Урок музыки в 7 классе на тему Суровой славой их озарены


Урок музыки в 7 классе
Тема урока: «Суровой славой их озарены»
Цели и задачи:
- формирование у учащихся интереса к изучению истории военных лет, судеб земляков и их подвигов формирование у учащихся духовной культуры;
- патриотическое воспитание учащихся на примерах мужества, отваги и любви к Родине;
- познакомить учащихся с многообразием создания песен Великой Отечественной войны, показать их роль и значение4
- через песенный материал приобщить учащихся к историческому и музыкальному прошлому нашей Родины;
- воспитывать гражданские, патриотические чувства к своей Родине;
- развивать эмоционально-образную сферу учащихся.
Оборудование:
- проектор
- презентация
- выставка книг
- рисунки «Война в песнях»
- слова песен
-фонограммы.
Ход урока
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Сегодня к нам пришли гости, чтобы вместе с нами вспомнить героические будни войны.
День Победы – великий день! Он памятник павшим, награда живым. Это вечная слава тем, кто защищал Москву и Ленинград, кто освобождал Европу и штурмовал Берлин.
Мы с вами, родившиеся после того великого дня, не знаем, что такое война. Но нет на земле человека, который бы не чтил и не помнил тех, кто выстоял и победил в жестокой битве с фашизмом.
Ученик: «Здравствуй…» Сердцем, совестью, дыханьем,
Всею жизнью говорю тебе:
«Здравствуй, здравствуй. Пробил час свиданья,
Светозарный час в людской судьбе».
Ученик: Ты цветеньем яблоневым белым
Осыпаешь землю с высоты.
Ты отрадней песни колыбельной,
Полная надежды и мечты.
Ученик: Ты такая. Ты пришла такая
Ты дохнула в мир таким теплом…
Нет, я слова для тебя н знаю
Ты – Победа. Ты превыше слов.
Ученик: Я клянусь так жить и так трудиться,
Чтобы Родине цвести, цвести…
Чтоб вовек теперь её границы
Ни каким врагам не перейти.
(Звучит песня «Вставай страна огромная»)
Учитель: Наши люди мирно трудились на заводах и фабриках, на колхозных полях и фермах, когда на рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину.
(Звучит «6 симфония» П.И. Чайковского. Проекция картины Верещагина «Апофеоз войны»)
Учитель: Война шла не на жизнь, а на смерть. В суровые дни борьбы с врагом наш народ твёрдо верил в победу!
Ученик: Победа не придёт сама, мой друг!
Её добудешь потом ты и кровью,
Не устрашась трудов, и жертв, и мук
И дорожа свободой, как любовью.
Ученик: Они накинулись неистово,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово «выстоять»,
Когда и выстоять нельзя!
Ученик: И есть душа – она всё вытерпит,
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь тепла и солона.
Учитель: 900 блокадных дней Ленинграда… Враг хотел бомбёжками и голодом сломить героических защитников города на Неве. Но ленинградцы выстояли.
(Звучит симфония Шостаковича «Ленинградская»
Ученик: Дети, плача, хлеб просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Ученик: Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Ученик: Умирали – и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Учитель: Одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны – битва под Москвой. Именно здесь, на подступах к столице, наши воины стояли насмерть, остановили врага и перешли в наступление.
Ученик: Держась, как за личное счастье,
За каждую пядь земли, -
Мы под Москвою встали насмерть,
В грунт промёрзлый вросли.
Ученик: Земля от взрывов дрожала.
Трещала танков броня…
Солнце в огне пожара
Чадило, как головня…
Ученик: Не только на этом взгорье,
Где наш окопался взвод, -
На Балтике и в Черноморье
Москву защищал народ.
Учитель: Много песен было посвящено столице нашей Родины – Москве. Одна из них стала в наше время гимном Москвы. Это песня «Моя Москва» (сл. М. Лисянского,
муз. И. Дунаевского).
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова.
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Эти знакомые всем слова из знаменитой песни высечены на гранитном постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23 километре Ленинградского шоссе – том самом рубеже, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг. Отсюда его погнали обратно, прочь от нашей столицы. Этот памятник был поставлен в ознаменование 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой.
