Исследовательский проект Волшебство круга

Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Чернореченский»


Фестиваль - конкурс ученических проектов



ПРОЕКТ



ВОЛШЕБСТВО КРУГА

Выполнили:
Щедрова Екатерина,1 класс,
Гаврилова Алина,1 класс,
Синкина Ангелина, 1 класс.

Проверил: Фролова О.Н.,
учитель начальных классов,
І квалификационная категория.













ИСКИТИМСКИЙ РАЙОН
2012



Волшебство круга

Исследовательская работа



Оглавление:
1.Введение .......3
1.1Аннотация......... 3
1.2Актуализация темы.. 3
1.3Цели и задачи........ 3
2. Основная часть ......5
2.1 Исторический аспект...... 5
2.2 Анкетирование учащихся 1-4 классов, обработка результатов..
2.3 Теоретический аспект .
2.4 Знакомство с чертёжными инструментами..6
2.5 Способы изображения круга ...... 6
2.6 Составление коллекции аппликаций........9
3. Заключение......9
4. Список литературы.....10
5. Приложения...... 11

























Введение.
Аннотация.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, на развитие познавательных способностей, основ логического мышления и математической речи детей, также на ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
В третьем классе из геометрических фигур дается тема “Окружность и круг”, который подлежит к изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу.
Данная тема детям интересна и близка. Интересна тем, что круг просто красивая фигура, а близка тем, детство тесно связано круглыми предметами. Например, самая любимая игрушка детей мяч. Хотя он шарообразный, дети этого не знают, поэтому на вопрос “Где вы встречались с кругом?” у них первое слово – мячик.
Эту тему я интегрировала с уроком технологии, чтоб показать и доказать детям, что из кругов можно сделать красивые аппликации, а начертив круги нарисовать разные фигуры.
Далее сравниваются круг со спиралью и круг с окружностью. Ученики заметят, что круг замкнутый, а спираль открытая фигура. В сравнении круга с окружностью, слушается ответ учеников. Учитель все это показывает на доске (на альбомном листе), начертит с руки окружность, дает определение окружности. Потом вырезает по этой границе и дети видят, что круг – это то, что внутри границы. Учитель объявляет, что окружность можно чертить с помощью циркуля. Начертит окружность, радиус, диаметр, говорит о их свойствах. После этого, познакомившись с правилами безопасной работы циркулем, дети приступят к работе. Подражая учителю начертят две окружности с одной точки, вырезают большой круг. Остальные круги сделают по этому шаблону.
Актуализация темы.
На уроках математики мы познакомились с геометрическими фигурами. Мы называли предметы круглой формы, и оказалось, что мяч - шарообразной формы.
-А что же такое круг?
С этим вопросом мы обратились к учащимся начальной школы. И узнали, что из 113 учащихся начальной школы примерно 100 ребят затрудняются ответить на этот вопрос или путают с шаром или с окружностью.
Поэтому нами была выдвинута следующая гипотеза:
из кругов разного размера можно выполнять интересные аппликации.

1.2.Цели и задачи.
Анализируя результаты опроса ребят начальной школы и родителей, мы поставили перед собой следующую цель: выполнение аппликаций из кругов разного размера.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Познакомиться с понятием «круг».
Выяснить, чем отличается «окружность» от «круга».
Научиться самостоятельно, чертить круг разными способами.
Познакомиться с чертёжными инструментами.
Создать коллекцию аппликаций из кругов разного размера.

Основная часть.

Исторический аспект
Для первобытных людей важную роль играла форма окружающих их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек деревья и деревья, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких или ядовитых. Особенно вкусны орехи кокосовой пальмы. Эти орехи очень похожи на шар.
В Древней Греции круг и окружность считали венцом совершенства. В каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности стало толчком к возникновению колеса, так как ось и втулка колеса должны всё время быть в соприкосновении. К сожалению, неизвестен изобретатель колеса. Колесо – это чудо! Что же в нём особенного? – подумаете вы. Но это только на первый взгляд. Представьте себе на секунду, что вдруг случилась беда: на Земле исчезли все колёса!
Не только в процессе работы люди знакомились с различными фигурами. Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище. И многие, созданные давным-давно украшения, имели круглую форму.
Бусинки были шарообразными, браслеты и кольца имели форму окружности. Древние мастера научились придавать красивую форму бронзе, золоту, серебру, драгоценным камням. Художники, расписывавшие дворцы, тоже использовали окружность. Со времени изобретения гончарного круга люди научились делать круглую посуду – горшки, вазы, амфоры. Круглыми были и колонны, подпирающие здания. Самым важным среди круглых тел был шар.
2.2 Анкетирование учащихся 1-4 классов, обработка результатов.

Перед поиском информации о круге мы провели анкетирование учащихся 1-4 классов нашей школы. Им были заданы следующие вопросы:
1.Что такое круг?
2. Что такое окружность?
3. Чем отличается круг от окружности?
4. Какие знакомые вам предметы имеют форму круга?

