Программа психологического сопровождения детского объединения с целью развития лидерских качеств младших школьников


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Начальная общеобразовательная школа № 39




Программа психологического сопровождения детского объединения на базе МБОУ НОШ №39 по развитию лидерских качеств младших школьников.




Разработала Афанасьева Ирина Викторовна
Педагог-психолог НОШ № 39
Г. ЧИТА, п. Аэропорт,
ул. Звездная, д.8, кв.2




Чита
2014
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Программа психологического сопровождения детского объединения на базе МБОУ НОШ №39 по развитию лидерских качеств младших школьников.

Основания разработки Программы
1. Федеральные государственные стандарты начальной школы нового поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).
2. Федеральный закон «Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 года
3.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
4. Устав ОУ.

Разработчик программы
Афанасьева Ирина Викторовна педагог-психолог МБОУ НОШ№39

Цель программы
Создание системы психологического сопровождения работы детского объединения путем выявления и развития лидерского потенциала младших школьников входящих в детское объединение.

Задачи программы
Изучить психолого-возрастные особенности формирования лидерских качеств в младшем школьном возрасте.
Составить «портрет» лидера в школьном коллективе и наметить пути психологического сопровождения лидерства.
Подобрать методики по выявлению лидеров в детском коллективе и выявить группу активных и неактивных лидеров.
Составить комплекс игр и упражнений на развитие лидерского потенциала младших школьников- участников детского объединения.

Ожидаемые результаты
Составление психологического портрета лидера школьного коллектива.
Создание системы психолого-педагогической диагностики лидерских качеств.
Реализация комплекса психологических занятий и игр, направленных на развитие лидерского потенциала младших школьников входящих в детское объединение школы.

Сроки реализации программы
2013-2017 годы

Этапы реализации
1 этап реализации программы - (ноябрь 2013 - май 2014 г.г.) – подготовительный, диагностико-аналитическая деятельность.
Анализ теоретических аспектов проблемы лидерства младших школьников и создание психологического портрета лидера в школьном коллективе.
Отбор диагностических методик по выявлению лидеров в детском коллективе.
Проведение первичной диагностики и выявление группы ребят с высоким уровнем коммуникативных качеств, высоким социометрическим статусом, и имеющих высокие показатели по внутришкольному рейтингу как активные творческие личности. Так же выделяется группа неактивных лидеров,
Определение направлений деятельности, психолого-педагогического сопровождения лидерства. Разработка комплекса психологических занятий и игр для развития лидерского потенциала участников ДО.
2 этап реализации программы – (сентябрь 2014 – март 2017 г.г.) – основной
реализация разработанной программы психологических занятий и игр по развитию лидерских качеств, организация больших психологических игр, акций.
реализация ситуаций активного общения и проявления лидерских качеств через участие в делах ДО.
просвещение родителей и педагогов на предмет развития лидерских качеств и задатков.
отслежевание промежуточных результатов.
3 этап реализации программы – (апрель 2017 – июнь 2017 г.г.) – аналитический,
Мониторинг результатов реализации программы (итоговая диагностика)
Систематизация, обобщение и интерпретация полученных данных
Корректировка программы психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств младших школьников.

