Классный час на тему: Добро и зло в сказках


Информационно-методический центр
Управления образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Разработка внеклассного занятия на тему:
«Добро и зло в сказках»

Подготовила:
Чулакова Зинаида Петровна,
учитель начальных классов
Туймазы, 2014г.
Автор: Чулакова Зинаида Петровна
Полное наименование образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Мероприятие: внеклассное занятие- классный час
Тема: «Добро и зло в сказках»
Класс: 2
6. Использованная литература и ссылки:
1) Справочник классного руководителя. 1-4 классы. Новое издание. Дереклеева Н.И. - М.: Вако, 2004
2) http://festival.1september.ru/
7. Время реализации мероприятия:40 мин.
8. Цель: дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. Показать, что в сказках добро всегда побеждает зло - это вековая мечта людей.
9. Задачи:
- На примерах сказочных героев рассмотреть понятия: «Добро», «Зло».
- Убедить воспитанников, что добрые отношения и добрые дела люди строят и делают в жизни сами.
- Формировать морально-этические правила и нормы, воспитывать доброе отношение к окружающим.
10. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, слайды с героями сказок, аудиофайл с песней «Дорогою добра», вырезанные из бумаги лепестки.
11. Подготовительный период: предложить детям дома вспомнить названия сказок, где есть хорошие и плохие герои.

Ход занятия.
Организационный момент
– Ребята, тема нашего классного часа сегодня…А впрочем, вы сами сможете назвать тему, но чуть позже.
(Звучит песня “О доброте”.)
Добро – это ты!Добро – это я!Добро – это целая наша Земля!Добро – это праздник в семье,Добро – это песня ручья по весне, Добро – это радости море и смеха, Добро – это также прекрасно, как лето! Когда мама с папою рядом – Добро!И люди идут, улыбаясь в метро,Ну. в общем, добро – это что-то такое, Что объяснить не в силах порою!
– Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе?
– Вы правильно догадались, что наша сегодняшняя встреча будет посвящена теме добра и зла. Доброта– это такое качество человека, которое нельзя рассмотреть, потрогать, но без которой невозможно прожить на белом свете.
“Доброта – это солнце, которое согревает душу человека” (учитель читает цитату на доске)
- Какие ассоциации вызывают у Вас эти слова? (Ответы детей. Дети отвечают, что добро всегда побеждает зло).- В каких произведениях хорошо виден контраст добра и зла? (В сказках)
- Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам.
Ведение в тему:
- Что такое сказка? (Сказка - народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.)
-Как вы думаете, какого героя в сказках называют «добрым»?Вспомните несколько разных сказок и приведите примеры добрых героев. Почему они добрые?
-Каких героев в сказках называют «злыми»?Приведите примеры из сказок злых героев. Почему они злые? (Ответы детей, показ презентации)
- В сказках добро всегда побеждает зло? (Ответы детей)
- В жизни всегда добро побеждает зло? Почему? (Ответы детей)
- Может ли добрый человек совершить нехороший поступок? (Может.) Почему? (Человеку свойственно ошибаться, или его могут обмануть.) - Можно ли всех людей разделить на добрых и злых? (Нет.) Почему? (Добрый человек может совершить плохой поступок без умысла, нечаянно.) Когда, допустим, Дима толкнул Илью, это значит, что он недобрый, плохой человек? (Нет.) Значит нужно говорить о поступке, а не о человеке.
- Что в сказках делают герои из того, что мы совершаем каждый день? (Едят, пьют, ходят, говорят,слушают,спят).
Поэтому они и близки нам, и мы можем тогда без труда сказать (определить) хороший, положительный, добрый герой или, наоборот, плохой, отрицательный, злой герой.
Работа над понятиями добро и зло.
Учитель:
– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы?– На одну чашу весов мы будем класть “зло” (темные фишки, которые означающие “зависть”, “предательство”, “жадность”, “грубость”, “войну”, “ложь”, “трусость”, “равнодушие”).– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добрыми делами. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов.
(Дети говорят о своем добром деле, на чашу весов кладется белая фишка. Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.
Игра “Сказочные герои”.
А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы закрываете лицо ладошками, а если добрый – радостно хлопаете.
(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка, Мальвина, Морозко.)– А какие люди вам нравятся в жизни? Почему?
Игровое задание “Цветок желаний”.
– Все в наших руках. Стоит только захотеть, и мир вокруг нас можно изменить к лучшему. Помните сказку В.Катаева “Цветик-семицветик”, в которой девочка Женя, благодаря сказочному цветку, смогла исполнить свои заветные желания.– Я предлагаю вам сейчас побывать в роли волшебников и попробовать загадать желание для близких вам людей, а все ваши желания вместе помогут распуститься на нашей доске волшебному цветку
Стать добрым волшебникомНу-ка, попробуй!Тут хитрости вовсе не нужно особой.Принять и исполнить желанье другого-Одно удовольствие, честное слово!
(Дети озвучивают желания, на доске появляется лепесток за лепестком.)
Рефлексия.
– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то поднимите зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, поднимите желтый листок. (Желтый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)
– Ребята, а что можете сделать вы, чтобы мир вокруг нас стал добрее? (Высказывания детей.)
– Возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.
Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Хочется верить, что вы сможете сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Хорошо, если мы сможем найти с вами в жизни дорогу добра и идти по ней долгие годы.
(Звучит песня “Дорога добра”.)