Урок по русскому языку на тему: Конференция-викторина Великий собиратель слов.


Конференция-викторина по русскому языку «Великий собиратель слов» (к 156-летию первого выпуска толкового словаря живого великорусского языка В. Даля)
Цель: пробудить интерес учащихся к русскому языку в его развитии, способствовать развитию логического мышления и сообразительности.
Задачи:  
1. увеличить знания учащихся биографии и творчества В.И. Даля;
2. закрепить сведения о малых жанрах русского народного творчества;
3. приобрести опыт работы со словарем В.И. Даля;
4. развивать логическое мышление и сообразительность учащихся;
5. развивать умение защиты доклада по заданной теме.
Участники: учащиеся 7-х классов.
Оформление: портрет В.И. Даля, высказывания великих людей о русском языке, презентация, отрывок из видеофильма «Владимир Иванович Даль».
Цитаты:
«Язык есть вековой труд целого поколения». (В.И. Даль)
«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». (В.Г. Белинский)
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И. Куприн)
Организация работы: учащиеся работают в группах по 5 человек, все задания выполняются письменно и предоставляются для оценки жюри, согласно Положению по проведению конкурса.
Ход конференции-викторины:
Слайд 1,2
Чтец:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.В столбцах мерцают искры чувстваВ подвалы слов не раз сойдет искусство,Держа в руке свой потайной фонарьНа всех словах – события печатьОни дались недаром человеку.Читаю: “Век. От века. Вековать.Век доживать. Бог сыну не дал веку.Век заедать, век заживать чужой...”В словах звучит укор, и гнев, и совесть.Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть.
С.Маршак
Чтец:
То ловишь отзвук древнего напева,То говор поздних дней.И слово состоит, подобно древу,Из веток и корней.Незыблема его первоосноваНа много тысяч лет.Выходит так, что у любого словаЕсть запах, вкус и цвет.Слова и фразы нижутся как звенья,И так растет строка.И можно различать сердцебиенье родного языка....Сидят теперь четыре институтаНад словарем одним,А Даль все так же нужен почему-то,А Даль незаменим.
М. МатусовскийСлайд 3
Учитель 1: Ежегодно 22 ноября в нашей стране отмечается замечательный праздник – День словарей и энциклопедий. Этот день выбран не случайно – 22 ноября 1801 года родился великий человек, лексикограф, этнограф, писатель, автор уникального словаря «Толкового словаря живого великорусского языка» – Владимир Иванович Даль.
В 2016 году исполнилось 155 лет со дня первого издания «Толкового словаря живого великорусского языка» – дела всей жизни Владимира Ивановича Даля. Такой удивительный труд, как «Толковый словарь живого великорусского словаря», мог создать только удивительный и очень талантливый человек.
Слайд 4
Учитель 2: Городская конференция-викторина, которую мы проводим сегодня, посвящена замечательному человеку В.И. Далю и его великой книге.
Доклад «История фамилии Даль» (СОШ №2)
Инсценировка 1.   
-  Бабушка, пусти гулять…
-  А уроки?
-  Хочу гулять!
-  Разве не знаешь: «Делу время, потехе час»
-  Гулять хочу!
-  Ох внучек, допек ты меня! Придется тебя за ушко да на солнышко.
Учитель 1: Ребята, какие пословицы вы услышали? (дети называют пословицы)
Инсценировка 2.      
-  Хорошо бы к нам Саша пришел.
-  Нет не придет, обидели мы его.
-  Помог бы задачу решить.
- Говорил я тебе: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»
- Да, что имеем, не храним, потерявши плачем.
(дети называют пословицы)
Слайд 5
Учитель 1.   А сейчас проведем игру-разминку для присутствующих - «Закончи пословицу». Я читаю начало пословицы, а вы её должны закончить.
   Не спеши языком . . .   (торопись делом)
   На чужой роток . . .  (не накинешь платок)
   С миру по нитке . . .   (голому рубаха)
   За правое дело . . .  (стой смело)
   Поменьше говори . . . (побольше услышишь)
   Старый друг . . .  (лучше новых двух).