Приложения



Программа психологического сопровождения детского объединения на базе МБОУ НОШ №39 по развитию лидерских качеств младших школьников.
Актуальность и обоснование программы.
Актуальность проблемы формирования лидерских качеств у учащихся обусловлена тем, что современное общество нуждается в самостоятельных, целеустремленных, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств людях. Исходя из высокого потенциала личности, обладающей лидерскими качествами, задачей современной школы является развитие данных качеств у учащихся в положительном, социально одобряемом ключе, так как в детском коллективе могут формироваться и отрицательные лидеры.
Таким образом, разработка программы развития лидерских качеств отвечает новым социальным запросам. Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Парадигма педагогического образования изменилась и превратилась в образование психолого-педагогическое, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Развитие лидерских качеств младших школьников осуществляется в процессе целенаправленной организации детского коллектива, межличностного взаимодействия, которым руководит взрослый. Во-первых, это организация совместной деятельности детей, во-вторых, формирование их субъективного опыта взаимодействия, в ходе которого они могут проявить и развить свои лидерские качества. Задача психологической службы – способствовать развитию позитивной самооценки учащихся, умения понимать другого, потребности в общении.
На базе МБОУ НОШ № 39 с 2012 года действует детское объединение «Страна Пятерия». Одно из направлений деятельности ДО – «Я-лидер», направлено на развитие у детей таких личностных качеств как активность, лидерские качества, толерантность, организация, анализ достигнутых результатов, коммуникативные навыки детей, обучение основам общения и взаимоотношений в группе, развитие навыков целеполагания, планирования, самоуправления и самоорганизации. Участвуя в работе данного направления, ребята имеют возможность проявить свои творческие и лидерские способности.
Формами воспитательной работы ДО по этому направлению являются участие в самоуправлении, конкурсах, концертах, праздниках, подготовка и проведение игр, коллективно творческих дел и акций и т.д.
С психологической точки зрения детям необходимы такие формы работы, где они могут раскрыться, познать себя, сформировать Я-концепцию, приобрести навыки эффективного общения и т.д.
- дискуссии;
- психологические тренинги;
- деловые игры;
- большие психологические игры;
- мозговые атаки; семинары, конференции.
Другими словами, деятельность ДО необходимо дополнить психолого-педагогическим сопровождением. Психолого-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности специалистов (педагог-психолог, социальный педагог, педагоги), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Одними из приоритетных направлений психолого-педагогического сопровождения согласно новой концепции образования являются:
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
Поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
В рамках данной программы особое значение приобретают эти три пункта. Ярко выраженные лидерские качества могут быть индикаторами социальной одаренности детей; формирование коммуникативных качеств является непременным условием современной системы образования. Эти качества необходимы как лидерам, так и остальным детям и их целенаправленное развитие в системе психолого-педагогического сопровождения пойдет на пользу и тем и другим. И прямое отношение к данной программе имеет психологическая поддержка ученического самоуправления и детских объединений, поскольку это «кузница кадров» детского школьного коллектива.
Содержание программы
Цель программы

Создание системы психологического сопровождения работы детского объединения путем выявления и развития лидерского потенциала младших школьников входящих в детское объединение.

Задачи программы

Изучить психолого-возрастные особенности формирования лидерских качеств в младшем школьном возрасте.
Составить «портрет» лидера в школьном коллективе и наметить пути психологического сопровождения лидерства.
Подобрать методики по выявлению лидеров в детском коллективе и выявить группу активных и неактивных лидеров.
Составить и реализовать комплекс игр и упражнений на развитие лидерского потенциала младших школьников.

Принципы реализации программы
-Открытость
-Культуросообразность
-Целостность
-Интегративность

Виды деятельности

Психодиагностическая деятельность:
психологическая диагностика детей входящих в состав ДО с целью определения:
Социометрического статуса в детском коллективе
Психологических особенностей детей (самооценка, некоторые черты характера, некоторые аспекты Я-концепции), их интересов, способностей и склонностей (а так же достижений), с целью выявления одаренности и ярко выраженных способностей детей.
Коммуникативных навыков детей в общении с взрослыми и сверстниками, выявление психологических причин нарушения общения
Представлений о качествах лидера (социологический опрос детей «Кто он - лидер?»)
Профилактическая деятельность:
1) Создание и соблюдение в образовательном учреждении психологических условий, для развития у детей коммуникативной компетентности и реализации лидерского потенциала;
2) Сохранение физического и психического здоровья школьников, привитие активной жизненной позиции и ответственности;
3) Оказание консультативной помощи родителям (или лицам, их заменяющим), педагогам по проблеме формирования лидерских качеств у младших школьников;
Консультативная деятельность:
1) Оказание психологической поддержки школьникам, их родителям, педагогам;
2) Проведение  консультаций с учащимися, их родителями и педагогами (по запросу);
Психокоррекционная и развивающая деятельность
1) Составить комплекс игр и упражнений на развитие лидерских качеств младших школьников;
2)Организация психологического сопровождения деятельности ДО.
Просветительская деятельность
Формирование у педагогов и родителей потребностей в психологических знаниях, желания использовать эти знания в своей работе с детьми;
Создание условий, в рамках которых учащиеся и педагоги могли бы получить психологические знания, и умения строить взаимоотношения с окружающими.
Включение школьников в актуально-значимые для данного возраста мероприятия:  конкурсы, проекты, игры способствующие повышению психологической культуры.

