Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. МБОУ «Ново-Арышская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района РТ


Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
МБОУ «Ново-Арышская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района РТ
…Технология от греческих слов «techne» (искусство, ремесло, наука) и «logos» (понятие, учение). С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений.
К инновационным технологиям обучения относят интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. Среди инновационных технологий особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на применение и приобретение новых знаний путем словообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе.
Проект ценен тем, что в ходе выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания. Получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Как любой вид работы в школе, проектная работа по русскому языку и литературе планируется заранее.
Приступая к проектированию проектной работы по русскому языку и литературе в старших классах, нужно представлять, что основные параметры, такие, как цели, задачи и основные этапы , не могут быть изменены. Параметры, связанные с содержанием: проблема, тема проекта, литература по теме, методы сбора и анализа языкового материала, - могут быть наполнены в зависимости от интересов исследователей и руководителя.
Развивающие задачи проектной работы старшеклассников по русскому языку и литературе соотносятся с современными задачами развития личности школьников в любых областях общего образования:
-развитие личности через познание мира, других людей, самопознание;
- развитие исследовательского поведения и исследовательских учений;
- развитие самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие творческой инициативы, интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие научного мировоззрения4 - развитие потребности в рефлексии, объективном оценивании своих достижений, соотнесении их с приложенными усилиями.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения, представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги и т.д.
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных и исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку на разные части речи.
Практико-ориентированный проект по русскому языку и литературе направлен на социальные интересы участников проекта. Например, нужен ли подробный анализ в школьной программе, для чего изучаются правила по русскому языку, пригодится ли знания правил в современной жизни. Творческий и. ролевой проекты перекликаются между собой. Например, «Создание литературного портрета героя».
Проекты по русскому языку и литературе распределяются по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Серебряный век русской литературы», «Писатели-современники», «Сказка о существительном», «Психологический портрет героев произведения» и т.д. Над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек.
Краткосрочные проекты занимают от двух до четырех уроков. Например, в 6 классе я провела урок-проект под названием «Уроки доброты. Почему мальчик высоко ценит дружбу, какая ситуация помогла ему в этом?» (по рассказу в.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на научно-практических конференциях.
Проектная деятельность по русскому языку и литературе включают в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Проекты удобны тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Форма реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, презентация, творческий отчет.
Опыт показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.
Считаю, что метод проектов широко востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижения перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.