План-конспект внеклассного мероприятия «Культурное многообразие Многонационального Поволжья», классный час.


План-конспект внеклассного мероприятия
«Культурное многообразие Многонационального поволжья», классный час.
Проведен___Хамидуллиной_М.А.
Участники: 8 класс, 6 учащихся
Цели и задачи мероприятия:
* Воспитательные:
1.Воспитание уважительного бережного отношения к духовному и историческому наследию своего народа, истории религии;
2.освоение высших духовных образцов отечественной культуры;
3. восстановление традиционной духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей.
*Цели обучения:
1.Исследовать национальный состав Поволжья, Республики Татарстан, класса.
2.Узнать о быте и обычаях основных народов Поволжья.
3. Изучить религии народов Поволжья.
* Развивающие:
1. Развивать творческие способности учащихся.
Подготовительная работа:
1.Распределение тем. Изучить , собрать материал по темам:
1) Многонациональное Поволжье.
2) Национальный состав Республики Татарстан.
3) Изучить национальный состав своего класса.
4) Традиции и обычаи народов Поволжья.
5) Изучить религии народов Поволжья.
6) Изучить стихи, песни и танцы народов Поволжья (репетиции)
2. Оформление, оборудование, инвентарь:
1) Девиз мероприятия:
«Поволжский край, моя земля Родимые просторы! У нас и реки и поля Холмы, леса и горы Народы, как одна семья Хотя язык их разный,Но дружбой мы своей сильны, И мы живем прекрасно!»
2) Подготовка презентации.
3) Музыкальный центр.
План проведения мероприятия по этапам:
1. Вводное слово учителя . (з минуты.)
2. Выступления учащихся.
1) «Многонациональное Поволжье.» (8 минуты)
2) «Национальный состав Республики Татарстан.» (2 минуты)
3) «Национальный состав нашего класса.» 2 минуты)4) «Религии народов Поволжья.» (3 минуты)
5) «Традиции и обычаи народов Поволжья. Известные люди Поволжья» (8 минуты) (презентация)
3. Выступления учащихся (Стихи, песни , танцы народов Поволжья) (10 минут)
4. Конкурс рисунков , посвященный традициям и обычаям народов Поволжья.(4 минуты)
5. Рефлексия .(5 минут)
Ход мероприятия:
1. Вводное слово учителя Мы живем с вами на красивой реке Волга. Наша Волга считается одной из самых крупных рек мира. Поэтому и территория Поволжья занимает вдоль реки огромную площадь. Поволжье - многонациональный край. Мы хотим рассказать о народах Поволжья, ведь мы их представители. Народы, селившиеся вдоль берегов реки Волги: русские , татары, башкиры, мордва, марийцы, удмурты , чуваши. Сейчас мы познакомимся с народами, проживающими на Поволжье . Нужно знать традиции и обычаи не только своего народа, но и всех народов, населяющих нашу необъятную Родину. И тогда нам с Вами будет легче понимать друг друга и не оскорблять чувства собственного достоинства людей других национальностей.
2.Выступления учащихся (используется презентация):
1) «Многонациональное Поволжье.» Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, составляющих более 80 процентов населения, проживает еще около 180 других народов. В историческом плане доминирует русская культура, основанная на русском языке, однако некоторую роль в развитии культуры России, также играют и культуры относительно крупных региональных народностей России, таких как татары, башкиры, калмыки и другие.
Русская нация характеризуется единством языка, а также общностью материальной и духовной культуры. Тем не менее заметно различается русское население северных и южных областей. Между ними находится широкая переходная зона. Еще в начале XX в. различия между историко-культурными группами русских прослеживались очень четко. В настоящее время эти различия сглаживаются, но многие сохраняются и теперь (в языке, фольклоре, обычаях, постройках и пр.).
Традиционная культура башкир типична для Поволжья. Основные традиции: занятие в степях Башкирии - полукочевое скотоводство (лошади, овцы и др.), дополняемое в горно-лесных районах бортничеством и охотой; в лесных районах Сев. Башкирии - земледелие, охота и рыболовство. Земледелие к кон. 19 в. стало преобладающим занятием. Традиционные пахотные орудия - колёсный плуг (сабан), позднее - рус. соха (хука). Ремёсла - выплавка железа и меди, изготовление войлока, ковров, резьба и роспись по дереву (ковши ижау с фигурной ручкой, долблёные сосуды тэпэн для кумыса; с 19 в. - архитектурная резьба.В народном искусстве марийцев издавна были распространены резьба по дереву (черпаки, ковши с ручками в виде коня, медведя, птицы), узорное ткачество, плетение из бересты и тиснение на бересте, позднее — металлические украшения, гнутая и плетеная мебель, трости с выжженным узором. В орнаменте геометрические фигуры нередко сочетаются с растительными и зооморфными мотивами. Особенно интересна старинная вышивка, в которой орнамент, обычно красного, богатого оттенками цвета, очерчивается по контуру черным или синим цветом.
