План самообразования учителя русского языка и литературы на 2016-2018 годы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнеякинская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского района Республики Татарстан










План самообразования

учителя русского языка и литературы Низамутдиновой Рузили Равилевны

на 2016-2018 годы



















Пояснительная записка

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности школьников, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.
Решению этих вопросов способствует использование на уроках современных образовательных технологий, индивидуализация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая материально- техническая база кабинета. Именно над решением этих задач и предстоит работать мне в течение трёх лет. А для того, чтобы результат работы был ощутим, следует самому учителю совершенствовать своё мастерство, обогащать свои знания достижениями современной методики, шагать в ногу со временем, стараться идти на шаг впереди от своих воспитанников в освоении технологий. Н.И.Луначарский писал: «Искусство воспитателей: открыть Гений, обогатить его познаниями и дать свободу следовать его внушениям». Считаю, что для того, чтобы ученик последовал за учителем, нужно не только учить, но в первую очередь учиться самому каждый день, каждый час. Для этого сегодня есть все возможности: большой выбор научной и методической литературы, Интернет-ресурсы, совершенствование технической базы школы. Этим обусловлено и содержание моей программы самообразования. 
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
 Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала»
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически прохожу курсы повышения квалификации по предмету,  занимаюсь самообразованием развития своего профессионализма.

Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.

Задачи:
- улучшение подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ путем использования современных образовательных технологий
-применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной  деятельности с обучающимися
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, также в реализации педагогической темы школы ««Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса».
 
 
 
 
Методическая тема: «Формирование коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС ООО»













Внедрение технологий:




















I. Повышение научного уровня преподавания.
Создание соответствующей материальной базы.

Содержание деятельности
Сроки
Формы деятельности
Применение
Литература

1.Изучение новых учебных пособий по русскому языку и литературе.
2. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

По мере появления в книжных магазинах, библиотеках
1.Обзор «Новые учебные пособия по русскому языку и литературе»
2.Написание рекомендаций по использованию методического материала для коллег
На семинарах районного и школьного методических объединений



2.Применять онлайновые проекты с использованием Интернет-ресурсов

Включение материалов сети в содержание уроков

Использовать для самостоятельного поиска учащимися информации в рамках работы над проектом; для самостоятельного углублённого изучения, для ликвидации пробелов в знаниях, для изучения определённого курса русского языка дистанционно
Сайты МО РФ и МО РТ

3.Посещение тренингов-семинаров по преподаванию русского языка и литературы

В течение трёх лет
Создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях
Освоение и внедрение новых педагогических и информационных технологий, направленных на индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения
Сайты МО РФ и МО РТ

4.Внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании русского языка и литературы с применением Интернет-технологий и мультимедийных ресурсов.
2016-2018 годы




5. Работа над развитием речи учащихся, правильным употреблением и произношением слов, совершенствовать словарную работу на уроках:
а) вести орфоэпические словари, проводить диктанты по орфоэпии;
б) разработать карточки с творческими заданиями, развивающими умение употреблять многозначные слова в различных значениях, фразеологизмы, синонимы, антонимы, составлять с ними предложения.

В течение трёх лет
Орфоэпические диктанты, зачёты, интеллектуальные игры
На уроках и внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ
Материалы предметных журналов, тестовых заданий, учебных пособий по лексике и орфоэпии


6. С целью развития творческих способностей учащихся, продумать систему письменных работ как по русскому языку, так и по литературе;
развивать умение писать сочинения в жанре литературно-критической статьи, интервью, репортажа, эссе, дневника, рекламы, эпистолярного жанра.
В соответствии с тематическим планом
1.Уроки по развитию речи;
2.Индивидуальные занятия;
3.Элективные курсы «Сочинение-рассуж-дение как способ формирования коммуникативной компетенции школьников»

На уроках и внеклассных мероприятиях, при подготовке к ЕГЭ
1.Т.О.Скиргайло, «Сочинения разных жанров»;
2.Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло, «Диалоговое общение»;
3.»Русский язык. Речь и риторика», ИРО РТ;
4.С.И.Львова «Язык в речевом общении»;
5.Материалы предметных журналов и других пособий

7.Совершенствовать кружковую работу: разработать программы и апробировать их:
а) «Юные корреспонденты» (интеграция в обучении написания статей разного жанра и работе на компьютере ), 7 класс;
б) «Рифы и мифы ОГЭ», 9 класс;
в) «Как сдать экзамен на «5»?», 11 класс;



2016-2017 г.