Содержание деятельности

Обобщение опыта формирования лидерских качеств младших школьников в научно-методической литературе. Разработка «Портрета лидера»
Создание комплекта методик диагностики лидерских качеств и лидерского потенциала.
Создание комплекса психологических игр, и занятий по развитию лидерских качеств детей.
Создание системы психолого-педагогического сопровождения детского объединения «Страна Пятерия».

Условия реализации Программы

К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:
- учебный кабинет;
- научно-методическая литература;
- дидактический материал;
-наглядный и раздаточный материал для занятий и игр;
- MP 3 проигрыватель;
- компьютер и мультимедийный проектор;
- аудио и видеозаписи.

Этапы реализации Программы
Этап
Содержание деятельности
Результаты деятельности

Подготовительный этап
(ноябрь 2013 - май 2014 г.г.)
Для следующих групп этапы повторяются ежегодно

диагностико-аналитическая деятельность.


Создание диагностического комплекта для выявления и оценки лидерских качеств младших школьников.
Список методик
«Два домика»,
Социометрическая методика Дж. Морено
«Кто Я?» (мет. Куна),
Анкета интересов.
Методика «Лесенка».
Психогеометрическая методика.
Рисуночные методики.
Ежемесячный рейтинг достижений и активности учащихся.
Нравственные качества и уровень воспитанности (экспертное оценивание)
Анкета коммуникативных навыков.
Социологический опрос детей «Кто он - лидер?») (приложение 1)


Диагностика лидерского потенциала.
-первичная (определение основного состава для развивающей работы)
-вторичная углубленная позволяет изучить свои черты характера, особенности общения и т.д.
Результаты первичной диагностики социометрического статуса и лидерских способностей (приложение 2)

Проводится в процессе психолого-педагогического сопровождения работы ДО.

Основной этап
(сентябрь 2014 – март 2017 г.г.)

Формирование лидерских качеств у младших школьников входящих в состав ДО
Реализация разработанной программы по развитию лидерских качеств личности младших школьников через организацию психологических занятий.
Реализация ситуаций активного общения и проявления лидерских качеств через организацию больших психологических игр, акций.
Просвещение родителей и педагогов на предмет развития лидерских качеств и задатков. «Стимуляция и поддержка жизненной активности ребенка и его ответственности за себя, за дело, за других людей». «Как вырастить лидера», «Ошибки воспитания»
Отслежевание промежуточных результатов.

Аналитический этап (апрель 2017 – июнь 2017 г.г.)
Мониторинг успешности реализации программы


Мониторинг результатов реализации программы.
Систематизация, обобщение и интерпретация полученных данных
Корректировка программы психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств младших школьников.


Приложение 1
Дорожная карта реализации программы развития лидерских качеств младших школьников входящих в ДО на 2013-2017 г.г.

Наименование мероприятия
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Ожидаемые результаты



Ответственные

Подготовительный этап (октябрь 2013 - май 2014 г.г.)
диагностико-аналитическая деятельность.

Анализ теоретических аспектов проблемы лидерства младших школьников и создание психологического портрета лидера в школьном коллективе.












Психологический портрет лидера в школьном детском коллективе
педагог-психолог

Отбор диагностических методик по выявлению лидеров в детском коллективе.