Слайд 6
Учитель 2.  В словаре В.И. Даля есть и русские детские словесные игры. Вот одна из них. Давайте поиграем.
Слайд 7
После того, как я скажу, вы повторяете : «И я».
   - Я пойду в лес.
   - И я.
   - Найду осину.
   - И я.
   - Выдолблю корыто.
   - И я.
   - Налью помои.
   - И я.
   - Свиньи  будут есть.
   - …        (и ты?)
Доклад «В.И. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» (СОШ №1)
Слайд 7 остается
Инсценировка 3 «Главный день его жизни».
Даль: Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус. Здесь я составил свой первый словарь кадетского жаргона из 34 слов. 3 марта 1819 года мы были выпущены мичманами, и я был отправлен служить в Николаев.
(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках)
Ямщик: Ну что, барин, будем ехать или еще погреемся?
Даль: (застегивая шинель): А доберемся в такую пургу?
Ямщик: Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.
Даль: Как это «замолаживает»?
Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.
Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?
Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.
(Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит.)
Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.
Слайд 8
Инсценировка 4.
Ира. Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?
Андрей. Да Анжела Федоровна задание дала - написать творческую работу о словаре Даля.
Ира. Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости!...»
Андрей. А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.
Наташа. Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов,
Андрей. Странно... Что же вы в таком случае в своих работах написали?
Ира. {открывает тетрадь). В толковом словаре В. И. Даля собрано 200 тысяч слов. Они расположены в алфавитном порядке, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.
Наташа. И у меня то же самое. Только я ещё написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: « В воде родится, а воды боится» (соль), « Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват в поднебесье ушёл» (печь, огонь, дым).
Слайд 9
Ира. Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.
Андрей. Говоришь, как кошка с котятами?... А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?
Ира. (смеётся). Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает!
Наташа. Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.
Андрей. А всё-таки?...Ира. (растягивает слова). Кошка - это домашнее животное.
Андрей. И только?
Наташа. А что же ещё?
Андрей. А ведь Владимир Иванович Даль даёт девять толкований слова «кошка» (открывает книгу). Это домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плётка с несколькими хвостами, коса на взморье, или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.
Ира.  (задумчиво). Да... А что там ещё про эту кошку?
Андрей.  Тут и загадка про кошку есть: «Белая кошка лезет в окошко»? (Андрей и Наташа молчат). Свет! Вот ещё одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех»?
Наташа и Андрей (вместе). Три!
Наташа. Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдём - давай лучше работу переписывать.
Ира. Андрюшка, а что ты ещё о Дале знаешь?
Андрей. Пойдемте, расскажу.
Учитель 1: А теперь начинаем викторину для команд 7-х классов. Все 5 конкурсных заданий необходимо выполнять на отдельных листах. Выполненные задания отдавать жюри для оценки. На каждое задание будет выделено определенное время.
Слайд 10
Учитель 2: Конкурс 1 для команд «Продолжи пословицу». На листах вы видите начало пословиц. Вы должны написать их продолжение. За каждое правильное продолжение команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 20 б.
1. Дурная голова …(ногам покоя не дает)
2. Рано пташечка запела…(кабы кошечка не съела)
3. Делу время…(потехе час)
4. Хочешь есть калачи …(не сиди на печи)
5. Не было бы счастья…(да несчастье помогло)
6. Двум смертям не бывать… ( а одной не миновать)
7. Своя рубашка …(ближе к телу)
8. На Бога надейся…(а сам не плошай).
9. В тихом омуте…(черти водятся)
10. Назвался груздем - …(полезай в кузов)
11. Поспешишь - …(людей насмешишь)
12. Не все то золото…(что блестит)
13. Волков бояться - …(в лес не ходить)
14. Лучше синица в руках - …(чем журавль в небе)
15. Любишь кататься - …(люби и саночки возить)
16. Слово не воробей- … (вылетит не поймаешь)
17. Бесплатный сыр - …(бывает только в мышеловке)
18. Хочешь есть калачи - …(не сиди на печи)
19. Чем дальше в лес - …(тем больше дров)
20. Дело не в звании, а …(в знании)
(во время проведения конкурса 1 показывается 1-ый отрывок из фильма)
1-ый отрывок из фильма «В.И. Даль»
Слайд 10 остается
Доклад «Даль – врач» (СОШ №1)
Слайд 10 остается
Учитель 1: Конкурс 2 «Почему мы так говорим?». Командам необходимо объяснить значение фразеологических выражений, в последнем задании – найти в тексте фразеологические обороты. Каждый правильно написанный и найденный фразеологический оборот оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 30 б. Приступайте к выполнению.