2016-2017г..
2018г.
Занятия в кружке.
Изучение теории литературы, анализ лирических текстов и отрывков из прозаических произведений, работа над сочинениями-рассуждениями по данным текстам. Анализ и выполнение заданий из материалов ОГЭ, ЕГЭ.
Выступления на страницах районной газеты «Вятка», участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, для успешной сдачи ОГЭ, ЕГЭ
Обобщение опыта работы на семинаре РМО
1.Все новинки методической литературы по ОГЭ,ЕГЭ;
2.«Развивай дар слова»
3.»Язык мой – друг мой»;
4 «Занимательная грамматика»;
5.»Учимся, играя»»
6.»Русский язык в кроссвордах» и др.
7. Материалы предметных газет и журналов


8. Систематизировать работу с одарёнными детьми, для чего готовить к урокам карточки с заданиями различной сложности, применять компьютерное тестирование, создание презентаций к урокам, анализировать вопросы и задания олимпиад, ОГЭ и ЕГЭ
В течение трёх лет; особенно при подготовке к олимпиадам и экзаменам
1.Индивидуальные занятия;
2.Элективные курсы;
3.Консультации;
4.Олимпиады
5.Кружок
6.Реализация программы «Одарённые дети»
Районные и республиканские олимпиады, научно-практические конференции, работа консультантами со слабоуспевающими учениками
Сборники контрольных работ, тестовых заданий, материалы районных, республиканских и всероссийских олимпиад

9.С целью изучения учащимися истории родного края, возобновить занятия курса «Литературные традиции Татарстана» с посещением музеев, памятных мест.
2016-2018 г.
9класс
Занятия теоретического характера, исследовательская работа, экскурсии
На уроках, научно-практических конференциях
Список используемой литературы прилагается к программе курса

10.Работать над индивидуализацией и дифференциацией обучения, с этой целью вести диагностические карты для выявления пробелов в знаниях по русскому языку и литературе и их устранения.
Вести мониторинг уровня знаний учащихся по русскому языку.
В течение учебного года, итог подводить в конце каждой четверти
Тестирование, работа по перфокартам, тестирование на компьютере.

1.Г.А.Богданова, «Опрос на уроках русского языка»
2.Тестовые задания
3.Материалы предметных журналов

11.Совершенствовать мастерство по использованию на уроках и во внеклассной работе компьютерных технологий, для чего пройти дистанционное обучение по данной проблеме.

2016-2018 г.

На уроках и внеклассных мероприятиях, при подготовке учащихся к ЕГЭ


12.Принимать участие в работе РМО и ШМО учителей русского языка и литературы, районных, республиканских и всероссийских научно-практических конференциях, педчтениях, интернет-конференциях, конкурсах авторских программ, разработок уроков и мероприятий.

В течение трёх лет ( по мере проведения конкурсов, конференций)
Выступления, рефераты, презентации
Аттестация работников образования


13. Обобщение опыта работы на страницах республиканских и российских методических изданий.

2-3 раза в год
Публикации
Аттестация работников образования


14.Проводить мастер-классы для молодых специалистов.

По плану работы РМО

Распространение опыта работы


15. Активизировать участие обучающихся в конкурсах и конференциях различного уровня.
Ежегодно, по мере проведения конкурсов и конференций
Творческие работы, рефераты, презентации, размещение работ на педагогических сайтах.
Портфолио ученика


16. Размещение материала из опыта работы на педагогических сайтах.
В течение трёх лет




17. В работе с классом применять современные воспитательные технологии, способствующие самореализации личности ученика, вести мониторинг уровня воспитанности, социометрию.
В течение трёх лет, итог подводить в конце учебного года
Классные часы, тренинги, экскурсии, встречи, походы, анкетирование, мероприятия для детей и их родителей
На родительских собраниях, для составления характеристик
Материалы журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Праздники в школе», книги по воспитанию школьников

18. Разработать программу воспитательной системы класса , содействующую воспитанию нравственной культуры ученика.