Комплект методик для диагностики лидерских качеств
педагог-психолог

Первичная диагностика учащихся с высоким и средним уровнем коммуникативных качеств, высоким социометрическим статусом, и имеющих высокие показатели по внутришкольному рейтингу как активные творческие личности.












Диагностика социометрического статуса и лидерских качеств у учащихся всей школы
педагог-психолог. Классные руководители

Определение направлений психолого-педагогического сопровождения.
Разработка комплекса психологических занятий и игр для развития лидерских качеств участников ДО.












Комплекс психологических занятий и игр по развитию
лидерских качеств младших школьников
педагог-психолог

2.Основной этап (сентябрь 2014 – апрель 2017 г.г.) ежегодно

Реализация разработанной программы психологических занятий и тренинга по развитию лидерских качеств, организация больших психологических игр, акций.












Проведение психологических занятий
педагог-психолог

Реализация ситуаций активного общения и проявления лидерских качеств через участие в делах ДО школы













педагог-психолог, организатор ДО, классные руководители

Просвещение родителей и педагогов на предмет развития лидерских качеств и способностей.












Выступления на кл. часах, оформление стендов и информац. и сообщений через систему «Дневник.ру» и школьный сайт
педагог-психолог, классные руководители


Отслежевание промежуточных результатов.












Отчеты по работе педагога-психолога для зам.дир. по ВР
педагог-психолог


3.Аналитический этап (апрель-июнь 2017 г.)

Мониторинг результатов реализации программы (итоговая диагностика лидерских качеств у школьников)












Результаты итоговой диагностики развития лидерских качеств личности
педагог-психолог


Систематизация, обобщение и интерпретация полученных данных












Отчет о проделанной работе
педагог-психолог



Корректировка программы психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств младших школьников.












Список проблемных областей. Внесение корректив.
педагог-психолог



Приложение 2
Первичная диагностика лидерского потенциала.
Результаты диагностики социометрического статуса учащихся по классам.
Класс и количество детей в классе
Социометрический статус


Звезды
Предпочитаемые
Пренебрегаемые
Изолированные

3 А (25)
6 (24%)
15 (60%)
4 (16%)
0

3 Б (23)
5 (22%)
13 (57%)
4 (17%)
1 (4%)

4А (26)
7 (27%)
13 (50%)
5 (19%)
1 (4%)

4 Б (25)
7 (28%)
13 (52%)
4 (16%)
1 (4%)

Итого (99):
25
54
17
3

%
25,3
54,5
17,2
3

Согласно результатам диагностики социометрического статуса в 3-4 классах 25,3 % детей имеют высокий социометрический статус, т.е. могут быть потенциальными лидерами. Еще 54,5% ребят имеют статус предпочитаемые. Однако у ребят недостаточно много возможностей совместной внеучебной деятельности, обычно они только учатся вместе и общаются в классе.
Далее будут проанализированы лидерские способности детей по анкете Новиковой Е.Б.
Результаты диагностики лидерских способностей.
Класс и количество детей в классе
Уровень проявления лидерских способностей


Лидер
Активный участник
Наблюдатель

2А (21)
4 (19%)
8 (36%)
9 (45%)

2 Б (18)
3 (17%)
5 (28%)
10 (55%)

3 А (25)
6 (24%)
11 (44%)
8 (32%)

3 Б (23)
5 (22%)
9 (39%)
9 (39%)

4А (26)
5 (19%)
8 (31%)
13 (50%)

4 Б (25)
7 (28%)
10 (40%)
8 (32%)

Итого (138):
30
51
57

%
21,7
37
41,3

Таким образом, 21,7 % детей из учащихся 2-4 классов имеют способности лидера и 37% проявляют активную жизненную позицию, эти данные в целом соответствуют активности детей согласно ежемесячной рейтинговой оценке за участие в делах класса, школы, участие в конкурсах, олимпиадах и т.п.
В результате данного среза среди учащихся 3-4 классов набирается группа примерно 25 человек (только высокие показатели) и группа потенциальных лидеров примерно 50 человек (на следующий учебный год данные могут незначительно измениться, т.к. 4 классы перейдут в среднее звено, но на их место придут 1-2 классы этого года) после дополнительных диагностических срезов будет сформирована окончательная группа лидеров и потенциальных лидеров.