Культура Мордовии представлена огромным многообразием культурных заведений, творческих художественных коллективов, ансамблей, организаций. Все это преумножается разнообразием традиционной мордовской национальной культурой. Национальный колорит культурной жизни Саранска и Мордовии в целом ощущается сразу же при въезде в Мордовию. В Республике очень много делается как для развития современной культуры и искусства, так и для сохранения национальной культуры, обычаев, традиций и старинных мордовских обрядов.
В конце 19-начале 20 вв. основой традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие с трехпольем в лесных и лесостепных районах и залежно-переложной системой в степи. Землю обрабатывали двузубой сохой и тяжелым плугом сабаном, в 19 в. их стали сменять более усовершенствованные сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес, ячмень, горох, чечевица и др. Животноводство в северных районах проживания татар играло подчиненную роль, здесь оно имело стойлово-пастбищный характер. Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, мясо которых шло в пищу, кряшены разводили свиней. На юге, в степной зоне животноводство не уступало по значимости земледелию, в некоторых местах имело интенсивный полукочевой характер – лошади и овцы выпасались круглый год. Здесь разводили также домашнюю птицу. Огородничество у татар играло второстепенную роль, основной культурой был картофель. Развито было пчеловодство, а в степной зоне бахчеводство. Охота как промысел имела значение только для приуральских мишарей, рыболовство носило любительский характер и только на реках Урал и Волга – промысловый. Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.
Красива древняя чувашская земля, воспетая поэтами и композиторами, притягивающая гостей. Самое главное ее богатство - талантливый и трудолюбивый народ, бережно несущий свои вековые традиции. На его долю выпала особая, как бы связующая роль между тюркскими, финно-угорскими и славянскими народами и чувашский народ сумел пронести через века свою самобытную культуру, свои замечательные песни, танцы, вышивки и сказания.
С чувашской землей связаны жизнь и творчество просветителей прошлого -основоположника научного китаеведения в России о.Иакинфа (Бичурина), выдающегося чувашского просветителя и гуманиста И.Я.Яковлева, талантливейшего архитектора второй половины XVIII века П.Егорова.
2)
3) Исследование национального состава классов По результатам опроса учащихся 8 класса в классе татар-3 (50%), русских-1(17%), чувашей -1(17%). Но есть семьи, где родители разных национальностей, например, у Демидовой Алии отец-русский, мать-татарка. И это доказывает нам, что люди разных национальностей живут дружно не только как соседи, проживающие на одной улице или в одном городе, а могут создавать семьи, воспитывать детей.
4) «Религии народов Поволжья.»Особенностью многонационального региона Среднего Поволжья и Приуралья является то, что здесь начиная с IX—XII вв. н. э. мирно сосуществуют две мировые религии — ислам и христианство.
Ислам пришел в край в IX в., в этот период были исламизированы татары, башкиры, часть чувашей. Экспансия христианства началась с XII в., но основная волна христианизации среди мордвы, коми, марийцев и удмуртов проходила с XVI по XIX в.
5) «Традиции и обычаи народов Поволжья. Известные люди Поволжья» (8 минуты) (презентация)
3. Концертные номера учащихся.
1) Стих. Г.Тукай. «И туган тел.»
2) Башкирский танец.
3) Русская народная песня «Во поле береза стояла»
4) Марийский танец
4. Конкурс рисунков , посвященный традициям и обычаям народов Поволжья.(4 минуты)
5. Рефлексия . В результате нашей работы мы пришли к выводам: Быт и обычаи основных народов Поволжья имеют много общего. Взаимопонима-ние и уважение, сострадание и теплота сердец, способны объединить наши народы в любых испытаниях и бедах.Одна из лучших духовных традиций многонационального народа России –помнить о подвигах героев и чтить память погибших за Родину.
 Итог мероприятия: например, результаты конкурсов, заключи-
тельное слово, благодарность участникам и т.д.
Использованная литература: Большая Российская энциклопедия : в 30 т. Т. 3 / председатель науч.- ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец .— Москва : Большая Российская энциклопедия, 2005 .
Приложения (если есть): например, самостоятельно изготовленные
грамоты, протоколы обсуждения, образцы раздаточных материалов и т.д.
Выводы (саморефлексия): результативность проведенного
мероприятия и рекомендации по устранению недостатков