Статья Профориентационно-развивающая среда многопрофильной школы


Профориентационно – развивающая среда многопрофильной школы
Коноваленко С. А.,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
г. Нефтеюганск
Социально-экономические преобразования, характерные для России в последние 10-15 лет, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Современные молодые люди, вступая во взрослую жизнь, не готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить решение в нестандартных условиях, использовать полученный опыт, осуществлять ответственный жизненный и профессиональный выбор.
Формальность в проведении профориентационной работы в школе и отсутствие личного опыта подростков в выбираемой профессиональной сфере приводит к тому, что старшеклассники или не готовы к ответственному выбору будущей профессии, или их сформировавшаяся профессиональная направленность оказывается оторванной от реальной жизни. Поэтому в условиях современной экономической ситуации необходимо по-новому рассматривать вопросы профессиональной ориентации молодёжи. Школа должна создавать возможности для поддержки профессионального самоопределения и личностного развития старшеклассников,широко используя при этом ресурсы города, региона.
В 2010 году наша школа получила статус «Многопрофильной» и вопрос создания необходимых условий для расширения пространства образовательной, социальной деятельности и активности старшеклассников в выборе будущей профессии стал как никогда актуальным.
Важнейшим фактором поддержки профессионального самоопределения старшеклассников является проектирование и организация профессионально ориентирующей и развивающей среды [1], в которой подростки имеют возможность проектировать своё будущее и формировать необходимые ресурсы для осознанного, ответственного выбора будущей профессии или сферы профессиональной деятельности. Создание подобной среды позволяет:
-.организовать систему профессионального самоопределения через урочную и внеурочную деятельность;
- реализовать личностно-ориентированный подход к каждому старшекласснику;
- обеспечить выстраивание индивидуальных образовательно-развивающих и профессионально-карьерных траекторий с учетом личных способностей и интересов старшеклассников.
Для человека среда – это не только окружающий его мир, но и тот мир, который существует в его общении, взаимодействиях, взаимосвязях, коммуникации и других процессах. К основным компонентам профориентационно – развивающей среды могут быть отнесены:- учебная деятельность старшеклассника;
- внеучебная деятельность;
- тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы(индивидуальной образовательной траектории) старшеклассника.
384810158115
В
УУчебная деятельность старшеклассника – это реализация индивидуального учебного плана, который включает профильные, базовые учебные предметы, элективные курсы, исследовательскую и проектную деятельность. Урок, являясь основной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе, является базой формирования профессиональных интересов и воспитания готовности к профессиональному самоопределению. На уроках старшеклассники получают образование «по профилю» выбранной ими научной дисциплины, а содержание учебных предметов способствует формированию представления о профессиях.
Неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение учащихся, являются межпредметные и прикладные элективные курсы. Межпредметные элективные курсы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворения интересов учащихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане («Черчение с элементами компьютерной графики», «Основы маркетинга»). Прикладные элективные курсы обеспечивают знакомство учащихся с различными способами применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности («Мир журналистики», «Курс выбирающему профессию юриста»).
Включение старшеклассников в исследовательскую и проектную деятельность создает дополнительные условия для профориентации, так как темы проектных и исследовательских работ подбираются учащимися в соответствии с личными предпочтениями и находятся в области их самоопределения.
Внеучебная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач профориентации и социализации. Время, отведенное на внеучебную деятельность, используется по желанию учащихся в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
- познавательная деятельность;
- профориентационно – развивающая деятельность;
- досугово-развлекательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- социально-преобразующая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность.
Результат внеучебной деятельности школьников – это получение опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном действии в открытом социуме, ученик усваивает элементы культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности. От того, каким образом школьник включается в общество, зависит освоение им системы социальных ролей, которые он должен реализовывать в системе профессиональных отношений.
Каждому виду внеучебной деятельности соответствует своя образовательная форма.
Виды внеучебной деятельности Формы внеучебной деятельности
Познавательная деятельность
Предметные олимпиады
Конференции учащихся
Образовательные сессии преподавателей ВУЗов
Исследовательская лаборатория
Учебная практика с носителем английского языка
Бизнес клуб
Литературная гостиная
Проблемно-ценностное общение
Дебаты
Коммуникативные бои
Киноклуб «Закрытый показ»
Правовой клуб «Новая цивилизация»
Профориентационно – развивающая деятельность Экскурсии
Проведение акций: «Знакомство с профессией», «PR – профессий».
Проведение форумов, круглых столов, встреч с профессионалами.
Ппрофессиональные пробы, практики с привлечением предприятий города и социальных партнеров.
Сотрудничество с ВУЗами, ССУЗами и другими профессиональными учреждениями.