Воспитательная работа с классом
Вся имеющаяся литература по нравственному воспитанию школьников

19. Вести работу по обновлению оборудования кабинета русского языка и литературы в соответствии с современными требованиями Министерства образования и науки РТ и санпина.
Приобрести новые диски с учебными программами.
Приобрести новые словари.






2016 г.


2017 г.
Самообразование
На уроках и внеурочных занятиях


20. Пополнять новым материалом папки «К ОГЭ», «К ЕГЭ» «Олимпиадные задания», «Внеклассные мероприятия по предмету», «Комплексный анализ текста» и другие.
В течение трёх лет





21. Участвовать в различных профессиональных конкурсах:
2.Районный конкурс кабинетов русского языка и литературы



2016-2017г.




II. Повышение педагогического мастерства.
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.

Содержание деятельности
Сроки
Формы деятельности
Применение
Литература


1.Изучение новых программ, учебников, методической литературы.

По мере выхода

Выступления на ШМО, РМО

При составлении тематического и поурочного планирования, на уроках


2.Принимать активное участие в работе районного методического объединения учителей русского языка и литературы, в зональных и республиканских мероприятиях, изучать опыт коллег.
По плану работы РМО
Посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий, анализ посещённых уроков, выступления из опыта работы
Опыт коллег применять на практике


3.Проводить открытые уроки для коллег, родителей.
По плану работы ШМО и РМО
Дни открытых дверей, семинары



4.Посещение уроков в начальных классах с целью решения проблемы преемственности и перспективности в преподавании русского языка и литературы между начальным и средним звеном.
В течение года
Открытые уроки, выступ-ления на совместных семинарах учителей-словесников и начальных классов, обмен опытом работы, составление единых требований
При составлении тематического планирования и проведении уроков
Материал предметных журналов и пособий по данному вопросу

5. Курсы учителей русского языка и литературы в ИРО РТ по изучению новых образовательных технологий.
2016 г.




III.Совершенствование связи с родителями и общественностью.

1. Привлекать родителей и общественность к решению учебных и воспитательных проблем в классе.
По мере необходимости
Беседы, экскурсии, поездки, решение проблем жизни класса



2.На родительских собраниях, помимо докладов на воспитательные темы, проводить анкетирование, ролевые игры, решение педагогических ситуаций.
По плану классного руководителя


Журналы «Воспи-тание школьников», «Классный руково-дитель», пособие «Новые формы ро-дительских собраний»

3.Практиковать совместные собрания родителей и детей.
1 раз в год




4.Проводить мероприятия с участием детей и родителей: походы, поездки, «Папа, мама, я – интеллектуальная семья» (спортивная, читающая и т.д.), праздник пап, мам.
1 раз в год




5.Обобщать опыт работы отдельных родителей в воспитании детей.

Выпуск газет, бюллетеней, презентаций, выступления на родительских собраниях
На родительских собраниях


6.Информировать родителей об успеваемости детей через ведомости текущих оценок за 3 недели до окончания четверти.

Каждую четверть





IV.Работа с сильными и слабыми учениками
1.Индивидуальные и групповые занятия с целью ликвидации пробелов в знаниях.

В течение года по расписанию работы со слабоуспевающими учениками





2.Индивидуальные и групповые занятия с целью решения заданий повышенной сложности. Подготовкам к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам, научно-практическим конференциям.

В течение года по расписанию работы с сильными учениками




3. Работа по реализации районной программы «Одарённые дети».


По плану




4.Участие в интеллектуальной игре «Русский медвежонок» и других конкурсах.


Ежегодно












Решение конкретных задач, имеющих практический характер


Общение с высококлассными педагогами

Критический обзор периодической печати

Технология самообразования



Проектные методы обучения

Исследовательские методы обучения

Информационно-коммуникационные


Здоровьесберегающие
технологии

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415