1. Бежать, высунув язык (бежать очень быстро, из последних сил)
2. Бить баклуши (проводить время без пользы, бездельничать)
3. Курам на смех (так говорят о чем –то нелепом)
4. Каша в голове (означает путаницу, полную неразбериху в мыслях)
5. Кататься как сыр в масле (жить в достатке, ни в чем себе не отказывать)
6. Как белка в колесе (так говорят о человеке, который занят множеством дел)
7. За тридевять земель (очень-очень далеко)
8. Филькина грамота (безграмотно составленный документ)
9. Крокодиловы слезы (неискренне выказывать свое сожаление)
10. Собаку съесть (человек много видел и знает, его трудно удивить)
11. Плясать под чужую дудку (действовать не по собственной воле)
12. Без царя в голове (так говорят о взбалмошном, глупом, пустом человеке)
13. Биться как рыба об лед (тратить напрасные усилия)
14. Быть не в своей тарелке (испытывать неловкость)
15. В час по чайной ложке (очень медленно)
16. Весить лапшу на уши (обманывать)
17. Заткнуть за пояс (превзойти кого-либо)
18. Залезть в бутылку (сердиться, упрямиться, обижаться по пустякам)
19. Подчеркните фразеологические обороты в тексте.
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки! (12 фразеологических оборотов)
(во время выполнения конкурса 2 учитель говорит):
Слайд 11
Учитель 2: В марте 1819 года выпускник петербургского Морского кадетского корпуса восемнадцатилетний мичман Владимир Даль на пути из Петербурга в Москву записал в тетрадку первое слово для будущего «Толкового словаря живого великорусского языка». «Замолаживает», – услышал он от ямщика, который смотрел на заволакивающееся тучами небо. Это было первое слово будущего словаря. С этого дня в его блокноте стали появляться все новые и новые слова и «Словарь» станет главным трудом его жизни.
Учитель 1: Что такое выползина? Для того, чтобы узнать значение этого слова, нам надо перенестись в зиму 1837 года.
Слайд 12
Инсценировка 5. «Пушкин и Даль».
(Появляется Даль)
Даль: С легкой руки Александра Сергеевича я занялся составлением словаря русского языка. Зиму 1837 года провел в Петербурге. Как всегда, много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.
(Вбегает Пушкин. На ходу сбрасывает накидку)
Пушкин: Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции. (Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок, читает). Приметы. Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать. (Читает следующую запись) Подавая соль, смейся, не то поссоришься. А вот просто слова: медуница, выползина. Выползина… Это что такое?
Даль: Выползиной называют шкуру, которую сбрасывает змея.
Пушкин: Ишь ты!... А у меня сегодня сюртук новый. Посмотрите, какая выползина! Ну, из этой выползины я еще нескоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!..
(Пушкин убегает)
(после сценки учителя забирают у команд листы с конкурсным заданием 2)
Слайд 13
Учитель 2: Конкурс 3 «Собери пословицу по ключевым словам». Участники команд, вам необходимо в этом конкурсе по ключевым словам собрать пословицу. Каждая правильно построенная пословица оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 б.
