«Актуальные вопросы преподавания истории России в контексте требований ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта»


-50800-3810 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Просвещение-Столица»
Курсы повышения квалификации
«Актуальные вопросы преподавания истории России в контексте требований ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта»
Самостоятельная работа 2
Курс: Г03
Выполнила:
Фефелова Мария Александровна
Москва
2015

ЗАДАНИЕ
1. Используя схему «Анализ и оценка сценария урока» (см. файл «СР2_Сценарий урока»), дайте оценку сценарию урока истории для 6 класса «Начало дробления древнерусского государства» по всем позициям. Подведите итоги и занесите результаты в таблицу «Обобщенная оценка».
2. Запишите ниже, на специально отведенном месте, советы, которые Вы сочли бы уместным дать учителю, предложившему данный сценарий урока.
Советы учителю
Спасибо за возможность познакомиться с Вашим сценарием урока «Начало дробления древнерусского государства». Сценарий в целом показался мне достаточно интересным, но в "идеале" можно было бы обратить внимание на формирование оценки, т.е., например, дать детям возможность оценивать работу друг друга. Также по новым стандартам необходима динамическая пауза, которая в данном сценарии не предусмотрена. А также в сценарии данного урока не предусмотрено время для проверки домашнего задания.

ОЦЕНКА СЦЕНАРИЯ УРОКАобъекты оценки
Целеполагание и замысел урока, максимальная оценка – 10 баллов
(анализируется соответствие задач урока отобранному для изучения учебному материалу и ожидаемым результатам в системе планируемых результатов, чередование видов деятельности)
Организация урока, максимальная оценка – 15 баллов
Планируемая учебная деятельность учащихся на уроке,
максимальная оценка – 5 баллов
(анализируется и оценивается активность и продуктивность работы учащихся на уроке)
Роль(и) учителя, максимальная оценка – 10 баллов
(анализируется и оценивается направленность и ролевая позиция учителя на уроке)
Элементы инновационных практик, включая интеграцию ИКТ,
максимальная оценка – 25 баллов
“Включение” учащихся в учебную деятельность (учебные ситуации),
максимальная оценка – 4 балла
(анализируется и оценивается степень вовлеченности учащихся в учебную деятельность)
Использование приемов формирующей оценки,
максимальная оценка – 4 балла
(анализируется и оценивается степень вовлеченности учащихся в учебную деятельность)
Индивидуализация обучения, максимальная оценка – 4 балла
(анализируется и оценивается применение учителем приемов, направленных на индивидуализацию обучения)
Сотрудничество и коммуникация, максимальная оценка – 4 балла
(анализируется и оценивается степень вовлеченности учащихся в совместную продуктивную и коммуникативную деятельность)
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем, интеграция знаний, максимальная оценка – 5 баллов
(анализируется и оценивается степень вовлеченности учащихся в деятельность по приобретению знаний и решению проблем)
Использование ИКТ учащимися, максимальная оценка – 4 балла
(анализируется и оценивается степень использования ИКТ учениками)
Штрафные баллы за наличие содержательных, методических и/или педагогических ошибок, максимальный штраф – 25 баллов
анализ и оцЕнка урока: инструментарий
Целеполагание и замысел урока,
максимальная оценка – 10 баллов
1. Как сформулированы задачи урока и ожидаемые результаты учащихся? Отметьте или выделите цветомвсе подходящие пункты.
a 0
Выделенные в сценарии задачи урока не связаны с темой урока и/или поставлены случайно, произвольным образом – вне связи с системой планируемых результатов (предметных и/или метапредметных, личностных)
б 1
Выделенные в сценарии задачи урока связаны с логикой изучения учебного материала, предполагают достраивание в сознании учащегося непротиворечивой целостной картины мира, пополнение системы знаний
в 1
Выделенные в сценарии задачи урока связаны с темой урока, предполагают освоение учащимися определенного этапа в достижении предметных планируемых результатов
г 1
Выделенные в сценарии задачи урока связаны с темой урока, предполагают освоение учащимися определенного этапа в достижении метапредметных и личностных планируемых результатов
д 1
Учебные достижения учащихся, ожидаемые по результатам урока, соответствуют поставленным задачам
е 1
Формулировка задач и ожидаемых результатов позволяет подведение итога урока в терминах достижения и рефлексии (сегодня узнали …(что?), научились …(чему?), стали лучше делать …(что?), осталось непонятым … (что?), самым интересным/трудным было …(что?) и т.п.)
