Логопедический праздник Спасение Деда Мороза


Логопедический праздник: «Спасение Деда Мороза»
Тема:
Коррекционная - «Дифференциация звуков Р-Л»;
Грамматическая - «Звонкие согласные Р-Л»;
Лексическая – обогащение словаря, активизация речи.
Цели:
Учить детей различать звуки Р-Л, автоматизировать эти звуки в связной речи;
Развивать у детей слуховое внимание, память;
Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез;
Развивать коммуникативную сторону речи.
Оборудование: плоскостное изображение Деда Мороза, доска, мел, серии предметных картинок, карточки с перепутанными слогами, спички (счетные палочки), цветные карандаши, заготовки «половинки».План занятия:
Организационный момент.
Основная часть.
«Услышь звук» - хлопни.
«Слоги перепутались».
«Четвертый лишний».
Игра «Договори словечко»
«Добавь звук»
Развитие моторики - «Составь ёлку»
«Украсим ёлочку».
Физминутка.
Загадки.
Скороговорки.
Пословицы.
Разложи подарки в два мешка - для мальчиков и девочек
«Поможем кролику» - развитие мелкой моторики.
Подведение итогов.
Организационный момент.
Уточнение пространственно-временных представлений. Какие сегодня число, день недели, месяц, время суток, время года?
Логопед: Сегодня у нас не простое занятие, к нам в гости пришла Снегурочка.
Снегурочка: Какие вы сегодня красивые! Кто же вы сегодня?
Дети: Я Волшебница, у меня в руках волшебная палочка. Я – Золушка, у меня красивое платье. Я - веселый клоун, у меня колпак. Я одноглазый пират – у меня повязка на глазу. И другие ответы детей.
Л: Посмотрите, с ней нет Деда Мороза. Снегурочка, а где же Дед Мороз?
С: Мы с вами должны помочь Деду Морозу, выручить его из беды, его заколдовал злой волшебник. Для этого вы будете выполнять задания, которые мне передал волшебник и тогда волшебство потеряет силу»
Л: Мы будем повторять звуки Р-Л, а помогать нам будут наши друзья, которые пришли на карнавал (волк, кенгуру, корова, лось и другие).
Основная часть.
Сообщение темы, уточнение артикуляции, характеристика звуков.
«Услышь звук» когда услышишь звук Л – хлопни, а наши звери будут внимательно за вами следить. (Приложение 1)
С: Молодцы! Так мы скоро освободим нашего Дедушку Мороза!
«Слоги перепутались»- детям выдаются карточки со словами, в которых перепутаны слоги, нужно составить слова. (Приложение 2)
«Четвертый лишний» - что лишнее и почему?
Л: Помидор, яблоко, морковь, картофель
Хурма, брусника, персик, груша
Ворона, воробей, комар, сорока
Волк, корова, белка, лось
Колун, лопата, лампа, пила
Игра «Договори словечко»
Л: Я буду начинать слово, а вы- договаривать, добавляйте слог ЛЫ или РЫ
Шко-лы, шку-ры, ску-лы, ска-лы, коз-лы, ку-ры, узо-ры, забо-ры, ков-ры, уз-лы.
Игра «Добавь звук»
Л: А сейчас задание сложнее - вам нужно вставить звук Л-Р вторым по счету, будьте внимательны!
Кадка - кладка, кошка- крошка, газ- глаз, каска- краска, кубок- клубок, кот- крот, сух- слух, сон- слон, пуд –пруд, тон –трон, бак –брак, бок –блок, пан -план.
С: Умницы! Все верно!
Л: Дети, чего нам еще не хватает?
Д: Ёлки!!!
С: Правильно! А давайте мы с вами сделаем елочку!
Развитие моторики. Детям выдаётся по 9 спичек - нужно составить елочку по образцу.