1. Кулик – болото (каждый кулик свое болото хвалит)
2. Журавль – синица (лучше синица в руках, чем журавль в небе)
3. Слово – воробей (слово не воробей – вылетит не поймаешь)
4. Лес – дров (чем дальше в лес – тем больше дров)
5. Голова – ногам (дурная голова ногам покоя не дает)
6. Дела – слов (больше дела – меньше слов)
7. Работа – волк (работа не волк, в лес не убежит)
8. Отмерь – отрежь (семь раз отмерь – один отрежь)
9. Лад – клад (где мир и лад – не нужен и клад)
10. Горя – счастья (горя бояться – счастья не видать)
(Во время проведения конкурса 3 – показывается 2-ой отрывок из фильма «В.И. Даль»)
2-ой отрывок из фильма «В.И. Даль»
После фильма вновь слайд 13
Доклад «Владимир Даль – публицист и журналист» (СОШ №3)
Слайд 14
Учитель 1: Конкурс 4 «Листая словарь В. Даля». В данном конкурсе команда должна объяснить значение каждого слова, используя словарь Даля. На это задание отводится 3 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное – 10б. Время пошло!
1. Полба – колосовое растение между пшеницей и рожью.
2. Поволить – приказать, потребовать, пожелать.
3. Присударивать – приговаривать.
4. Чулан – отгороженная ниша, кладовая.
5. Ретивый – усердный, горячи, пылкий.
6. Алкать – голодать, быть голодным.
7. Вежа – шатер, палатка, кочевой шалаш.
8. Осенница – пасмурная, холодная погода.
9. Журить – бранить, выговаривать кому-то, гонять.
10. Лузга – чешуйка.
(во время проведения конкурса 4 – работа с залом)
Учитель 2 (говорит во время проведения конкурса 4): В словаре Даля есть и умная игра, затейливая забава – загадка. Попробуйте и вы отгадать эти загадки:
1. Что есть у всех? (имя)
2. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (топор)
3. На землю падает, а от земли не отлетает. (дождь)
4. Маленько, светленько, весь мир одевает. (иголка)
5. Дудка-дуда, на дудке дыра, дуда затрещит, собака бежит. (ружье)
6. Красненьки сапожки в земельке лежат. (редис)
7. Стоит Антошка на одной ножке. (гриб)
8. В одной стеклянке болтается, а никак не смешается. (яйцо)
9. Нос долог, голос звонок. (комар)
10. Кину я палку, убью не галку, ощиплю не перья, съем не мясо. (рыба)
11. Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает. (пила)
12. Скручи, свяжи, по избе скачет. (веник)
Учитель 1: до завершения выполнения 4-го конкурса остается … секунд! (считают вместе с залом)
Доклад «В.И. Даль и творческая интеллигенция» (СОШ №4)
Учитель 1: Одновременно с работой над словарем В.И. Даль работал и над сборником «Пословицы русского народа». Даль собрал 30130 пословиц.  «Собрание пословиц – это свод народной, опытной премудрости, цвет здорового ума, житейская правда народа»,– пишет автор. В сборнике Даля они расположены не в азбучном порядке, а по содержанию и смыслу. Его 180 тетрадей – это 180 разделов, по которым распределены пословицы: «Жизнь-смерть», «Радость-горе», «Правда-кривда», «Ум-глупость», «Воля-неволя» и др. И в каждом разделе у Даля десятки, сотни пословиц. Читая их подряд,  постигаешь многовековую народную  мудрость.
Доклад «Владимир Даль – фольклорист, этнограф» (СОШ №2)
Учитель 2: Конкурс 5 «Кроссворд «Пословицы Даля». В этом конкурсе каждая команда разгадывает кроссворд в течение 10 минут. За каждое верно угаданное слово она получает 1 б. Максимальное количество баллов – 56 б.
(по горизонтали):
В приведенных пословицах вместо линии определите нужное пропущенное слово и, не меняя падежа, впишите его в сетку кроссворда.
left0По горизонтали:
5. Чин чина ___________, и меньшой на край! 6. Я человек хожалый – куда хошь ______________! 9. Недосол на столе, пересол на ____________. 10. Свой сухарь лучше чужих _______________. 11. Ври (мели), _________, твоя неделя! 16. По усам текло, да в рот не _________. 17. Глаза как плошки, а не видят ни _________. 20. На чужой роток не накинешь _________. 21. Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед _________! 24. Кому счастье служит, тот ни о чем не ________. 26. Сняв голову, по _________ не плачут. 27. Дураку закон не ________. 28. Мужик богатый гребет деньги __________. 29. Добрый пастух не о себе печется, о __________.