Всего баллов за планируемые задачи урока и ожидаемые результаты учащихся на уроке 3 (Укажите цифрой из таблицы 1 суммарный балл по всем отмеченным позициям – не более 5).
2. Какие периоды урока предусматривает сценарий? Отметьте или выделите цветом все подходящие пункты.
а 1
Сценарий урока предполагает смену видов деятельности
б 1
Сценарий урока предполагает такую дробность периодов (этапов), которая отвечает возрастным особенностям учащихся (бóльшую – для младших школьников, мéньшую – для подростков)
в 1
Сценарий урока предполагает наличие восстановительных периодов (динамических пауз, двигательной активности, смены поз, релаксационных упражнений, эмоциональной разгрузки и т.п.)
г 1
Сценарий урока предполагает такое наполнение восстановительных периодов, которое связано с содержанием и темой урока
д 1
Сценарий урока реалистичен: все предусмотренные этапы и задания укладываются в отведенное на урок время (45 минут)
Всего баллов за планируемые этапы урока 3 (Укажите цифрой из таблицы 2 суммарный балл по всем отмеченным позициям – не более 5).

Организация урока, максимальная оценка – 15 баллов
Планируемая учебная деятельность учащихся на уроке
максимальная оценка – 5 баллов
3. Какая работа учащихся допускается сценарием урока? Отметьте или выделите цветомвсе подходящие пункты.
a 0
Пассивное участие в занятии, которое ведёт учитель: учащиеся следят за объяснением учителя, отвечают на вопросы репродуктивного характера, выполняют задания по пошаговой инструкции
б 1
Фронтальная работа, занятие ведёт учитель: учитель ведёт занятие со всем классом (например, проводит эвристическую беседу, дискуссию, фиксирует результаты обсуждения, при необходимости – выявляет противоречия, задает вопросы, дает пояснения или комментарии и т.п.)
в 1
Индивидуальная работа: ученики работают индивидуально над учебным заданием (например, заполняют рабочие бланки, работают над проблемой или проектом, читают или выполняют упражнения и т.п.)
г 1
Презентация учеников: ученик или группа учеников представляют результаты выполненных заданий
д 1
Работа в парах или малых группах: ученики работают совместно в парах или группах
е 1
Фронтальная работа, занятие ведут ученики: урок или часть урока (например, опрос, вводная презентация и её обсуждение, иное) ведёт ученик или группа учеников
Всего баллов за планируемую деятельность учащихся на уроке 4 (Укажите цифрой из таблицы 3 суммарный балл по всем отмеченным позициям – не более 5).
Роль(и) учителя, максимальная оценка – 10 баллов
4. Какую роль(и) согласно сценарию играет учитель? Отметьте или выделите цветомвсе подходящие пункты.
a 0
Учитель-“наставник”: предоставляет информацию, даёт готовые знания.
большую часть времени говорит учитель, хотя и обращаясь к классу, задавая вопросы на понимание, запрашивая фактическую информацию; ведёт занятие со всем классом, например, читает лекцию или ведёт беседу, дискуссию, даёт инструкции, объясняет новый материал, показывает, как следует выполнять задание, проверяет домашнюю работу или тест
б 0
Учитель-“организатор”: организовывает учебную деятельность учащихся.
распределяет по группам, раздаёт задания или ресурсы, собирает домашнее задание, выставляет оценки, отмечает отсутствующих, отвечает на вопросы по порядку выполнения и оформления работы (но не по её содержанию) и т.п.
в 1
Учитель-“тьютор”: поддерживает работу учащихся, следит за их поведением.
отвечает на вопросы о том, как следует что-то делать, даёт советы, подбадривает учеников или следит за тем, чтобы ученики работали на уроке
г 1
Учитель-“модификатор”: направляет обсуждение, в котором участвует весь класс.
просит учащихся обсудить вопрос или тему, фиксирует результаты, уточнят высказывания учащихся, при необходимости – даёт пояснения и комментарии, задаёт вопросы, помогает подводить итоги и т.п.