Досугово - развлекательная деятельность
Концерты
Досугово - развлекательные акции в окружающем социуме. Подготовка и проведение общешкольных праздников: Посвящение в старшеклассники
Новогодний огонёк
КВН
Последний звонок
Социально – преобразующая деятельность
Социальная проба
Коллективно-творческое дело
Социально-образовательный проект (акция «Я гражданин России»)
Спортивно-оздоровительная деятельность Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции
Большое разнообразие образовательных форм позволяет каждому старшекласснику найти тот вид деятельности, который будет интересен лично ему и будет связан с его будущей профессиональной деятельностью. В профориентационно – развивающей деятельности особая роль отводится тьютору. Это человек, который осуществляет взаимодействие с предприятиями и организациями города по проведению профессиональных проб и социальных практик для старшеклассников с учетом их профиля.
Направление Профессиональные пробы и социальные практики (партнёры)
Химико-биологическое МУЗ «НГБ»
МУЗ «Станция переливания крови»
МУЗ «ССНМП»
ОАО «Хлебокомбинат Нефтеюганский»
Филологическое Центральная городская библиотека
Автономное учреждение «Нефтеюганский информационный центр»
Радио Юканск-FМ 102,9,
Языковая школа «Speak Easy»
Физико-математическое Информационно-технологическое ОАО «ЮТЭК-Нефтеюганск»
ООО ЮКГ-Энергонефть
ООО «РН-Информ»
ООО «РН-Бурение» нефтеюганский филиал
ОАО «Тюменьэнерго», г. Нефтеюганск
ОАО «Нефтеюганский авиотряд», г. Нефтеюганск.
Отряд Государственной Противопожарной Службы, г. Нефтеюганск.
Социально-экономическое ОАО Ханты-Мансийский банк
Отдел по защите прав потребителей
ОАО СКБ-БАНК, г. Нефтеюганск
Социально-гуманитарное Нефтеюганское УВД
Нефтеюганская городская организация Российская Оборонно-Спортивная Техническая Организация РОСТО (ДОСААФ), г. Нефтеюганск
ООО «Экономика и право»
Отдел по делам архивов г. Нефтеюганска
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (индивидуальной образовательной траектории) заключается в работе со старшеклассниками по выстраиванию траектории их движения в пространстве образования и способствует профессиональному самоопределению и самореализации школьников в будущей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности. Образовательная траектория – это педагогически проектируемый, оптимальный путь решения индивидуальных образовательных задач с помощью ресурсов образовательной среды и социума, ведущий к достижению персональных образовательных и социальных целей.
Тьютор (психолог, педагог, классный руководитель) сопровождает старшеклассника на всех этапах профессионального самоопределения от составления индивидуального учебного плана до выбора будущей профессии и дальнейшего образовательного маршрута.
В процессе своей деятельности тьютор проводит диагностику индивидуальных особенностей, профессиональных склонностей и интересов учащихся. Помогает каждому школьнику сформулировать цели и задачи личностного развития, самоопределения в профессиональной сфере исходя из данных диагностики, найти ресурсы для реализации образовательных возможностей. Очень важным этапом тьюторского сопровождения является рефлексия образовательных, творческих, спортивных достижений и неудач и как следствие возможная коррекция индивидуальной образовательной программы старшеклассника. В своей работе тьютор использует разнообразные формы, способные вовлечь старшеклассника в деятельность по профессиональному самоопределению и самореализации.
Тьюторское сопровождение Формы работы тьютораФормирование эмоционально-ценностного отношения к действительности и развитие личностных качеств Тренинг - знакомство
Тренинги по самоорганизации
Тренинги личностного роста
Тренинг конструктивного решения конфликтных ситуаций
Сопровождение индивидуальной образовательной программы
Тьюториалы (обучающие семинары по моделированю, проектированию и коррекции ИОП)
Индивидуальные и групповые консультации
Рефлексивные тренинги
Профориентационно – развивающая деятельность Деловые игры
Дискуссии
Образовательные события
Таким образом, организация профессионального самоопределения старшеклассника в рамках профориентационно-развивающей среды школы - это возможность поддержания и развития у каждого школьника инициативного и авторского отношения к проектированию образа своего будущего, к выбору будущей профессии и сферы профессиональной деятельности, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование:
- коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной деятельности );
- социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные,профессиональные, творческие, спортивные и другие сообщества;
- готовности к ответственному выбору сферы будущей профессии, профессиональной деятельности.
Литература
Масюкова Н.А. Проектирование в образовании.Минск, 1999.
Бобкова Н.Д., Гиль С.С., Малин С.В. Профориентация молодежи: теории и практики:учебное пособие. Курган, 2009.
Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2005.
Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1.
Бобкова А.А Организация социально-педагогического сопровождения развития старшеклассников – Социальная политика и социология, № 11. – М.: РГСУ, 2010.- С. 196-199.
Голуб Г.Б., ПерелыгинаЕ.А., ФишманИ.С., ЧураковаО.В.; Под ред. Когана Е.Я. Организация профильного обучения в форме индивидуальной образовательной траектории на старшей ступени общего образования: методическое пособие. – Самара: ООО «Офорт», 2007. – 93с.