Урок Добро и Зло — твой нравственный выбор


Предмет:  ОРКСЭ (модуль светская этика)Класс:  4Тип урока: знакомство с новым материалом
Тема Добро и зло
Цель Сформировать представления о добре и зле
Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий добро и зло.
Задачи Образовательные:
- Формировать представления о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта; умение правильно оценивать себя и других.
Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся;
развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру,
чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.
УУД Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Планируемые результаты Предметные: Знание понятий «добро» и «зло». Понимание ответственности человека за свои поступки.
Метапредметные:
Познавательные: Формирования умений найти, выделить новую информацию в тексте, использовать различные источники для поиска информации.
Регулятивные: Развитие самооценки учащихся. Способность анализировать свои поступки и отслеживать действия своих товарищей. Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу. Умение диагностировать свое психоэмоциональное состояние и корректировать его.
Коммуникативные Формулирование своего собственного мнения. Развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.
Личностные: Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, отношение друг к другу и окружающим.
Технологии, методы  Технология проблемного диалога, сотрудничества
Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.
Формы деятельности - Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Средства обучения Презентация
Видео
Рабочая тетрадь
Толковый словарь С.И. Ожегова
Раздаточный материал
  Этапы урока Задачи ЭОР Учитель Ученики УУД
1. Организационный
Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Презентация
Видео Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!».
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Рада приветствовать вас на уроке светской этики. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнём урок с хорошим настроением. Парами берутся за руки, здороваются.
Эмоциональный настрой
2 Повторение
ранее изученного, актуализация знаний Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. Вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились.
Перед вами термины и их определения, такие же записи есть на карточке 1. Соедините стрелками  термины и определения.
Карточка 1.
Философия Любовь к мудрости
 Этика философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество
 Мораль общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения....
Добро положительное нравственное качество человека
Зло недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.
Культура Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Сверим свою работу с работой группы у доски Формулируют основные понятия курса, определив границы знания и незнания
Ответы учащихся
Познавательные УУД:
- логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы
Регулятивные УУД:
- целеполагание
Личностные УУД:
- интерес к изучению предмета
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
3 Работа по теме
Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания
Как называются хорошие и плохие поступки, об этом вы узнаете сегодня на уроке.
На доске записаны слова.
Драчливый, заботливый, грубый, справедливый, обаятельный,
щедрый, верный, мстительный, милосердный, трусливый, внимательный
Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами?
Подумайте для чего выделены в словах буквы? Какое слово зашифровано?
-А можете ли вы объяснить значение этого слова?
-Сегодня на уроке наша задача разобраться и понять, что такое добро.
Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске.
1.Что такое добро?
- Где мы можем найти определение этому слову?
Так что же такое добро? Найдите определение этому понятию в учебнике на с.39.
Запишите определение в тетрадь.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".-Рядом с добром всегда шагает его противоположность. О чем это я?
Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске.
2. Что такое зло?
Найдем определение в словаре Ожегова.
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. Самостоятельная работа
разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества
Дети по буквам отгадывают слово ДОБРО.
В словаре, в учебнике
Ответы учащихся (учебник, словарь)
Зло
В словаре Ожегова – «Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»
Познавательные УУД:
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
4 Работа с притчей
Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы Работа с притчей.
- Что такое притча?
- Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!
«Пуговица»
Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... (пауза)
- Как вы думаете, что произошло дальше? Продолжение чтения
И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: (пауза)
- Что мог сказать ему ангел?
Продолжение чтения
«Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
- О чём эта притча?
- Кто герой этой притчи?
- К какой категории людей (хороших или плохих) вы отнесёте этого человека? Почему?
- Как жил это человек?
- Что значит путанно?
- Как он решил изменить свою жизнь?
- О каком добром деле он забыл?
- Как вы понимаете последние строки притчи?
- Как можно назвать положительные поступки человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
- А как отрицательные? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
- Чему учит нас эта притча?
-Какое бы вы название придумали этой притче?
- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот. Поучительный рассказ или сказка
Ответы детей
Ответы детей

О добрых и плохих поступках. За всё приходится отвечать
Человек
жил он не очень хорошо, путано
легкомысленно; бестолково
решил делать добрые дела
о пуговице для бабушки
человека оценивают по его делам
совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным, а совершая плохие поступки –порочным.
Человек ценен в своих поступках. Доброе дело дорого стоит. Доброе дело само себя хвалит.
Познавательные УУД:
- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
- усвоение понятий «добро» и «зло»
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Личностные УУД:
- самоопределение
5 Первичное закрепление
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой.
Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Добро и зло – особые слова.
Работа в группах
  Добро Зло
Цвет    
Слово    
Чувство    
Сказочный  герой    
Поступок    
Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.
-Посмотрим, что у вас получилось.
-Что проще: говорить о добре или делать добро?
Работа в группах
Задание1
Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль.
1.В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: ____________
2. Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме стояла инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда: колесо застряло в щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил приподнять коляску не хватало.– Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет, поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через несколько минут все было в порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс инвалид. И добавил: – Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал Мише: __________________.
3. У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________.
Подсказка
Великодушие; несправедливость, непорядочность.
-Проверяем, что у вас получилось.
Задание 2.
Собери пословицы, закрасив начало и окончание каждой одним цветом (рабочая тетрадь).
В чем смысл пословиц?
Учащиеся выполняют работу
Группы зачитывают свои ответы
Говорить легче, а делать добро трудно. Надо преодолевать страх, насмешки, думать о других.
Работа в группах.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. Регулятивные УУД:
- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные УУД:
- самоопределение
6 Рефлексия деятельности (итог урока)
Создание условий для рефлексии
Сформулируйте правила доброты.
Правила доброты.
1.Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
2.Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
3.Делать добро для близких, друзей
4.Не завидовать
5.Не вредничать
6.Не грубить
Составь синквейн на тему «Добро и зло».
Памятка по составлению синквейна.
Первая строчка-1 существительное
Вторая строчка-2 прилагательных
Третья строчка-3 глагола
Четвёртая строчка-фраза из 4-х слов
Пятая строчка-синоним существительное.
-Что нового вы узнали на уроке?
Оцените свою работу. Добро
Справедливый, милосердный
Дружить, любить, помогать
Доброе дело дорого стоит.
Порядочность
7 Домашнее задание
Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание Предлагает дифференцированное задание
- Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению.
- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.
- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.
Создание альбома: «Ими гордится Россия».
Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».
Интервью с членами семьи по вопросам из пособия стр. с.13-14 Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей
Регулятивные УУД:
-оценка, самооценка
собственной деятельности на уроке