д 2
Учитель-“участник”: принимает участие в занятии, которое ведут ученики.
выступает в роли участника дискуссии или другого мероприятия, которое проводят ученики
е 2
Учитель-“научный руководитель”: обеспечивает стимулирующее руководство.
беседует с отдельными учениками или группами, направляя ход их рассуждений, предлагая иной способ действий и т.д.;общается или обменивается ресурсами с учениками; осуществляет обратную связь, например, с помощью системы управления контента или иными средствами ИКТ
5. Чему способствуют роли(ь), которые согласно сценарию играет учитель? Отметьте или выделите цветомвсе подходящие пункты.
a 0
Формированию имитационного (подражательного) действия детей
б 1
Освоению формпозиционного сотрудничества со сверстниками
в 1
Осознанию и освоению понятий или способов учебных действий, введенных или отрабатываемых на уроке в индивидуальной работе
г 1
Осознанию и освоению понятий или способов учебных действий, введенных или отрабатываемых на уроке в сотрудничестве со сверстниками
д 1
Становлению потребности к обращению с образовательным запросом к учителю
Всего баллов за ролевую позицию учителя и ее направленность 6 (Укажите цифрой из таблиц 4 и 5 суммарныйбалл, по всем отмеченным позициям – не более 10).
Наблюдаемые элементы инновационных практик, включая интеграцию ИКТ, максимальная оценка – 21 балл
“Включение” учащихся в учебную деятельность
(учебные ситуации): максимальная оценка – 4 балла
Смысл и цель использования учебных ситуаций – инициировать детское действие, “включить” детей в осознанную и целенаправленную учебную деятельность.
“Включение” учащихся в учебную деятельность происходит, если учащимся предлагается такое задание или такой контекст его выполнения, которые, порождая некоторый “когнитивный конфликт”, побуждают учащихся осознать его причины, включиться в активную поисковую деятельность по его разрешению. Такого рода поисковую активность вызывают задания, способствующие осознанию учащимися смысла изучаемых понятий или выполняемых действий. Например, задания, способствующие обнаружению противоречий, при столкновении житейской и понятийной логики, при выходе за рамки уже известных ситуаций; выбор оснований для группировки и классификации; дидактическая игра; создание и последующее уточнение исходной карты понятий; задания, выходящие за рамки чисто академической проблематики; задания, способствующие выявлению связи изучаемого с практически (или личностно) значимыми ситуациями, и иные, сходные по целям и задачам педагогические приемы.
6. Опираясь на сценарий урока и собственный опыт, оцените возможную степень вовлеченности учащихся в учебную деятельность.Отметьтеили выделите цветомодин пункт.
а 0
Практически никто в классе не поймёт и/или не примет основную учебную задачу урока, задания учителя будут выполняться учащимися формально, без осознания смысла выполняемых действий
б 1
Поймут и примут основную учебную задачу урока, осознанно и заинтересованно будут её выполнять в течение всего урока только отдельные ученики (до 15% – т.е. от одного до пяти учащихся в классе)
в 2
Осознанно и заинтересованно участвовать в уроке (понимать и выполнять задания учителя, отвечать на вопросы учителя и задавать содержательные вопросы) на разных этапах урока будет от четверти до половины учащихся (от 25% до 50% – т.е. примерно от 7 до 12-15 учащихся)
г 3
Осознанно и заинтересованно участвовать в уроке (понимать и выполнять задания учителя, отвечать на вопросы учителя и задавать содержательные вопросы) на разных этапах урока будет от половины до трёх четвертей учащихся (от 50% до 75% – т.е. примерно от 12 до 20 учащихся)
д 4
Все или почти все учащиеся поймут и примут основную учебную задачу, осознанно и заинтересованно будут её выполнять в течение всего урока

Использование приемов формирующей оценки:
максимальная оценка – 4 балла
Смысл и цель использования формирующей оценки – поддержать усилия детей, поощрить их усилия, помочь детям осознать, есть ли у них проблемы, и если есть, то в чём; что нужно делать, чему нужно научиться, чтобы этих проблем не стало; как это можно сделать.