Приложение 3
Тематический план занятий по развитию лидерских качеств.
На основном этапе планируется провести комплекс игр и тренинговых занятий по развитию необходимых качеств лидера. Комплекс разбит на 3 блока.
Самопознание (12)
Я и окружающие (12)
Я как лидер (8)
Диагностический этап в начале программы и в конце (2)
Итого 34 занятия – 1 занятие в неделю. Количество групп зависит от количества классов.
В рамках процесса психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в школе будут проводиться психологические акции, большие психологические игры в которых планируется активно задействовать группу лидеров.
Первые 2 блока необходимо реализовать на всех учащихся школы. Так как они предполагают развитие базовых психологических качеств личности (личностные УУД и коммуникативные УУД). Третий блок будет реализован отдельно только на группе активных лидеров.
Тематика занятий 1 блока «Самопознание»
Первый блок направлен на знакомство с собой, своими чертами характера, способностями. В этом блоке и проводится вторичная диагностика.

кол-во часов

1. Вводное занятие-знакомство «Кто я?» (Вводное занятие. Знакомство. Кто я? Представление о себе).
2

2. Оценивайте себя (Самооценка. Самонаблюдение. Как себя оценивать
2

3-4 Мы такие разные (Общие и индивидуальные черты. Внимание, память,
2

мышление, воображение)(2)
2

5. Мир эмоций (Эмоции. Чувства. Проявление эмоций.).
2

6. Воля. Самостоятельность (Воля, как черта характера. Волевые качества личности: целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, мужество и смелость, дисциплинированность. Самостоятельность. Тайм-менеждмент).
2

итого
12






Тематика занятий 2 блока «Я и окружающие»
Второй блок предназначен для актуализации знаний и умений общаться с разными людьми в разных жизненных ситуациях

кол-во часов

Моя семья, мои друзья
2

Общение (виды и способы общения, средства общения)
3

Пойми меня (невербальное общение)
3

Правда и ложь (Ситуации общения. Как распознать ложь)
2

Конфликты – как быть?
2

итого
12


Тематика игр план 3 блока. «Я как лидер»
Третий блок направлен на актуализацию именно лидерских качеств, на знакомство со стилями управления коллективом. На умение не только «командовать», но и «подчиняться», на умение чувствовать свою группу, находить необходимые аргументы, умение организовать группу на выполнение какого либо задания и т.д.

Кол-во часов

Моя команда (сплочение, командообразование)
2

Командовать или подчиняться (формирования доверия в группе, умения быть ведомым. Ответственность за другого)
2

Игра-катастрофа (выработка единого решения, умения обосновать свой вариант)
1

Качества лидера. Какой он – лидер?
1

Игровой цикл «Лидер-организатор»
2


8


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЛИДЕРОВ
Игры на стадии знакомства: BINGO, ВЕТЕР ДУЕТ, 2ПРАВДЫ 1ЛОЖЬ, ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ ТЕ, КТО
Игры на самопознание ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ВОЛШЕБНЫЙ МАГАЗИН
Игры на командообразование и сплоченность: СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ, ВЕРЕВОЧКА, ЗАДАНИЯ,
Игры на выявление лидеров: МАРСИАНСКАЯ ГОСТИНИЦА, КАРАБАС, СЛОН.
Игры на выявление лидеров и взаимодействие в группе КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ НА ЛУНЕ, ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ, КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ (ВТОРОЙ ВАРИАНТ), КАТАСТРОФА В ПУСТЫНЕ, ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Игры на развитие навыков убеждения: ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, ДА-НЕТ-НЕ ЗНАЮ, МАФИЯ
Игры на внимательность по отношению к друг другу: УЗНАЙ ПО ГОЛОСАМ, ГОВОРИ-ГОВОРИ,
Игровой цикл «Лидер-организатор».
«Психологические сказки о лидерстве для младших школьников» И. Вачкова.
Игровой цикл «Лидер-организатор».
Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра «Слон» (из спичек в течение минуты выложить «слона»),
После того, как проведена серия подобных игр, лидеры выявляются всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов, считаются победителями конкурса.
Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.
Конкурс второй: «Агитатор». Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.
Конкурс третий: «Организатор». Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.
Конкурс четвертый: «Люди». Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.
Конкурс пятый: «Программа». Каждый должен продолжить фразу: «Если меня выберут, то я».

