Историко-философские основы предмета самопознание


Историко-философские основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание»План: 1.Духовно-нравственное образование в мировой исторической ретроспективе;2.Духовно-нравственное образование в казахской культуре ;3. Выводы.


- Кто я?- Какова сущность человека? - Смысл жизни? - Что истинное благо для человека? - В чем истинное счастье человека?Сегодня особое значение приобретает проблема исторической преемственности, сохранения и развития национальной и мировой культуры. Обращение к истокам педагогической классики позволяет глубже раскрыть суть современной педагогики как особой формы мышления, развивающейся на основе синтеза всех наук о человеке, где живое слово, живая мысль, живое чувство определяют качество, радость, интерес и смысл бытия.


Единство мысли и дела- этот постулат объединяет всех мыслителейВ гуманистических воззрениях всех эпох особое значение придавалось роли самопознания, самоопределения Фалес Милетский/724-547 до н.э./Древнегреческий философ и математик из Милета. Представитель ионической философии, основатель милетской школы, с которой начинается история европейской науки.Возводил все многообразие вещей к единой первостихии-воде.Учение Фалеса основывается на том, что всей живой и неживой природой управляют душа и бог.Фалес считал душу способной приводить в движение.Магнит тоже имеет душу, потому что движет металлом«Самое трудное-познать самого себя, самое легкое-давать советы другим» Сократ/469-399 до н.э/«Познай самого себя»-любимое высказывание СократаОн открыл новую эпоху в истории античной философии,перейдя от вопросов первоначала и философии природы к вопросам человеческого бытия и самопознания.Жизнь Сократа закончилась трагически-его казнили.Этот мыслитель стал символом совести греческого народа. Стремление к знанию неразрывно связано с водой. Когда Сократа объявили самым мудрым философом, он сказал – «Я знаю только то,что ничего не знаю» …Всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели представляется плутовством, а не мудростьюСократическая беседа/майевтика/-это метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание при помощи наводящих вопросов.«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить» Платон /427-347 до н.э/Платон называет педагогией духовное восхождение ,ведомое стремление к прекрасномуШкола / skala/ -лестница духовного восхождения АристотельДревнегреческий философ, ученик Платона. Аристотель вводит понятие «практической мудрости» или различение между вечными и временными ценностями, между истинным счастьем и временным удовольствием, принимаемым за деньги Лао ЦзыУчение Лао Цзы было направлено на внутреннего человека, ибо по его словам мудрец заботится не о внутреннем, а о внешнем.Процесс важнее результатаВнешний мир- отражение внутреннего мира человека.Мир совершенен, несовершенно восприятие Марк Фабий Квинтилиан/ок. 35 -96 гг до н.э/«По иному взгляни на того же мальчика, и ты увидишь, что он не просто сорванец, а посланник небес» Абу Наср Аль Фараби/870-950 гг/Просвещение и образование и научное исследование -это универсальное отношение , которые связывают собой все бытие, и в которых совершенное Единое Первоначало выступает абсолютным учителем для человека-ученика. Юсуф БаласагуниИзучив и переработав основные положения учения своих предшественников ,В своем труде «Благодатные знания» он рассуждал о духовно-нравственной природе человека. «Создатель наш дал человеку словоЧтобы он вершиной стал всего земногоИ разум дал, чтоб постигать нам знанья, чтобы благие совершать деянья» М.Монтень/1533-1592г/Французский философ и писатель эпохи возрождения. Философия, по мнению Монтеня, должна вернуться к повседневной жизни. Орудием для этого является самопознание. Монтень призывает отказаться от любых авторитетов, школ, ибо они не приводят к знаниям Рене Декарт /1596-1650гг/В познании духовной природы Рене Декарт выделяет помимо чувственного и рационального познания также и интуитивное постижениеОчищая свой разум, очищая самого себя с помощью своих мыслей, человек познает свое духовное начало И.Кант /1724-1804В каждом человеке заложен нерушимый закон, единый для всех людей и Космоса в целомУчение Имануила Канта Трансцендентальная диалектика в конечном итоге имеет своей целью культивирование разума, т.е его самопознание К.Д.Ушинский /1824-1870г/Ушинский считал стремление человека к поиску своего места в жизни врожденной потребностью ««Окружите человека всеми материальными благами и он не только не сделается лучше, но не будет счастливей и что-нибудь одно из двух: или будет тяготиться жизнью или начнет быстро понижаться до степени животного... Всякая школа, позабывшая слова Спасителя: Не хлебом единым жив человек « и приготовляющая человека только к материальной жизни... не выполняет своего назначения. Она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает человека с дороги» Л.Н.Толстой/1828-1910/ «Для того,чтобы воспитание детей было успешным , надо чтобы воспитывающие люди , не переставая, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. » "К вам обращаюсь, все причастные вместе со мной человеческой природе и гнетущим ее бедам! - такими словами открывает Я.А. Коменский страницы своей "Великой дидактики". - Давайте вместе рассмотрим состояние мира, повсюду тонущего во зле, вместе ужаснемся, вместе восплачем - или лучше посоветуемся о том, как помочь делу, если только можно ему помочь!" Подробно и по-житейски обстоятельно идет он со своими учениками к постижению того, что человеку от природы свойственна гармония нравов, что он создан для того, чтобы наслаждаться этой гармонией и страстно стремиться к ней. Гимном человечности является его мысль о том, что сам человек есть не что иное, как гармония - как в отношении тела, так и в отношении души. Януш КорчакОсобое место в ряду размышлений педагога занимает "Молитва воспитателя", раскрывающая сокровенный смысл процесса воспитания как некоего особого таинства. Януш Корчак, так пламенно поведавший миру о том, "как любить ребенка", величайший из педагогов-гуманистов, завещал потомкам такую силу Духа, силу Любви, которая сконцентрировала в себе высший смысл и великую духовность педагогики. Ы.Алтынсарин /1841-1870/Ставил во главу своего творчества Индивидуальный подход к личности каждого ребенка, Вкладывать в душу ребенка главные жизненные ценности.Образовательные задачи Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого. А.Кунанбаев /1845-1904/Человек наделен от природы телом и душой. Нужно знать, какие из свойств тела и души даны от рождения и какие приобретаются в результате труда. Необходимость есть, пить, а также спать — непроизвольные потребности. Желание что-то увидеть и узнать — задатки непроизвольного инстинкта, но разум и знания — являются приобретением человеческого труда. Слушая ушами, видя глазами, прикасаясь руками, пробуя на язык, вдыхая носом, человек получает представление о внешнем мире. Полученные ощущения, приятные они или неприятные, воспринятые пятью указанными органами чувств, располагаясь в памяти в заданной закономерности, создают определенную образность. Шакарим Кудайбердиев/1858-1931/: «Человек должен познать самого себя. Самопознание начинается с трех основных вопросов, которые человек должен задавать себе: как я создан, для чего и что ждет в конце? Что полезное я делаю для своего общества… не причиняю ли я вреда себе или кому-нибудь другому?» Шакарим Кудайбердыулы мудро советовал: «С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества». Великий мыс­литель мечтал: «В процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех».