Учитель использует формирующую оценку, если привлекает внимание учащихся к обсуждению и оценке способов действия (а не только полученного результата), использует дифференцированную оценку, отражающую разные аспекты освоения конкретного знания или способа действия (а не интегральную оценку, описывающую достигнутый результат в целом), использует различные приёмы формирования самооценки: а) предлагая различные инструменты, например, “волшебные линеечки” Дембо-Рубинштейн, карты понятий, листы самооценки, лестницы продвижения и/или иные, схожие по назначению приёмы, б) обсуждая наполнение критериев и шкал, в) обсуждая нормы и правила оценки.
7. Опираясь на сценарий урока, оцените возможную степень использования учителем приёмов формирующей оценки.Отметьтеили выделите цветомвсе подходящие пункты.
а 0
Сценарий не предполагает использования приёмов взаимо- и самооценки, диагностических заданий, заданий по рефлексии; на уроке используется только интегральная оценка, даваемая учителем (например, “3”, “4”, “5”).
б 1
Сценарий предполагает использование, обсуждение и сравнение разных способов освоения понятий и/или алгоритмов действий.
в 1
Сценарий предполагает использование приёмов само- и взаимооценки по известным ранее или установленным на данном уроке критериям и шкалам.
г 1
Сценарий предполагает, что оценочное суждение детей опережает оценочное суждение учителя.
д 1
Сценарий предполагает, что оценочное суждение учителя опирается и поддерживает “самопринятие” детей, в том числе – исключает соревнования, сравнения детей друг с другом, негативную оценку, подчеркивает удачные места, задает направление совершенствования и т.п.
Всего баллов за использование приёмов формирующей оценки 1 (Укажите цифрой из таблицы 7 суммарныйбалл, по всем отмеченным позициям – не более 4).
индивидуализация обучения,
максимальная оценка – 4 балла
У учащихся есть возможность работать в своем темпе и/или выполнять индивидуальные задания, составленные с учетом индивидуальных способностей и учебных потребностей учеников; участвовать в групповой работе, обеспечивающей менее успешным учащимся поддержку и помощь одноклассников, свободно выбирать проблему/тему для изучения, получать в ходе урока направляющую и стимулирующую помощь.
8. Опираясь на сценарий урока, укажите предусматриваемые им приёмы индивидуального обучения.Отметьтеили выделите цветомвсе подходящие пункты.
а 0
Сценарий не предусматривает приёмов, направленных на индивидуализацию обучения.
б 1
Учащиеся работают по индивидуальному графику и/или самостоятельно выбирают задания разного уровня сложности.
в 1
Учащиеся принимают решения о том, какую тему/проблематику они выберут, как будут рассматривать проблему или выполнять задание (например, определяют или уточняют замысел, выбирают инструменты или ресурсы, обсуждают, как будут решать проблему).
г 1
Учащиеся получают индивидуальные указания по выполнению задания, основанные на их индивидуальных особенностях.
д 1
Учащиеся участвуют в групповой работе, обеспечивающей менее успешным учащимся поддержку и помощь одноклассников.
Всего баллов за использование приемов, направленных на индивидуализацию обучения 1 (Укажите цифрой из таблицы 8 суммарный балл по всем отмеченным позициям – не более 4).

сотрудничество и коммуникация,
максимальная оценка – 4 балла
Сотрудничество происходит, когда учащиеся работают совместно, выполняя каждый свою часть учебного задания (по созданию продукта, разработке дизайна, поиску ответа на сложный вопрос и т.п.) Если учащиеся несут совместную ответственность за конечный результат, сотрудничество достигает более высоких уровней. Работа надтакого рода заданиями предполагает вступление учащихся в диалог, деловое общение с целью найти приемлемое для всех решение или разрешить возможные конфликты и другие проблемы, т.е. коммуникацию учащихся.
9. Опираясь на сценарий урока, опишите предусматриваемую им картину сотрудничества учащихся.Отметьтеили выделите цветомвсе подходящие пункты.
а 0
Случаев совместной работы учащихся на уроке не предполагается.
б 1
На уроке предполагается совместная работа учащихся в парах и/или группах, в ходе которой учащиеся работают каждый над своим заданием, советуясь друг с другом и/или обсуждая задания; они НЕ принимают общих решений и НЕ распределяют между собой обязанности, например, они обмениваются заданиями, ведётся взаимопроверка, один ученик даёт другому инструкции и контролирует выполнение.