А как была создана песня, ставшая гимном великому городу-герою? История создания этого стихотворения, ставшего песней, такова: «Впервые стихотворение мало тогда кому известного молодого поэта-фронтовика Марка Лисянского «Моя Москва» было опубликовано в журнале «Новый мир» в 1941 году. Оно включало в себя всего две строфы, но именно они послужили основой будущей песни. А весной 1942 года композитор И.О. Дунаевский, художественный руководитель ансамбля песни и пляски, прочитал это стихотворение в вагоне агитпоезда и тут же, прямо на полях журнальной страницы, записал мелодию, навеянную подсказанной первой строфой: «Я по свету немало хаживал…». Но для рождения песни нужна была еще одна строфа, и написал ее режиссер ансамбля С.И. Агранян именно ему принадлежат остальные строфы о любви к прекрасному городу, без которых представить эту песню невозможно. Первое исполнение песни состоялось на станции «Дивизионная», недалеко от Читы, и спела ее солистка ансамбля Марина Бабьяло.
(Звучит песня «Дорогая моя столица…)
Учитель: До победы было ещё далеко. Земля горела под ногами лютого врага. В тылу немецких оккупантов действовали сотни партизанских отрядов.
(Звучит песня «Шумел сурово Брянский лес…»)
Учитель: Долгих четыре года шли по дорогам войны солдаты. Они видели разрушенные города и сожжённые деревни.
(Звучит песня «Эх, дороги…»)
Учитель: Возмездие неумолимо настигало врага. Наши солдаты шли к победе, пядь за пядью освобождая родную землю.
(Звучит песня «День Победы»)
Учитель: И вот он пришел, долгожданный день 9 мая1945 года. День Победы. Враг был разбит. Знамя Победы реяло над Берлином.
Ученик: Победа! Мир! Они пришли весной.
Нас подхватили радостные руки
И понесли над бурною толпой
В грядущий мир, в ликующие звуки!
(Звучит «Славься ты, славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин»)
Учитель: Никогда не завянут цветы у подножия обелисков над могилами героев. Цветущая земля мир и дружба народов – лучший памятник тем. Кто не дожил до Победы.
(Звучит песня «Хотят ли русские войны»)
Учитель: Память о войне будет жить в наших сердцах. Спасибо скажем всем, кто подарил нам мирное небо, солнце.
(Звучит песня «Поклонимся великим тем годам!»)
Ученики (по очереди сканируют)
- Ты нарисуешь яркое солнце,
- Я нарисую синее небо,
- Он нарисует колосья хлеба,
- Мы нарисуем осенние листья
- Школу, друзей, ручей беспокойный.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь войны.
(Звучит песня «Пусть всегда будет солнце…»)
Учитель: Ребята, цените мирное время. Помните, как трудно приходилось нашим родным - дедушкам, бабушкам; солдатам, партизанам, тыловикам, пережившим самую страшную войну ХХ века – Великую Отечественную войну. Они не только пережили эту жестокую войну – они стали победителями и подарили нам жизнь. Спасибо всем за урок.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Ученик: «Здравствуй…» Сердцем, совестью, дыханьем,
Всею жизнью говорю тебе:
«Здравствуй, здравствуй. Пробил час свиданья,
Светозарный час в людской судьбе».
Ученик: Ты цветеньем яблоневым белым
Осыпаешь землю с высоты.
Ты отрадней песни колыбельной,
Полная надежды и мечты.
Ученик: Ты такая. Ты пришла такая
Ты дохнула в мир таким теплом…
Нет, я слова для тебя н знаю
Ты – Победа. Ты превыше слов.

Ученик: Я клянусь так жить и так трудиться,
Чтобы Родине цвести, цвести…
Чтоб вовек теперь её границы
Ни каким врагам не перейти.
Ученик: Победа нее придёт сама, мой друг!
Её добудешь потом ты и кровью,
Не устрашась трудов, и жертв, и мук
И дорожа свободой, как любовью!
Ученик: Они накинулись неистово,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово «выстоять»,
Когда и выстоять нельзя!
Ученик: И есть душа – она всё вытерпит,
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь тепла и солона.
Ученик: Дети, плача, хлеб просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Ученик: Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Ученик: Умирали – и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Ученик: Держась, как за личное счастье,
За каждую пядь земли, -
Мы под Москвою встали насмерть,
В грунт промёрзлый вросли.
Ученик: Земля от взрывов дрожала.
Трещала танков броня…
Солнце в огне пожара
Чадило, как головня…
Ученик: Не только на этом взгорье,
Где наш окопался взвод, -
На Балтике и в Черноморье
Москву защищал народ.
Ученик: Победа! Мир! Они пришли весной.
Нас подхватили радостные руки
И понесли над бурною толпой
В грядущий мир, в ликующие звуки!
- Ты нарисуешь яркое солнце,
- Я нарисую синее небо,
- Он нарисует колосья хлеба,
- Мы нарисуем осенние листья
- Школу, друзей, ручей беспокойный.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь войны.