По вертикали:
1. Умная ложь ________ глупой правды. 2. Черная коровка дает ___________ молочко. 3. До лысины (до старости) дожил, а ума не ____________. 4. Первый блин да _________. 7. Начал за здравие, а свел на __________. 8. Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что _________. 12. Придет солнышко и нашим _________. 13. Покорись беде, и беда _________. 14. Не узнав горя, не узнаешь и __________. 15. Отвяжись, худая жизнь, привяжись ,__________. 18. Ваши скачут (пляшут), а наши _________. 19. Дурак любит красно, _________ любит ясно. 22. Был бы покос, да пришел ___________. 23. Коли быть собаке битой, найдется и __________. 25. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в ___________! 27. Нет такого дерева, чтоб на него _________ не садилась.
Слайд 15
Инсценировка 6 (во время выполнения конкурса 5).
Пушкин: Здравствуйте, сударь! Рад, рад познакомиться с вами!
Даль: А уж как я рад! Вот принес на ваш суд (протягивает книгу).
П.:Я уже видел вашу книгу и порадовался ей. Хороша! (перелистывает страницы). Что за прелесть, какой толк! И язык все народный! Так нянюшка моя Арина Родионовна разговаривала.
Д.: Не откажитесь принять в подарок сей скромный труд... А чем вы, Александр Сергеевич, в ближайшее время удивите поклонников вашего таланта, коли не тайна?
П.: Да какая тайна? Стихи пишу. А недавно вот сказку сочинил (наугад раскрывает книгу)
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге-
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны как на подбор;
 С ними дядька Черномор...
Возьмите на память (протягивает Далю книгу)
Слайд 16
Д.: (рассматривая обложку). «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Спасибо.
П.: Мужика русского благодарите, что нам, литераторам, язык такой подарил...
Д.: Да, народ владеет точным, выразительным словом, которое, с позволения сказать, нашему обществу и незнакомо. Где нам учиться по-русски? Из книг не научиться, потому что писаны не по-русски, а в гостиных да салонах и подавно... Остается одно только - язык русский, какой и поныне живет в народе.
П.: Вот и прислушайтесь к нему внимательно, пометки делайте, отбирайте. Сказки - это хорошо! Но идите дальше. Займитесь составлением словаря.
Д.: А осилю?
П.: Осилите. Это же замечательно: годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки с ними пред изумленными соотечественниками!
Д. : Я подумаю.
П.: Тут и думать нечего. Вам позавидовать можно -  жизненную цель имеете.
Д.: Что же получается? Искал рукавицы, а они за поясом?!
Учитель 1: Словарь Даля – прекрасное собрание не только лексического, но и этнографического материала, словарные статьи содержат самые разнообразные сведения о жизни народа – его называют энциклопедией народной жизни XIX века.
Учитель 2: Большое место в творчестве Даля занимают его сказки. Они знакомят нас  с бесценным опытом живой народной жизни, учат добру, справедливости, любви к правде и труду. А как они напоминают русские народные сказки: «Девочка Снегурочка» – русскую народную сказку «Снегурочка и лиса»; «Лиса-лапотница» – сказку «Лисичка со скалочкой», «Медведь-половинщик!» – сказку «Вершки и корешки», «Привередница» – сказку «Гуси-лебеди».
Слайд 17, 18
Доклад «Сказки Даля» (СОШ №3)
Доклад «Последние годы жизни В.И. Даля» (СОШ №4)
(после докладов подведение итогов конкурса. Подсчитывание баллов. Выявление победителей среди выступающих и среди команд)
Слайд 19, 20
Учитель 1: А пока наше многоуважаемое жюри совещается, мы проведем викторину по сказкам В.И. Даля с залом.
1. Кто такой Старик-годовик? (год, «Старик-годовик»).
2. Почему у птиц было по четыре крыла? (в месяце – четыре недели).
3. Что это за семь перьев в крыльях в птиц? (семь дней недели).
4. Почему одна половина пера черная, а другая – белая? (Это день и ночь).
5. Какие грибы приглашал гриб-боровик на войну с ягодами? (Волнушки, опенки, сморчки, грузди; «Война грибов с ягодами»).