Приложение 4
Материалы для работы с родителями.
Оформление стендов и статьи на школьный сайт. Рекомендации к родительским собраниям.
Семь ошибок воспитания, которые мешают детям стать лидерами
(по материалам сайта Forbes.ru:)
Безграничная любовь к собственному ребенку не является гарантией от ошибок при его воспитании. Излишняя ласка и непрошеная помощь часто мешают развитию независимой личности.
Эксперт по лидерству, автор 25 книг, основатель и президент организации Growing Leaders («Растущие лидеры») Тим Элмор из США выделил семь поведенческих моментов взрослых, которые могут навредить развитию лидерских качеств у детей. А также уменьшают их шансы добиться успеха в бизнесе и в личной жизни.
1. Мы лишаем детей возможности ощутить риск
Мы живем в современном мире, полном опасностей на каждом шагу. Лозунг «Безопасность превыше всего» усиливает наш страх потерять детей, поэтому мы окружаем их всеобщей заботой. Европейские психологи обнаружили: если дети не играют на улице, если им ни разу не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой жизни они часто страдают фобиями. Ребенку следует упасть несколько раз, чтобы понять, что это нормально. Подросткам следует поссориться и пережить горечь первой любви, чтобы обрести эмоциональную зрелость, без которой невозможны долгосрочные отношения. Исключая риск из жизни детей, взрослые порождают у них высокомерие, заносчивость и низкую самооценку в будущем.
2. Мы слишком быстро приходим на выручку
Сегодняшнее поколение молодых людей не развило в себе некоторые умения, которые были присущи детям 30 лет назад. Когда мы слишком скоро приходим на помощь и чрезмерно окружаем ребенка «заботой», мы лишаем его необходимости самому искать выход из сложных ситуаций. Рано или поздно дети привыкают к тому, что кто-то их всегда спасает: «Если я ошибусь или не достигну цели, то взрослые исправят и разгребут последствия». Хотя в действительности мир взрослых отношений устроен совершенно иначе. Ваши дети рискуют оказаться неприспособленными к взрослой жизни.
3. Мы слишком сильно выражаем восторг
Тенденция к повышенной самооценке присутствует в обществе. Правило «каждый участник получает кубок» позволяет ребенку почувствовать себя особенным. Но исследования современных психологов показывают, что такой метод поощрения имеет непредвиденные последствия. Через какое-то время ребенок замечает, что единственные люди, кто считает его замечательным, – это мама и папа, а остальные так не считают. И тогда ребенок начинает сомневаться в объективности своих родителей. Ему приятно получать похвалу, но он понимает, что это никак не связано с действительностью. Со временем такой ребенок учится жульничать, преувеличивать и лгать, чтобы избегать сложной реальности. Потому что он просто не приспособлен к столкновениям со сложностями.
4. Мы позволяем чувству вины затмевать хорошее поведение
Ваш ребенок не должен любить вас каждую минуту. Ему предстоит преодолеть много неприятностей в этой жизни, но может помешать избалованность. Поэтому говорите детям «нет» и «не сейчас», чтобы они учились бороться за свои желания и потребности. Если в семье несколько детей, родители обычно считают несправедливым награждать одного ребенка и оставлять обделенным другого. Но награждать всех и всегда нереалистично. Такими действиями мы упускаем возможность показать детям, что успех зависит от наших собственных усилий и благих поступков. И дважды подумайте, прежде чем вознаграждать детей поездками в торговые центры. Если ваши отношения основаны только на материальных стимулах, дети не будут чувствовать ни внутренней мотивации, ни безусловной любви.
5. Мы не делимся ошибками из собственного прошлого
Настанет время, когда здоровый подросток обязательно пожелает «расправить крылья» и набить собственные шишки. И взрослый должен разрешить ему сделать это. Но это вовсе не означает, что мы не будем помогать детям ориентироваться в неизвестных вещах и событиях. Поделитесь с детьми ошибками, которые вы совершали в их возрасте, но избегайте излишних нравоучений про курение, алкоголь и наркотики. Дети должны быть готовы к встрече с неприятностями и уметь отвечать за последствия своих решений. Расскажите им, что вы чувствовали, когда столкнулись с похожими обстоятельствами, чем руководствовались в поступках, какие уроки усвоили. 