в 1
На уроке предполагается совместная работа учащихся в парах и/или группах, в ходе которой учащиеся работают над одним и тем же заданием, обсуждая его выполнение; они принимают важные совместные решения, НО НЕ распределяют между собой обязанности, например, они обмениваются мнениями, выделяя общие и различающиеся позиции, обсуждают способы выполнения задания или вместе выбирают, над каким заданием будут работать.
в 2
На уроке предусмотрена возможность сотрудничества и коммуникации: учащиеся в парах или группах работают над одним и тем же заданием, принимают общие решения (например, выбирают тему, определяют замысел работы, способы выполнения, ресурсы, рассматривают, сравнивают и оценивают промежуточные результаты, полученные отдельными членами группы, выбирают лучший способ и т.д.), распределяют между собой обязанности по выполнению задания.
Всего баллов за сотрудничество и коммуникацию 1 (Укажите цифрой из таблицы 9 суммарный балл по всем отмеченным позициям – не более 4).

самостоятельное приобретение знаний и разрешение
проблем, интеграция знаний, максимальная оценка – 5 баллов
Учащиеся самостоятельно получают знания, когда они, осуществляя поисковую активность (т.е. обрабатывая информацию, анализируя уже известное с новых для себя позиций; оценивая, преобразуя или применяя известное к новой ситуации и т.п.), выдвигают новые для себя идеи или приходят к новому пониманию.
Учащиеся решают проблемы, когда они, действуя в ситуации неопределённости, ищут, анализируют и оценивают подходы к решению новой для себя проблемы, принимают самостоятельные решения, например, выполняют задание, процесс выполнения которого не был им объяснен, или создают сложный продукт, который должен отвечать ряду требований.
10. Опираясь на сценарий урока, опишите предусматриваемую им работу учащихся по самостоятельному приобретению и интеграции знаний и/или решению проблем.Отметьтеили выделите цветомвсе подходящие пункты.
а 0
Учащиеся не выполняют заданий, требующих самостоятельного получения знаний и/или решения проблем
б 1
Учащиеся работают над заданиями, не имеющими единственного правильного способа решения, единственно верного ответа или к которым неприменимы ранее изученные способы решения
в 1
Учащиеся работают над заданиями, требующими поиска и/или преобразования информации в определённых учебных целях, например, размышляют над информацией в целях её оценки и/или интерпретации (а не повторяют информацию, которую выучили и прочитали), ищут и анализируют информацию, взятую из разных источников, оценивают её достоверность, сопоставляют различные точки зрения, делают обобщения и выводы, представляют известные факты, данные в форме, удобной для последующего анализа, выявляют и устраняют их неполноту и/или противоречивость, уточняют модели, создают обобщающие схемы, рассматривают и уточняют границы применимости, выявляют проблемы, требующие дальнейшего исследования и т.п.
г 1
Учащиеся выполняют учебное исследование, например, самостоятельно выдвигают и проверяют различные предположения, планируют и проводят эксперимент, ведут наблюдение и фиксируют результаты, делают обобщения и выводы и т.п.
д 1
Учащиеся работают над заданиями, требующими оценки альтернатив и принятия самостоятельных решений, например, создают продукт, отвечающий ряду требований, принимают согласованные решения, переводят практическую задачу в познавательную и т.п.
е 1
Работают над заданиями, требующими привлечения идей, содержания, методов других областей знания, переноса знаний, поиска новых сфер применения в реальной жизни, комплексного (системного) рассмотрения проблемы, например, рассматривают известные научные данные в разных контекстах, определяют место и роль отдельных элементов научного знания (закономерностей, явлений, моделей, технических устройств и др.) в рамках более крупных систем и т.п.
Всего баллов за самостоятельное приобретение, перенос и интеграцию знаний, разрешение проблем и проблемных ситуаций 1 (Укажите цифрой из таблицы 10 суммарный балл по всем отмеченным позициям – не более 5).