6. Что досталось медведю-половинщику от урожая, который они собрали с мужиком? (Вершки от репы и корешки от пшеницы; «Медведь-половинщик»).
7. Что не так сделала ворона? (таскала детенышей и яйца птиц из чужих гнезд, клевала семена с пашни, разоряла снопы и копны; «Ворона»).
8. Кого просила о помощи Малашечка, когда искала братца? (яблоню, речку, печь, ежа; «Привередница»).
9. За что старик со старухой прогнали со двора Жучку? (пустила лису в хлев, думала, что там нет птицы; «Снегурочка»).
10. Кто спас Снегурочку и привел домой? (Жучка; «Снегурочка»).
11. Почему лису назвали «лапотницей» (она на дороге нашла лапоть; «Лиса-лапотница»).
Учитель 2: Высокую оценку труда В.И. Даля дал академик В.В. Виноградов: «Как сокровищница меткого народного слова, словарь Даля будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком».
Словарь Даля является драгоценным пособием для каждого человека, занимающегося русским языком. Конечно, этот словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку: он отражает состояние языка XIX столетия. С тех пор значения многих слов изменились. И все же ценность словаря Владимира Ивановича Даля со временем не уменьшается – это неисчерпаемая сокровищница для тех, кто интересуется историей русского народа, его культурой и языком.
Чтец:
Ветшают прадедов слова,Они уже полузабыты,Но как извечная трава,Всё пробивается сквозь плиты.Кто нынче скажет “окоём”,Иль “росстани”, иль “первопуток”-Все, что Толковым словарёмВ безвестный загнано закуток?Слова угасшей стариныВдали мерцают еле-еле,А прежде, жизнью рождены,Они ласкали, жгли и пели.Они рождались неспроста,Не прихотью, а волей сердцаИз чернозёмного пластаДля друга и единоверца.Но даже в наши временаДля тех, кто с русской речью дружен,Не так легко добыть со днаРодные россыпи жемчужин. Всеволод Рождественский
Слайд 21
Учитель1: Для оглашения результатов конференции-викторины по русскому языку, посвященной В.И. Далю, предоставляем слово жюри. (Награждение победителей и призеров)
Учитель 2: Мы благодарим вас за участие в городской конференции викторине, желаем успехов в познании родного языка, выражаем надежду, что имя В.И. Даля будет для вас символом служения народу, Родине…
Учитель 1: А его словарь займёт достойное место в вашей жизни, будет помощником и советчиком. Спасибо всем за работу. Поздравляем и призеров, и победителей! До новых встреч, друзья!
Литература:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: т.1-4. – М.: Рус.яз., 1989.
2. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х т. Т.1. / Вступ.слово М. Шолохова; худож. Г. Клодт. – М.: Худож.лит., 1984.
3. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х т. Т.2 / Послесл. В. Аникина; худож.  Г. Клодт. – М.: Худож.лит., 1984.
4. Даль В.И. Сказки, пословицы, поговорки / Худож. Е. Трегубова. – М.: Стрекоза, 2012.
5. Даль В.И. Сказки / Худож. Е. Трегубова. – М.: Стрекоза, 2010.
6. Даль В.И. Девочка Снегурочка: Сказки / Худож.  Т. Иваницкая. – М.: Советская Россия, 1995.
Задания с ответами для жюри:
Конкурс 1 «Продолжи пословицу» (дети должны написать продолжение пословиц. За каждое правильное продолжение команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 20 б.):
1. Дурная голова …(ногам покоя не дает)
2. Рано пташечка запела…(кабы кошечка не съела)
3. Делу время…(потехе час)
4. Хочешь есть калачи …(не сиди на печи)
5. Не было бы счастья…(да несчастье помогло)
6. Двум смертям не бывать… ( а одной не миновать)
7. Своя рубашка …(ближе к телу)
8. На Бога надейся…(а сам не плошай).