6. Мы ошибочно принимаем понятия «интеллект» и «одаренность» за «зрелость»
Интеллект часто используется в качестве меры зрелости ребенка, и в результате родители предполагают, что умный ребенок готов к реальному миру. Это не так. Некоторые профессиональные спортсмены и молодые звезды Голливуда, например, обладают огромным талантом, но все же попадают в публичные скандалы. Не считайте, что ваш ребенок талантлив во всем. Не существует волшебного «возраста ответственности» или руководства о том, когда ребенку пора давать какие-то конкретные свободы. Но есть хорошее правило наблюдать за другими детьми такого же возраста. Если вы замечаете, что ровесники вашего ребенка гораздо более самостоятельны, то, возможно, вы сами сдерживаете развитие у него независимости. 7. Мы сами не делаем того, чему учим детей
Как родители, мы должны моделировать ту жизнь, которую желаем для наших детей. Сейчас именно мы лидеры своей семьи, поэтому должны придерживаться правды в отношениях с окружающими. Следите за своими проступками, даже мелкими, потому что за вами наблюдают ваши дети. Если вы не идете в обход правил, то дети будут знать, что это неприемлемо и для них. Покажите детям, что значит всецело и с удовольствием помогать другим. Делайте людей и места лучше, чем они были до вас, и ваши дети будут делать так же.
Как воспитать лидера?
Многие родители, задумываясь о будущем своего ребенка, хотят его видеть успешным и состоявшимся человеком. И, конечно же, думают о том, как воспитывать свое чадо, чтобы его будущий успех состоялся.
В наше время настойчивость, решительность, воображение, чувство нового, инициативность, умение разбираться в людях, ответственность, умение извлекать уроки из собственных ошибок, умение выслушать, быть объективным, владеть собой, принимать критику, мыслить перспективно, сохранять уверенность перед лицом неопределенности, оптимизм и чувство юмора - неотъемлемые элементы успеха, и искренне хочется привить эти качества своим детям. Обычно родители впервые всерьез задумываются о проблеме детского лидерства только тогда, когда их дети достигают младшего школьного или подросткового возраста. А ведь начинается все с самого рождения!
Что же родители должны делать, чтобы у ребенка воспитать лидерские качества?
Помогите ребенку определить сферу его интересов, подчеркивайте достоинства ребенка, необходимо чтобы он знал свои сильные стороны и умел их использовать.
Учите ребенка публично выступать и отстаивать свое мнение, даже если оно отличается от мнения большинства.
Учите ребенка воспринимать критику без ощущения стыда и муки. Поэтому критика со стороны взрослых должна быть умной, конструктивной, направленной на исправление недостатков, а не на унижение достоинств ребенка.
Учите ребенка конструктивно общаться, разрешать конфликты, видеть положительные моменты даже в отрицательных ситуациях и с оптимизмом смотреть в будущее.
Поддерживайте желание ребенка быть самостоятельным, его инициативу и начинания.
Настоящий лидер, прежде всего, творец, развивайте творческие способности ребенка, умение креативно мыслить, видеть необычное в обыденном.
Не бойтесь ошибок и неудач ребенка. Именно «на ошибках учатся» и помните, что отрицательный результат – тоже результат.
Учите ребенка реально оценивать свои поступки и достижения. Если у ребенка нет слуха, не нужно просить его петь перед гостями и преувеличенно хвалить пение. "Перехваленные" дети теряют ориентиры, их самолюбие развивается непропорционально природным данным, они ожидают похвалы от сверстников, а получают щелчки да насмешки.
