Занятие по программе Аппликация на тему Новогодняя открытка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества «Народные ремесла»
Технологическая карта занятия
Тема: «Новогодняя открытка»
Дополнительная общеобразовательная программа «Аппликация»
Разработчик: Аверина Надежда Анатольевна,
педагог дополнительного образования
р.п. Чунский
2015 г.
Технологическая карта занятия
Педагог дополнительного образования: Аверина Надежда Анатольевна.
Дополнительная общеобразовательная программа: аппликация.
Возраст учащихся: 8-12 лет, второй год обучения.
Тема занятия: Новогодняя открытка.
Цель:
-обеспечить усвоение новых способов укладки полос «горизонтальный ряд», «веер», «зигзаг», «ёлочка», применить на практике полученные знания в процессе изготовления открытки;
-развивать умение работать по заданному алгоритму, способствовать формированию творческих способностей;
-обеспечить условия для воспитания у детей, трудовых, эстетических качеств личности, взаимопомощи.
Тип занятия: комбинированный.
Планируемый результат: выполнить новогоднюю открытку, в технике «Айрис фолдинг», применяя разные способы укладывания полос.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные: понимать и принимать значение декоративно-прикладного творчества в жизни людей, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять интерес к работе в технике «Айрис фолдинг».
Познавательные: обобщать имеющуюся информацию и применять ее в практической деятельности, уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск способов решения творческой задачи.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, составлять план при помощи педагога, самостоятельно следовать составленному плану.
Коммуникативные: отвечать на вопросы педагога, участвовать в работе группы, аргументировать свою точку зрения, выражать собственное мнение, уметь поддерживать позитивный учебный диалог; адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, товарищами.
Основные понятия: «Айрис фолдинг», «Айрис – шаблон», способы укладывания полос «горизонтальный», «веер», «зигзаг», «елочка», «Айрис – шаблон» на основе треугольника.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Интернет-ресурсы:
Ёлочка в технике Айрис фолдинг. http://stranamasterov.ru/technics/iris-firНадписи на открытках «С Новым годом!»: http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/115948/Учебно-методический комплекс занятия:
Инструменты: ножницы, линейка, простой карандаш, панч креативный (дырокол фигурный с изображением снежинки).
Материалы: фотобумага формата А 4; картон – цветной (фольгированный, голлаграфический); бумага для творчества декоративная; скотч; пайетки – снежинки, звезды.Дидактическое сопровождение:
Презентация к занятию.
Инструкционная карта «Изготовление открытки в технике «Айрис фолдинг»
Приложение к инструкционной карте «Айрис шаблоны, со способами укладки полос»
Образцы открыток с изображением ёлочки, со способами укладки полос «горизонтальный ряд», «веер», «зигзаг», «ёлочка».
Образовательные технологии: Технология индивидуализации обучения с включением ИКТ и технологии здоровьесбережения.
Ход занятия
№ Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность обучающегося1 Организационный
Подготовка детей к работе на занятии. Приветствую детей;
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии.
Проверяю явку обучающихся; заполняю классный журнал;
проверяю готовность обучающихся к занятию; создаю эмоциональный настрой обучающихся на работу.
Улыбнёмся друг другу, и мысленно пожелаем всем хорошего настроения. Организация рабочего места.
Приветствуют педагога.
Мотивация учебной деятельности.
Обеспечиваю мотивацию и принятие детьми нового учебно-познавательного материала.
-Ребята, а какой праздник, скоро будет?
Побуждаю к высказыванию своего мнения.
-А как вы думаете, почему и взрослые и дети любят Новый год?
-Ребята, посмотрите на новогодние открытки, представленные на слайде. Вам они нравятся? Чем они, отличаются друг от друга?
-А зачем люди дарят друг другу открытки?
Как вы считаете, какой подарок является самым оригинальным и неповторимым?
-Я предлагаю - подготовимся к Новому году, и выполнить открытку своими руками для  близких и родных. 
Ведь подарки приятно не только получать, но и дарить. Настраиваются на получение новых знаний.
Высказывают свое мнение.
Сравнивают изображения открыток, анализируют, рассуждают.
обобщают информацию.
2 Актуализация знаний. Организую опрос обучающихся, о ранее изученном материале. Предвижу возможные точки зрения, ход их рассуждений.
-Ребята, сегодня мы будем работать с бумагой, давайте вспомним, в какой стране она впервые появилась?
- Чем отличается цветная бумага от картона?