9. В тихом омуте…(черти водятся)
10. Назвался груздем - …(полезай в кузов)
11. Поспешишь - …(людей насмешишь)
12. Не все то золото..(что блестит)
13. Волков бояться - ..(в лес не ходить)
14. Лучше синица в руках - …(чем журавль в небе)
15. Любишь кататься - …(люби и саночки возить)
16. Слово не воробей- … (вылетит не поймаешь)
17. Бесплатный сыр - …(бывает только в мышеловке)
18. Хочешь есть калачи - …(не сиди на печи)
19. Чем дальше в лес - …(тем больше дров)
20. Дело не в звании, а …(в знании)
Конкурс 2 «Почему мы так говорим» (в пунктах 1-18 командам необходимо объяснить значение фразеологических выражений, в последнем 19 пункте – выписать все фразеологизмы из текста. Каждый правильно выписанный или объясненный фразеологический оборот оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 30 б.):
1. Бежать, высунув язык (бежать очень быстро, из последних сил)
2. Бить баклуши (проводить время без пользы, бездельничать)
3. Курам на смех (так говорят о чем–то нелепом)
4. Каша в голове (означает путаницу, полную неразбериху в мыслях)
5. Кататься как сыр в масле (жить в достатке, ни в чем себе не отказывать)
6. Как белка в колесе (так говорят о человеке, который занят множеством дел)
7. За тридевять земель (очень-очень далеко)
8. Филькина грамота (безграмотно составленный документ)
9. Крокодиловы слезы (неискренне выказывать свое сожаление)
10. Собаку съесть (человек много видел и знает, его трудно удивить)
11. Плясать под чужую дудку (действовать не по собственной воле)
12. Без царя в голове (так говорят о взбалмошном, глупом, пустом человеке)
13. Биться как рыба об лед (тратить напрасные усилия)
14. Быть не в своей тарелке (испытывать неловкость)
15. В час по чайной ложке (очень медленно)
16. Весить лапшу на уши (обманывать)
17. Заткнуть за пояс (превзойти кого-либо)
18. Залезть в бутылку (сердиться, упрямиться, обижаться по пустякам
19. Подчеркните фразеологические обороты в тексте.
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки! (1. на короткой ноге, 2. с левой ноги встал, 3. со всех ног, 4. еле ноги унес, 5. ни ногой, 6. ноги моей больше у него не будет, 7. ведет себя из рук вон плохо, 8. надо бы взять его в руки, 9. дать ему по рукам, 10. рукам воли не давай, 11. руку даю на отсечение, 12. распускать руки)
Конкурс 3 «Собери пословицу по ключевым словам» (детям необходимо по ключевым словам собрать пословицу. Каждая правильно построенная пословица оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 б.):
1. Кулик – болото (каждый кулик свое болото хвалит)
2. Журавль – синица (лучше синица в руках, чем журавль в небе)
3. Слово – воробей (слово не воробей – вылетит не поймаешь)
4. Лес – дров (чем дальше в лес – тем больше дров)
5. Голова – ногам (дурная голова ногам покоя не дает)
6. Дела – слов (больше дела – меньше слов)
7. Работа – волк (работа не волк, в лес не убежит)
8. Отмерь – отрежь (семь раз отмерь – один отрежь)
9. Лад – клад (где мир и лад – не нужен и клад)
10. Горя – счастья (горя бояться – счастья не видать)
Конкурс 4 «Листая словарь В. Даля» (команда должна объяснить значение каждого слова, используя словарь В. Даля. На это задание отводится 3 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 б.):
1. Полба – колосовое растение между пшеницей и рожью.
2. Поволить – приказать, потребовать, пожелать.
3. Присударивать – приговаривать.
4. Чулан – отгороженная ниша, кладовая.
5. Ретивый – усердный, горячи, пылкий.
6. Алкать – голодать, быть голодным.
7. Вежа – шатер, палатка, кочевой шалаш.
8. Осенница – пасмурная, холодная погода.
9. Журить – бранить, выговаривать кому-то, гонять.
10. Лузга – чешуйка.
