаты:
Знание:
понятий: металлы, неметаллы;
явление и причины аллотропии;
физические свойства неметаллов.
Умение:
осуществлять экспериментальное исследование физических свойств веществ: агрегатное состояние, цвет, электропроводность, растворимость в воде;
анализировать экспериментальные данные;
классифицировать вещества с точки зрения строения внешних электронных оболочек
писать схему строения атомов (диссоциация, гидратация);
сопоставлять научное и реальное.
Оборудование и реактивы: образцы неметаллов - простых веществ Н2,O2,   (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь
Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами метапредметностиМетоды обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные (схемы); наглядные (мультимедийное наглядное пособие); проблемно-поисковый.
Технологии: элементы личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения через исследовательскую деятельность уч-ся.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
                       Тела →вещества →молекулы → атомы
                         Простые        сложные  
         металлы         неметаллы
Сегодня наш урок пройдёт в тесном химическом взаимодействии. На уроке вам понадобятся не только химические  знания, полученные на предыдущих уроках,  но и информация из других областей знаний.  Посмотрите на схему и попробуйте предположить тему нашего урока.
Большой изученный ранее раздел назывался « Металлы и их соединения», следовательно тема следующая « неметаллы и их соединения». Но это большая тема. Мы начнем ее изучение с общей характеристики неметаллов.
 Обозначив такую тему урока, мы можем предложить, что конкретно нужно изучить в эти , оставшиеся до конца урока, 35 минут.
 Постановка цели урока. Слайд №2. Что можно и нужно узнать?
Эвристическая беседа  для развития научного мышления учащихся  через установление причинно-следственных связей:
Положение атомов неметаллов в ПСХЭ
Особенности строения атомов неметаллов и вытекающие из этого  свойства характерные для неметаллов.
как изменяются окислительно-восстановительные свойства неметаллов
самые сильные окислители (трио)
Просмотр кинофрагмента об окислительных свойствах хлора, кислорода, фтора. Слайд№5
Беседа после просмотра кинофрагмента:
какой самый сильный окислитель?
на основе каких фактов вы это можете подтвердить?
почему его боятся и сейчас?
Подтвердим наши выводы на примере химических реакций. Слайд №6
Работа с текстом учебника. Стр. 89. Каковы же физические свойства неметаллов?
Много ли простых веществ неметаллов в природе? По логике вещей, неметаллы простые вещества, следовательно, сколько химических неметаллических элементов, столько и простых веществ. На самом деле простых веществ неметаллов гораздо больше.
В чем причина? Просмотр кинофрагментов об аллотропии углерода. Слайд №7
Вывод: многообразие объясняется аллотропией. Что это такое? Назовите аллотропные видоизменения других неметаллов, используя текст §15.
Что является причиной аллотропии?
Подведем итог:  неметаллы- это простые вещества, не обладающие свойствами…
х.э неМе располагаются в … ПСХЭ
на внешнем уровне у их атомов от… до… электронов
отсюда следует а) радиус атомов…  б)электроотрицательность…в) в химических реакциях в основном проявляют… свойства.
самый сильный окислитель-…, затем …
простых веществ неМе больше, чем неМе х.э, потому,что….
Проверим себя, на сколько хорошо запомнился материал сегодняшнего урока. Работа в РТ с последующей самопроверкой. Стр. 142  « Готовимся к ГИА» зад 2-7 и 25, 27(1,2)