«Укрась елку»
Л: Ребята, давайте украсим нашу елочку, а для этого нам надо сначала починить гирлянду. Внимательно читайте слоги и зачеркивайте «перегоревшие» лампочки. (Приложение 3)
Физминутка: «Веселушка»
Ой- ой- ой! Ой- ой- ой!
К нам пришел волшебник злой!
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал.
Дети головы склонили,
Замолчали и застыли.
Но пришли друзья зверюшки,
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
А теперь пора читать,
Нам не надо унывать!
Загадки.
С: Для того, чтобы расколдовать Деда Мороза вам нужно отгадать загадки. Логопед читает загадки, а дети договаривают словечки.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд
Каждый в условленном месте стоит
И называется….алфавит.
Портфель у меня и не велик и не мал:
Лежит в нем задачник, букварь и ….пенал.
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?...тетрадь
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог, я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я - школьный …ранец!
Л: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с этим заданием.
Скороговорка.
С: Нужно произнести скороговорки без ошибок.
Такой мороз, такой мороз, берет за нос, дерет до слез.
Ворон Карлсону оторвал карман, Карлсон завел моторчик и пропал.
Хавронья полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
Пословицы.
Л: Пословицы украшают нашу речь, делают ее ярче, выразительнее. Вам, ребята, нужно составить пословицы в правильной последовательности, так как слова рассыпались и перепутались. (Детям даётся набор слов). (Приложение 4)
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Слово - серебро, молчанье - золото.
На чужой каравай рта не разевай.
Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.
Что написано пером – не вырубишь топором.
Л: Ну вот, ребятишки, вы и этот этап прошли. Молодцы!
С : Ой, ребята, смотрите – уже мешок показался! Осталось последнее испытание. Вам необходимо проверить в порядке ли подарки для детей? Л: Злой волшебник заколдовал не только Деда Мороза, но и половинки подарков. Давайте поможем Деду Морозу и дорисуем половинки. А потом разложим подарки в два мешка – для мальчиков со звуком Р, для девочек со звуком Л. (Детям раздаются карточки, на которых нарисованы подарки –дети дорисовывают). ( Приложение 5)
Л: Молодцы, вы справились! Вот и расколдовали Дедушку Мороза!
С : Ребята, а какой год наступает?
Д : Год кролика.
Л : Верно, давайте поможем кролику добраться к нашей елочке. (Приложение 6)
Подведение итогов.
С : Спасибо, ребятишки! Нам с Дедушкой пора идти, нас ждут другие дети. Счастливого Нового Года!
Л: Кто сегодня приходил к нам в гости? Какое доброе дело вы сегодня сделали? Какое задание вам понравилось больше всего? Дома на каникулах нарисуйте героев нашего сегодняшнего занятия.
К нам на елку, ой – ё – ёй,
Дед Мороз пришел большой
Дед Мороз, Дед Мороз,
Он подарки нам принес!
Он принес вам угощения.
Приятного аппетита и счастливого Нового Года!
Список использованной литературы:
Баскакина И. В. Логопедические пгры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Л. – М.: Айрис – пресс, 2008г.
Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления звуков Р – Р’. Пособие для детей с нарушениями речи. – М.: «Аверсэв», 2003г.
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995г.
Приложение 1


Приложение 2
КА-РУЧ
КЕ-РА-ТА
У-КИ-РО
БО-РА-ТА
БАШ-РУ-КА
Приложение 2
РЕЛ-ТА-КА
КА-ЛОЖ
ЛА-ШКО
КА-ПОЛ
ЗА-ГЛА
Приложение 3

Приложение 4
БЕЗ УГЛОВ ДОМ НЕ СТРОИТСЯ БЕЗ ПОСЛОВИЦЫ РЕЧЬ НЕ СТРОИТСЯСЛОВО СЕРЕБРО МОЛЧАНЬЕ ЗОЛОТО
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ ВЫЛЕТИТ НЕ ПОЙМАЕШЬ
НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РТА НЕ РАЗЕВАЙ
ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ НЕ ВЫРУБИШЬ ТОПОРОМ
Приложение 5


Приложение 6
-382905826770Помоги Белому кролику приехать к елке. Дорога, по которой едет зайчик, трудная. Поэтому будь внимательным, проведи сначала пальчиком по дорожке, а затем — карандашом, повторяя «ДР-, ТР-, Р-...».