Конкурс 5 «Кроссворд «Пословицы Даля» (в этом конкурсе каждая команда разгадывает кроссворд в течение 10 минут. За каждое верно угаданное слово она получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 56 б.):
(по горизонтали):
В приведенных пословицах вместо линии определите нужное пропущенное слово и, не меняя падежа, впишите его в сетку кроссворда.
left0По горизонтали:
5. Чин чина (почитай), и меньшой на край! 6. Я человек хожалый – куда хошь (пожалую)! 9. Недосол на столе, пересол на (спине). 10. Свой сухарь лучше чужих (пирогов). 11. Ври (мели), (Емеля), твоя неделя! 16. По усам текло, да в рот не (попало). 17. Глаза как плошки, а не видят ни (крошки). 20. На чужой роток не накинешь (платок). 21. Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед (травой)! 24. Кому счастье служит, тот ни о чем не (тужит). 26. Сняв голову, по (волосам) не плачут. 27. Дураку закон не (не писан). 28. Мужик богатый гребет деньги (лопатой). 29. Добрый пастух не о себе печется, о (скотине).
По вертикали:
1. Умная ложь (лучше) глупой правды. 2. Черная коровка дает (белое) молочко. 3. До лысины (до старости) дожил, а ума не (нажил). 4. Первый блин да (комом). 7. Начал за здравие, а свел на (упокой). 8. Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что (сладко). 12. Придет солнышко и к нашим (окошечкам). 13. Покорись беде, и беда (покорится). 14. Не узнав горя, не узнаешь и (радости). 15. Отвяжись, худая жизнь, привяжись (хорошая). 18. Ваши скачут (пляшут), а наши (плачут). 19. Дурак любит красно, (солдат) любит ясно. 22. Был бы покос, да пришел (мороз). 23. Коли быть собаке битой, найдется и (палка). 25. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в (тепле)! 27. Нет такого дерева, чтоб на него (птица) не садилась.
Таблица для выставления баллов командам:
№ конкурса СОШ №1 СОШ №2 СОШ №3 СОШ №4
1 (макс. балл – 20) 2 (макс. балл – 30) 3 (макс. балл – 10) 4 (макс. балл – 10) 5 (макс. балл – 56) Итог КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ РАБОТ (ДОКЛАДОВ)
 Изложение проблемы, представление темы (0-5 баллов):
1.                  Соответствие оформления работы требованиям;
2.                  Уровень проработки темы, относительный уровень сложности, научность и глубина рассматриваемых фактов, методов и приемов решений и доказательств.
3.                  Уровень владение материалом, научной терминологией; понимание содержания и значимости выводов и результатов исследования, наглядность, последовательность и четкость изложения; риторические способности.
4.                  Общие впечатления.
 
Оценка собственных достижений автора (0-5 баллов):
 
1.     Применение при создании проекта информации, добытой в результате исследовательской деятельности.
2.     Использование в технической стороне проекта информации, выходящей за рамки школьной программы.
3.     В работе присутствует творчество, оригинальные мысли и идеи.
 
Научное и практическое значение результатов работы (0-5 баллов):
 
1.    Можно использовать в учебном процессе;
 
2.    Можно использовать в научной работе школьников;
 
3.    Можно использовать в другой области
 
Эрудированность автора в рассматриваемой области (0-5 баллов):
Использование известных результатов и научных фактов в работе;
 
Знакомство с современным состоянием проблемы;
 
Полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования ученых, занимающихся данной проблемой.
Техническое решение (0-5 балла):
Создание и использование автором своих таблиц, рисунков, презентации, видео- и аудио- роликов.
Эстетическая сторона работы (0-5 баллов)
Работа аккуратна, удачно подобрано оформление, цветовая гамма презентации не утомляет зрение.
Таблица для выставления баллов докладчикам
Критерии оценивания «В.И.Даль – создатель «Толкового словаря» «В.Даль – врач» «В.Даль – фольклорист, этнограф» «История фамилии Даль» «В.Даль – публицист и журналист» «Сказки В.Даля» «В.И.Даль и творч. интеллигенция» «Последние годы жизни В.И.Даля»
1.Изложение проблемы, представление темы 2.Оценка собств-ых достижений автора 3.Науч. и практич. значение рез-тов работы 4.Эрудированность автора в рассматр-емой обл. 5.Технич. решение 6.Эстетическ. сторона работы Всего баллов