В нашем анкетировании приняло участие 113 человек. На первый вопрос нашей анкеты: Что такое круг? Мы узнали, что 100 человек не знают, лишь 13 человек ответили на наш вопрос.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Со вторым вопросом нашей анкеты: Что такое окружность? Справились большинство ребят, 78 человек ответили на наш вопрос, но, к сожалению, 35 человек затруднились ответить.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
На третий вопрос нашей анкеты: Чем отличается круг от окружности? Мы не получили ни одного правильного ответа!
С четвёртым вопросом: Какие знакомые вам предметы имеют форму круга?
Большинство ребят справились. Мы получили большинство правильных ответов. Ребята, в основном называли. Те предметы, которые окружают их в школе и дома.

2.3 Теоретический аспект
Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке (центре), а расстояние между ножками циркуля не должно меняться.

Окружность – это граница круга.
Точка О – центр окружности.
Отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь ее точкой, - радиус окружности. Радиусы одной окружности равны.
Отрезок, проходящий через центр окружности и соединяющий две точки окружности, - диаметр окружности. Диаметры одной окружности равны.

Круг – часть плоскости, находящаяся не внутри окружности, а вместе с этой окружностью.

Окружность – это замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на равном расстоянии от данной точки.

2.4 Знакомство с чертёжными инструментами.
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. На одном конце у него игла, на другом карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша. Нельзя подносить циркуль иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.
Правила безопасной работы циркулем.
1.Не держи циркуль концами вверх. 2. Не оставляй циркуль раскрытым. 3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед. 4. Работай аккуратно! Будь внимателен!

Способы изображения круга.

по шаблону;
обвести предметы круглой формы;
с помощью циркуля;
с помощью нитки и карандаша;
с помощью колышка и верёвки
Как начертить точный круг на земле или на полу Круги на земле или на полу приходится чертить для многих игр. Нередко нужны два круга одинаковой величины. Иногда необходимо начертить из одного центра несколько разных кругов. Делая круги на глаз, не добьешься точности. Поэтому следует использовать простое приспособление, которое дает возможность чертить правильные окружности. Для него нужны две круглые палки длиной в 70-75 см, а толщиной в 2-2,5 см и длинная крепкая бечевка. В конец одной палки вбейте гвоздь так, чтобы он выступал на 3 см. Спилите шляпку гвоздя и заточите выступающий конец; он должен быть острый, как шило. Отступив на 3 см от того конца, в который вбит гвоздь, сделайте на палке кольцеобразную, довольно глубокую зарубку. Эту палку будем называть опорным колышком. Из другой палки сделайте ведущий колышек, приспособив его для черчения кругов на земле. Устройство колышка вы видите на рисунке посередине. В конец палки ввинтите на всю резьбу толстый шуруп с большой плоской головкой. Чтобы легче было это сделать, сначала вбейте в палку гвоздь и вытащите его, пошатав в разные стороны. Ввинтив шуруп, состругайте ножом конец палки. В 3 см от конца пробейте палку насквозь гвоздем, и его выступающие концы погните немного книзу. Теперь возьмите бечевку и завяжите на ней несколько петель на расстоянии 10 см одну от другой. Все петли сделайте одинакового размера; любая из них должна свободно надеваться на колышек. Испытайте приспособление, которое вы смастерили, чтобы чертить круги на земле. Проденьте опорный колышек в крайнюю петлю так, чтобы бечевка вошла в зарубку. Определите радиус круга, который вы хотите начертить, и на соответствующем расстоянии выберите другую петлю. Накиньте ее сверху на ведущий колышек – она опустится до гвоздя. Чертить круг надо вдвоем. Один держит отвесно опорный колышек, вонзив гвоздь в землю. Другой берет ведущий колышек, ставит его на землю, натянув бечевку, и, не ослабляя ее, идет по кругу спиной вперед. При этом надо сильно нажимать рукой на колышек и наклонять его на себя и от центра. Чтобы шуруп прорезал в земле глубокую, хорошо заметную бороздку, следует пройти по кругу два-три раза. Когда надо чертить круги на полу, требуется ведущий колышек без шурупа. На конец палки надевается муфта, согнутая из жестяной полоски длиной в 7-8 см. Чтобы муфта не расходилась, ее в двух местах прибивают к палке гвоздиками и обматывают тонким шпагатом. Палка только на 2 см входит в муфту; ее нижний конец остается свободным. Сюда вкладывают кусок мела, округлив его сначала ножом и немного заострив конец. Ясно, что при черчении мелом не нужно сильно нажимать на колышек.


2.6 Составление коллекции аппликаций.





















3. Заключение.
По результатам нашего исследования мы убедились, что действительно с помощью кругов разного размера можно выполнять аппликации.

4. Список литературы.
5. Приложения.








Root Entry