-В какой стране возникла техника «Айрис фолдинг»?
-Как переводится с английского языка название этой техники?
-Чем она отличается, от других техник аппликации?
-Ребята давайте вспомним, что это за изображение? Какую базовую форму оно имеет?
-Зачем в айрис - шаблоне каждая полоска отмечается цифрой?
Побуждаю к высказыванию своего мнения. Отвечают на вопросы педагога, демонстрируют знания полученные ранее.
Рассматривают изображение айрис – шаблона.
Вспоминают полученные знания по технологии.
3 Постановка цели и задач занятия. Озвучиваю тему занятия
Тема нашего занятия «Мастерская деда Мороза».
Ребята, давайте вместе попробуем сформулировать цель нашего занятия. А для этого я предлагаю вспомнить ключевые слова, прозвучавшие сегодня.
-Какую технику работы с бумагой, мы сегодня упоминали?
- О каких изделиях в качестве новогоднего подарка, я сегодня говорила?
-как вы думаете, что мы сегодня будем выполнять? Какую цель мы поставим на занятии?
Подвожу к самостоятельному озвучиванию цели занятия.
Цель нашего занятия: «Выполнение Новогодней открытки, в технике «Айрис фолдинг». Обобщают полученную информацию
Вступают в диалог с педагогом.
Самостоятельно
формулируют цель занятия.
4 Первичное усвоение новых знаний. Объяснение нового материала с «опорой», на прежний опыт обучающихся.
-Сегодня на занятии мы продолжим наше знакомство с техникой «Айрис фолдинг». В России эта техника работы очень популярна. Применяя её, можно выполнить не только аппликацию, но и сделать оригинальную поздравительную открытку. Наши талантливые мастера в процессе творческого поиска дополнили эту технику работы новыми способами укладывания полос: «горизонтальный ряд», «веер», «зигзаг», «ёлочка». Демонстрирую способы:
-69215316865
-Используя их. Можно выполнить вот такие замечательные открытки.
Демонстрация наглядности (открыток в технике «Айрис фолдинг» с разными способами укладывания полос».Провожу анализ образцов. Предлагаю рассмотреть образцы.
Ребята, вам нравятся представленные образцы?
-Какую геометрическую форму имеют елочки, изображенные на открытках? Похожи ли они по форме на настоящие ели?
-Чем эти открытки отличаются друг от друга?
-Какие способы укладки полос, вы видите на образцах?
При необходимости, дополняю ответы детей.
Знакомлю обучающихся с технологическими этапами работы при выполнении новогодней открытки:
-Согнуть картон по средней линии.
- Обвести трафарет с изображением ёлочки на внутренней стороне картона.
-Вырезать изображение ёлочки, по контуру.
-Совместить айрис-шаблон с вырезанным окошком, помощи канцелярских зажимов закрепить.
-Расчертить и нарезать разноцветные полосы бумаги.
-Приклеить при помощи скотча, полоски бумаги согласно № по айрис шаблону.
-Убрать айрис шаблон.
-Приклеить на изнаночную сторону работы картон с изображением снеговика.
Наклеить звёздочку и снежинки на открытку. Слушают педагога. Усваивают новые знания и
Способы действия.
Рассматривают изделия.
Анализируют изделия, сравнивают, высказывают свое мнение.
Отвечают на вопросы педагога.
5 Первичная проверка понимания. Предлагаю выполнить практическое упражнение на осмысление способов укладки полос.
На работу отводится 5 минут.
Дорисовать изображение способа укладки полос:
1 группа: «Горизонтальный ряд».
2 группа: «Веер»
3 группа: «Зигзаг».
4 группа: «Елочка»
Организую взаимопроверку выполненного упражнения между группами. Контролирую выполнение работы. Выполняют упражнение по группам. Выявляют закономерность
способа укладки полос.
Осуществляют самопроверку и взаимопроверку
6 Физ. минутка. Выполняют гимнастику для глаз.
7 Первичное закрепление. Предлагаю выполнить практическую работу на закрепление нового материала.
-Ребята, а теперь, когда мы повторили способы укладки полос, предлагаю перейти к изготовлению новогодней открытки.
-Выполняя работу, мы решаем несколько задач:
-обучаемся разнообразным способам укладки полос в технике айрис фолдинг;
- развиваем фантазию и творческие способности, при подборе цветового сочетания материалов и оформлении открытки.
- воспитываем аккуратность при изготовлении открытки.
