Актуальность научно-технической и психологической подготовки и переподготовке кадров, созданию современных систем профессионального отбора в горном производстве

Ю.В. Кудинов

Актуальность научно-технической и психологической подготовки и переподготовке кадров, созданию современных систем профессионального отбора в горном производстве


Важнейшая проблема, всегда волнующая мировое сообщество и играющая нередко определяющую роль в международных отношениях обеспеченность человечества энергетическими ресурсами. Рост общественного производства и благосостояние населения в значительной степени определяется возможностями энергетики. Однако именно она оказалась первой отраслью мировой экономики, которая столкнулась с перспективой истощения сырьевой базы. Рост потребления сырьевой базы продолжается. Для ее заполнения геологоразведочные работы, освоения и эксплуатацию месторождений, приходится вести все глубже в недра и дальше от обжитых мест, чаще в труднодоступных районах с неразвитой или отсутствует инфраструктурой, со сложной геологией залегания, с суровым климатом или на дне моря. Это увеличивает опасность и трудность работ, высокие расходы и стоимость продукции, ее транспортировки к месту переработки и использования
В XXI веке уголь как топливо выступает на первый план и становится основным энергоносителем. Государственная политика угледобывающих стран направлена на увеличение добычи угля. По действующей рыночной цене стоимость угля в большинстве стран ниже цен на газ и нефтепродукты, истощение запасов которых может наступить уже к 2035 году.
Вопрос повышения уровня безопасности труда в угольной отрасли является одним из главных заданий в этой сфере. Приоритетным является создание системы защиты человека в горно-геологической среде, адекватность современным технике и технологиям, биомеханическим и психологическим процессам. Важная роль в реализации этого задания принадлежит научно-технической и психологической подготовке и переподготовке кадров, созданию современных систем профессионального отбора в горном производстве.
Более актуальной проблемой современной психологии труда и инженерной психологии является выявление психологических факторов, которые обеспечивают эффективность и надежность работы персонала угольных предприятий.
Угольная отрасль в наибольшей степени характеризуется тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, что осложняет обеспечение высокого уровня механизации и автоматизации производства и требует участия в производственном процессе человека. В этих условиях непредвиденные и внезапные изменения естественных и производственных факторов, несоблюдения правил технической безопасности или неправильные действия даже одного работника, могут привести к человеческим жертвам, нанесения большого вреда окружающей среде и экономическим расходам.
Анализ обстоятельств и причин травматизма показывает, что по организационным и мотивационным причинам происходит большинство производственных травм:
это недостатки в организации рабочих мест и технических операций;
невнимательность, недооценка и игнорирование опасности;
несогласованность в действиях при выполнении работ;
незнание безопасных методов труда, норм и инструкций по технике безопасности;
преднамеренные действия пострадавших, когда с целью экономии времени и физических усилий, сознательно нарушается дисциплина.
Все это является последствиями недостаточного знания психологических особенностей рабочих. Поэтому нужные новые подходы к организации профессионального отбора и учебе кадровых рабочих, которые подготавливаются через сеть профтехучилищ и учебно-курсовых комбинатов.