использование ИКТ учащимися,
максимальная оценка – 4 балла
ИКТ используется в целях приобретения нового знания (в том числе – в области ИКТ) и/или для развития навыков сотрудничества, решения проблем, коммуникации; саморегуляции. Наиболее ценным является использование ИКТ в таких целях, которые без этого трудно достижимы или практически не реализуемы.
Примечание. ИКТ включают компьютеры, интерактивную доску, мобильные устройства, видеокамеры, графические калькуляторы, смартфоны и др.
11. Опираясь на сценарий урока, оцените предусматриваемый им степень использования ИКТ учащимися.Отметьтеили выделите цветомвсе подходящие пункты.
а 0
На уроке использование ИКТ учащимися сценарием не предусмотрено.
б 0
Использовать ИКТ на уроке согласно сценарию имеют возможность только отдельные учащиеся (например, выходя поочерёдно к интерактивной доске, или показывая заранее подготовленную презентацию с рабочего места учителя).
в 1
Учащиеся используют ИКТ для того, чтобы закрепить полученные знания, отработать предметный способ действия или воспроизвести найденную информацию (например, работают на тренажёре, выполняют тесты или тренировочные задания, ищут конкретную информацию, которую никак не обрабатывают, оценивают или интерпретируют и т.п.)
г 1
Учащиеся используют ИКТ для того, чтобы приобрести новое знание и/или для совершенствования навыков сотрудничества, коммуникации; саморегуляции, решения проблем. НО достижение того же эффекта возможно и без использования ИКТ (например, возможно использование словаря на бумажной основе, а не словаря компьютера, или раздаточные материалы и иные задания могли быть распечатаны учащимся, или для проведения опыта возможно использование оптического, а не цифрового микроскопа и т.п.).
д 2
Учащиеся используют ИКТ для того, чтобы приобрести новое знание и/или для совершенствования навыков сотрудничества, коммуникации; саморегуляции, решения проблем. И достичь такой же эффект невозможно без использования ИКТ (например, учащиеся делают мультфильм, или работают в удалённом доступе, получают консультации от удалённого эксперта, берут интервью у удалённого адресата, составляют рассказ на основе самостоятельно модифицированных заготовок, делают компьютерные презентации, и/или интерактивные учебные задания на основе шаблонов, изучают недоступные в обычных условиях ресурсы, анализируют процесс или систему с помощью симуляции или анимированной модели и т.п.).
Всего баллов за использование ИКТ учащимися 2 (Укажите цифрой из таблицы 11 суммарный балл по всем отмеченным позициям – не более 4).
Наличие ошибок
максимальный штраф – 25 баллов
12. Опираясь на сценарий урока, оцените наличие ошибок.Отметьтеили выделите цветомодин подходящий пункт.
а 5
В сценарии допущены 1 – 2 негрубые содержательные ошибки, педагогических и методических ошибок нет.
б 15
В сценарии допущено от 2 до 5 содержательных ошибок, среди которых есть хотя бы одна грубая; при этом может быть допущено не более 4 педагогических и/или методических просчётов.
б 25
В сценарии допущено более 5 содержательных ошибок, среди которых могут быть грубые; допущено 5 и более педагогических и методических просчётов.
обобщенная оценка по пп. 1-11:
Раздел I. Целеполагание и замысел урока II. Организация урока III. Элементы инновационных практик, включая интеграцию ИКТ в учебный процесс Штрафные баллы Всего
Показатель Задачи и ожидаемые результаты Чередование видов деятельности Итого, раздел I Формы работы Роль(и) учителя Итого, раздел II Учебные ситуации Формирующая оценка Индивидуализация обучения Сотрудничество и коммуникация Приобретение знаний, решение проблем Использование ИКТ учащимися Итого, раздел III Наличие содержательных, методических, педагогических ошибок Максимальный балл 5 5 10 5 10 15 4 4 4 4 5 4 25 – 25 50
Балл на уроке 3 3 6 4 6 10 2 1 1 1 1 2 8 5 19
Примечание. В таблицу «Обобщенная оценка» заносятся
суммарные оценки – по позициям, в которых требуется отметить все подходящие ответы (таблицы №№1, 2, 3, 4-5, 7, 8, 9, 10, 11)
отмеченные оценки – по позициям, в которых требуется отметить один подходящий ответ (таблицы №№6, 12)