Ребята, практическую работу мы будем выполнять по инструкционной карте.
Очень важно соблюдать правила по технике безопасности на занятии. Перед вами лежат правила работы с ножницами. Повторите их.
Для практической работы отводится 20 минут
Работаем по группам:
1 группа выполняет открытки с изображением елочки № 1, 2- способ укладывания полос «горизонтальный ряд»;
2 группа - открытки с изображением елочки № 3,4 -способ укладывания полос «веер»;
3 группа - открытки с изображением елочки № 5, 6 - способ укладывания полос «зигзаг»;
4 группа - открытки с изображением елочки № 7,8 - способ укладывания полос «ёлочка»;
Предлагаю самостоятельно выбрать уровень сложности в работе.
Раздаю раздаточный материал по выбору обучающихся, с учетом уровня сложности.
Ребята, при изготовлении открытки вы можете проявить свою фантазию и дополнить открытку новыми элементами.
Организую самостоятельную работу обучающихся, по инструкционной карте. Напоминаю детям о том, что во время практической работы можно помогать друг друга.
Проверяю правильность выполняемых операций и задания в целом, в соответствии с инструкционной картой.
Слежу за осанкой обучающихся и правильной организацией рабочего места.
Концентрирую внимание обучающихся на наиболее эффектных приемах выполнения операций. Поощряю детей применяющих в работе творческие идеи и находки.
Оказываю индивидуальную помощь обучающимся испытывающим затруднения при выполнении изделия. Помогаю найти и устранить ошибки допущенные обучающимися.
Контролирую рабочее время.
Отмечаю идеи и творческие находки обучающихся. Повторяют цель занятия. Ставят учебные задачи и способы их достижения.
Знакомятся с инструкционной картой.
Вспоминают правила по ТБ при работе с материалами и инструментами.
Воспринимают информацию.
Самостоятельно выбирают степень сложности практической работы.
Проявляют интерес к творческой работе.
Выполняют открытку по технологическим операциям.
Подбирают цветовую гамму применяемых материалов.
8. Итог занятия
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. По завершении работы, совместно с детьми подвожу итог занятия. Провожу обобщение изученного материала
Акцентирую внимание детей на конечных результатах учебной деятельности.
- Итак, наше занятие подходит к завершению. Давайте представим  свои работы на нашей выставке.
Создаю ситуацию успеха и психологической поддержки. Обеспечиваю положительную реакцию детей на творчество товарищей по группе.
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились и вложили в выполняемое изделие своё мастерство, старание, частичку своей души.
Ваши поздравительные открытки получились очень разными, яркими, нарядными и праздничными! Молодцы!
Давайте, вспомним какие способы укладки полос, в технике «Айрис фолдинг», мы сегодня изучили?
Возникали ли у вас затруднения при выполнении практической работы?
- Ребята, а какую цель, мы ставили в начале занятия? И достигли ли мы ее?
Побуждаю обучающихся, к высказыванию собственного мнения. Размещают работы на выставке. Оценивают результаты работы свои и товарищей по группе.
Слушают педагога.
Отвечают на вопросы педагога.
Сравнивают
Вспоминают цель занятия, высказывают свое мнение.
9 Информация о домашнем задании. Даю инструктаж по выполнению домашнего задания:
Ребята, дома нужно будет найти красивое поздравление и подписать открытку.
Сфотографировать открытку и распечатать фотографию для своего портфолио. Запоминают домашнее задание.
10 Рефлексия. Ребята, вам понравилось сегодня на нашем занятии?
Довольны ли вы результатами своего труда?
В качестве критериев оценивания занятия, используются открытки в технике аппликации, с изображением снеговиков.
Сейчас вам предлагается оценить наше занятие.
Перед вами находятся открытки, выполненные в технике аппликации, и предлагаются 3 варианта оценивания:
-завяжите снеговику шарфик оранжевого цвета, если вам понравилось занятие, вы усвоили новый материал, взяли для себя полезную информацию и успешно выполнили практическую работу.
-завяжите снеговику шарфик зеленого цвета, если что-то было не понятно в объяснении материала и были затруднения в практической работе;
-завяжите снеговику шарфик белого цвета – если занятие не понравилось, вы не усвоили материал, не справились с заданием и уходите с плохим настроением.
Предлагаю разместить открытки со снеговиками рядом со своей работой на выставке. Осуществляют самооценку своей работоспособности, психологического состояния, и результатов труда.
Размещают открытки на выставке.