Одним из таких необходимых и важных подходов является психологическое обеспечение системы профессионального отбора для работы в горном производстве. Развитие теории, методов и практики изучения функциональных состояний человека, что возникают в процессе профессиональной деятельности, есть важное условие оптимизации труда, повышения ее эффективности и качества.
В этой связи в психологии труда и инженерной психологии проблеме изучения состояний человека в условиях профессиональной деятельности уделяется особенное внимание (П.К.Анохин, С.П. Бочарова, А.Б.Леонова, Б.Ф.Ломов, Г.С.Никифоров, С.Г. Тарасов, А.Г.Шмелев и др.). При этом она рассматривается как основа для решения таких важных практических заданий, как обеспечение надежности функционирования человеко-машинных систем и сохранения физического и психического здоровья рабочих. По своим психофизиологическим свойствам люди различаются, и эти отличия важно учитывать. Нужно иметь также в виду, что большинство свойств через пластичность человеческого организма развивается и изменяется в процессе индивидуальной жизни.
Поэтому направленное воспитание и учеба дает позитивный эффект. Однако степень этого эффекта может быть неодинаковая, поскольку есть относительные ограничения возможностей психофизиологических свойств человека. В связи с этим профессиональный психологический отбор ставит задачу выявить таких лиц, в которых процесс образования дает максимальный эффект при минимальном времени учебы.
Психофизиологические особенности человека определяются не только основными свойствами нервной системы, но и многими другими качествами, которые пока менее выучены. Поэтому необходимо иметь объективные психофизиологические характеристики рабочих, которые проходят отбор. Для получения разносторонней психофизиологической характеристики людей необходимо применять разные методические приемы исходя из представлений о системе свойств человека.
Человек не может быть охарактеризован только с точки зрения, например, его умственных особенностей, которые определяют выполнение операций по переработке информации. Необходимо знать его эмоциональную стойкость, волевые качества и т.д. Тому, как правило, при психологическом отборе приходится применять большое число методов, которые раскрывают разные свойства человека, важные для того или другого вида деятельности. Наблюдение за рабочими операторской деятельности, анализ результатов их работы должны продолжаться и при выполнении ими самостоятельной деятельности по выбранной специальности. Это позволит осуществить обратную связь в системе профессионального отбора, выявить имеющиеся ошибки и недоработки в его проведении и внести возможные коррективы.
Профессиональный отбор имеет ограниченную сферу применения: он необходим лишь для самых сложных, специфических видов операторской деятельности. Универсальным средством профессиональной подготовки операторов является учеба. В процессе учебы той или другой специальности человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений. Какой именно должна быть эта система у оператора, зависит от его профиля. Иначе говоря, содержание учебы определяется спецификой операторской деятельности. Эффективность и надежность действий оператора зависят не только от системы его знаний, но также от точности и своевременности выполняемых им действий. Действия, доведенные в известной степени совершенство, выполняемое легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и в то же время с наименьшим напряжением, то есть как бы автоматически, называются в психологии навыками.
Основным средством их формирования является упражнение. Обычно, далеко не каждое действие оператора нужно доводить до «автоматизации». Более того, избыточная автоматизация может появиться причиной ошибок оператора. Как правило, «автоматизировать» следует лишь те действия, которые характеризуются известным однообразием, могут выполняться по некоторому шаблону.
При обучении той или другой определенной операторской деятельности необходимо установить, какие именно действия целесообразно доводить до «автоматизации»: навыки восприятия, двигательные навыки и интеллектуальные (приемы решения задач). В условиях технического прогресса идет постоянное совершенствование техники, что требует также постоянного переобучения оператора.
Успешная учеба создает уверенность в своих силах, повышает интерес к работе. Кроме того, формирование определенного круга навыков способствует заострению восприятий у человека. Он уже легче и быстрее начинает ориентироваться в рабочей обстановке, быстрее «схватывать» особенности и последовательность действий. Большое значение для перенесения навыков имеет тренировка двигательного анализатора. Приобретая в процессе учебы способность различать направление, силу, величину, длительность и другие признаки движений, человек начинает быстрее различать эти признаки и при овладении новыми навыками. Этот опыт образует общую культуру движений и ощущений, от которой в значительной степени зависит успеваемость овладения каким-нибудь навыком.
Для того, чтобы достичь этого, человек должен владеть не только соответствующей системой навыков, но и системой знаний. «Умелое действие» это всегда действие со знанием дела. При этом имеются в виду не только знания о том, как выполнить то или другое действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом: особенностей технологического процесса, физических и других законов, которые определяют этот процесс, машины, которой человек управляет, и т.д.
До недавнего времени в психологии труда доминировала физиологичная традиция изучения проблемы профессионального отбора, в рамках которой накоплено достаточно материала о разнообразных проявлениях функционального состояния организма в реальных условиях деятельности, созданные концептуальные схемы и методические средства оценки состояний, которые отвечают этому уровню жизнедеятельности и разработки соответствующего ему концептуально-методического аппарата.
Однако, до этого времени не создана общепринятая теоретическая и практическая база для анализа функционального состояния активно действующего субъекта труда, что осложняет решение актуальных прикладных заданий. Нечувствительность системы психологического отбора работников горного производства к индивидуально-психологическим особенностям свидетельствует о недостаточной его эффективности. В системе профессионального отбора, что сложилась на угольных шахтах, кадровые службы на местах нацелены главным образом на проверку анкетных данных и медицинское состояние рабочих; отсутствуют на предприятиях лаборатории психодиагностики. В таких условиях значения собственно психологического отбора снижено к минимуму, тогда как в современных условиях он должен приобретать ведущую роль.
Таким образом, разработка содержания и процедуры психологического обеспечения профессионального отбора рабочих операторского труда горного производства, приобретает особенную актуальность и формулирует следующие задачи научного исследования:
определить психологические условия труда рабочих операторской деятельности горного производства на угольных шахтах;
разработать методику психологического обеспечения системы профессионального отбора для рабочих операторского труда горного производства с учетом их личных свойств в условиях современной угольной промышленности;
разработать методические рекомендации относительно профессионального отбора рабочих операторского труда горного производства на основании оценки их индивидуальных психологических особенностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии. – М.: Академический проект, 2002
Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Питер, 2003
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.; Питер, 2003
Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2000
Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии. – М.:Высш. шк.,1986



15