Шалва Амонашвили/1931 г./. Ш. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»Основные методические подходыВсе обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки к получению знаний, а гуманистическогму подходу и развитию нравственных качеств «Жизнь эволюционна. Она - в постоянном развитии и совершенствовании. В настоящее время, я убеждена, мир вступает в эпоху Духовности». С.А. Назарбаева
style.rotation

С. Назарбаева убеждена, «что поиск родника с хрус­тальным источником Духовности – задача из задач для каждого в отдельности человека и для всех нас вмес­те, ныне живущих и только вступающих в жизнь людей». Начинается этот путь с раннего детства – с раскрытия в каждом ребенке его высшей человеческой природы через самопознание – науку о любви, доброте, человечности, познании себя и окружающего мира. Об этом писали величайшие гуманисты человечества: философы, поэты, педагоги. Так, Знаменательным событием в развитии национальной системы образования стало введение в учебный процесс организаций образования общеобязательного предмета «Самопознание». Инновационная дисциплина успешно выполняет ключевую роль в формировании ценностных ориентиров юных казахстанцев. Ученые отмечают, что самопознание – метапредмет, строящийся на новых мировоззренческих основах, ориентированный на духовные приоритеты, на понимание человека как целостного существа в единстве души и тела, разума и сердца, что отвечает восточной традиции и устоям казахской народной педагогики. Самопознание восполняет недостающее звено в системе современного образования, способствуя личностному и социальному развитию детей и учащейся молодежи. Основу этой дисциплины составили стержневые нравственно-духовные ценности и личностные качества, позволяющие человеку жить в гармонии с собой и миром. Не умаляя значимости других предметных областей, но усиливая их личностно-ориентированный характер, самопознание содействует воспитанию учащихся в духе человеколюбия и милосердия.  ВыводВеликие учителя человечества проявляли единство мысли, слова и делаКаждый человек изначально добр и чистДуховное начало в человеке проявляется как вечные общечеловеческие ценности