Запишите своего ребенка в спортивную команду или на тренинги по развитию лидерских качеств и эмоционального интеллекта, где они наберутся опыта общения с другими детьми. Поощряйте ребенка занимать руководящую должность. Помните, что воспитание ребенка на собственном примере это не только лучший способ привития нужных моделей поведения, а единственный.
Список использованной литературы
Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – М., 2005
Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 2006
Викулова М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка: Автореф. дис . канд. пед. наук. М., 1990.
Закон об образовании, 2009
Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. – М, 1984
Как выделить лидера в ученическом коллективе // Народное образование. - 2001.- № 8.- С.151.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 2006
Конвенция о правах ребенка.
Коротаева, Е. Хочу, могу, умею! / Е. Коротаева. – М.: КСП, 1997. 12
Кукушкин В.С. Психология делового общения. – М., Ростов н/Д., 2003
Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 2006
Мудрик, А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / А.В. Мудрик.-М.: Знание, 1983.
Мухина B.C. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1981.
Немов Р.С. Психология. – М., 1995
Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999
По ступенькам лидерства, ГДДюТ, Омск 2007
Рекут В. «Самые лучшие игры для умников и умниц». М. «РИПОЛ – КЛАССК», 2007.
Саврасов В.П. Особенности развития самосознания: Автореферат канд.дис. – Л., 2005
Шильштейн Е.С. Особенности презентации // Вопросы психологии. – М., 2008
Энциклопедия игр и развлечений под ред.О.Турбина.
Анкета "Мотивы выбора друга"
Название теста. Анкета "Мотивы выбора друга"
Предназначение.   Данная анкета предназначена для разного рода случаев психологической практики, в которой требуется определить особенности взаимоотношений детей или подростков в диаде. Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком.   Ценность анкеты тесно зависит от степени искренности заполняющего его.
Оцениваемые качества. Мотивы дружбы
Возрастная категория. 7-18
Порядок проведения
  Каждый участник опроса получает распечатанную анкету. В зависимости от целей исследования испытуемым может быть предложено несколько анкет, по числу близких друзей каждого испытуемого (максимальное количество анкет может быть фиксированным, например пять).
Инструкция
  У тебя есть друг. Напиши в анкете как его зовут. Это может быть реальное имя, прозвище или же какое-то условное название. Почему ты с ним дружишь? Выбери из следующего списка несколько причин (не более пяти) и отметь их галочками.
Задания
  Имя друга (реальное или вымышленное): ___________________________      1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.   2. Потому что он не жадный.   3. Потому что мы живем рядом.   4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.   5. Потому что мы давно учимся в одной школе.   6. Потому что мы вместе отдыхали летом.   7. Потому что с ним интересно.   8. Потому что много знает.   9. Потому что подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.   10. Потому что мы обмениваемся книгами.   11. Потому что мы вместе играем на компьютере.   12. Потому что он очень сильный и защищает меня.   13. Потому что он мне нравиться.   14. Потому что мне нужен такой друг (подруга).      мотив выгоды, мотив интереса и симпатии к человеку, мотив общих интересов, мотив общего время препровождения, соседский.
Обработка результатов
  В случаях индивидуального консультирования производится только качественный анализ. В случае анализа данных по группе осуществляется подсчёт процентов тех или иных ответов от общего количества собранных анкет.

Год разработки теста. 2009
Номер версии. 1.0
Постоянная ссылка. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиографическая ссылка
1. Анкета "Мотивы выбора друга" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 22.06.2009. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/kit/friendmot.html (22.06.2009).
Разработчик. Лаборатория azps.ru
Лицензия. Текстовое содержимое доступно в соответствии с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].