Методическая разработка классного часа Добро и зло в современном мире

Швецова Ольга Дмитриевна
МБОУ гимназия №1
8 класс
Тема: «Добро и зло в современном мире»
Цели: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», учить аргументировано отстаивать свою точку зрения, развивать умение сопереживать другим людям.
Оборудование: мультимедийная установка, изображение солнца




Есть только один способ
положить конец злу-
делать добро злым людям.
Л.Н. Толстой
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Добро и зло. Какие емкие, важные понятия! На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, красоты и гармонии.
Свои мечты люди воплощали в мифах и легендах, преданиях и сказках, в которых добрые поступки, долг, ответственность, стремление помочь ближнему выступали основой отношений между людьми.
Это в сказках добро всегда побеждает зло. А как обстоят дела в современном мире. Всегда ли добрые поступки, мысли, стремления остаются замеченными другими, а злодеи наказаны? Об этом и пойдет сегодня наш разговор.
Но вначале, давайте определимся с понятиями «добро» и «зло», выясним, какова природа и формы их проявления.
Как вы понимаете слово «добро»? (ответы учащихся)
А как можете объяснить значение слова «зло»? (ответы учащихся)
Учитель подводит итог.
Добро – это, что честно, полезно, служит сохранению и развитию жизни, всё, что помогает человеку и природе, идет им на пользу,
У меня, например, добро ассоциируется со свечой. Подобно тому, что от свечи идет свет и тепло, добро также дает людям свет и тепло.
Ребята, а с чем ассоциируется у вас слово «зло»? (ответы учеников).
Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведёт к распаду, к отчуждению людей друг от друга.
Ребята, есть такая притча. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как вы понимаете смысл этой притчи?

Кто-то из великих сказал: «Бой между добром и злом уже давно выигран. Человеку осталось лишь определиться - на чьей он стороне»
Ребята, а скажите, пожалуйста, какие действия людей можно отнести к добрым на примере нашего города, нашей страны? Что есть хорошего вокруг нас?
(ответы учащихся: - наш город растет и развивается, строятся новые дома, детские сады, мы живеё в мирное время, у нас есть возможность выбора профессии, и т.д.)
А что в нашей жизни плохо, что не устраивает, что хотели бы изменить?
(ответы учащихся: общество разделилось на богатых и бедных; много появилось малоимущих, нищих; на улицах много людей неработающих, которые нападают, избивают, отбирают деньги, телефоны; много несправедливости; законы действуют на стороне богатых; власть далека от народа и т.д.)
Иными словами вокруг нас есть и хорошее, и плохое, и трудно сказать, какая из категорий преобладает. Добро и зло можно представить как две чаши одних весов, они не всегда находятся в равновесии. Постоянно перетягивает то одна, то другая. А вот какая из них окажется наверху, напрямую зависит от каждого из нас, от наших мыслей, поступков, стремления помочь окружающим, а зачастую от простого желания делать добро людям.
Скажите, а вы любите делать добро? Какие добрые дела, поступки вы совершили?
А приходилось ли вам причинять кому-то зло, пусть даже непреднамеренно?
Ребята, перед вами лежат листочки. Напишите, какие поступки вы совершили, о которых вам хочется забыть, поступки, которые принесли кому-то неприятность?
Или те качества, которые вас не красят, от которых хотелось бы избавиться?
А теперь эти листочки разорвите. Будем считать, что от плохих качеств вы избавились, а поступки, которые могут причинять зло и неприятности, никогда больше не совершите.
Что такое добро? Это счастья кусочек, Это свежего воздуха, ветра глоточек. Ты его подари, и оно возвернется, У кого-то сильней просто сердце забьется. Не купить это слово и не продать, Подарить его можно иль просто отдать... Безвозмездно, Не требуя денег обратно, Это все очень просто и, очень понятно. Я сегодня хочу подарить всем добро, Как вам, люди, на сердце - Стало тепло? Пусть же каждый его ощутит, улыбнется, И улыбкой оно к вам тот час же вернется!
Завершая нашу беседу, давайте вместе создадим эмблему добра. Я считаю, что в центре эмблемы должно быть солнце.
Каждого из вас я попрошу дополнить эмблему лучиками. А на лучиках написать свое понятие добра.
Для меня добро-это бескорыстная помощь людям. И этот лучик я прикрепляю к эмблеме.
Дети пишут свои понятия и прикрепляют к эмблеме.
15