Практическая работа Гидролиз солей для профильных 9-11 классов


Практичесская работа «Гидролиз солей»
(для профильных 9 и 11 классов)
Цель: «Экспериментальным путем изучить гидролиз солей по катиону и аниону, выяснить влияние на процесс гидролиза температуры и действие активных металлов.»
Оборудование: пробирки, спиртовка, спички, ступка, пестик.
Реактивы: толченое стекло (Na2SiO3), растворы NaCI, Na2CO3, ZnCI2;Mg-порошок, раствор ацетата натрия, фенолфталеин, лакмус (или универсальная индикаторная бумага), раствор хлорида аммония, дистиллированная вода в химическом стакане.
Ход работы
Опыт №1. Определение pH-среды растворов солей. В трех пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: NaCI, Na2CO3, ZnCI2. С помощью универсальной индикаторной бумаги или лакмуса установите, в какой пробирке располагается каждое из веществ. Для веществ, подвергающихся гидролизу, записать уравнения реакций 1 ступени гидролиза: молекулярное, полное ионное, сокращенное ионное.
I Na2CO3
II ZnCI2
III NaCIОпыт №2. Гидролиз стекла (Na2SiO3)
В ступку насыпать толченое стекло, с помощью пестика аккуратно измельчить его еще больше и налить воды. После этого капнуть 2-3 капди фенолфталеина. Для Na2SiO3 записать уравнения реакций 1 ступени гидролиза: молекулярное, полное ионное, сокращенное ионное.
Опыт №3. Влияние температуры на процесс гидролиза.
В сухую пробирку налить 1 мл раствора ацетата натрия и капнуть 2-3 капли фенолфталеина. Отметить слабо-розовую окраску раствора. Нагреть полученный раствор на спиртовке до появления ярко-розового окрашивания.
Гидролиз-эндотермичный процесс, поэтому при увеличении температуры, согласно принципам Ле-Шателье, гидролиз усиливается.
Опыт №4. Взаимодействие активных металлов с растворами солей, гидролизующихся по катиону.
В пробирку налить 1-2 мл дистиллированной воды, насыпать несколько кристалликов хлорида аммония, помешать стеклянной палочкой. Видимые изменения отсутствуют. Добавить порошок магния (взять на кончике ложечки). Начинает бурно выделяться водород.
Написать гидролиз хлорида аммония, а затем взаимодействие магния с продуктом гидролиза-соляной кислотой.
Сделать вывод о усилении гидролиза солей по катиону при добавлении активных металлов.
Лабораторный журнал
ученика(цы)___________________класса__________
по теме «Гидролиз солей»
Опыт №1. Определение pH-среды растворов солей .
Уравнение реакции__________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Аналитический эффект_______________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Уравнение реакции__________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Аналитический эффект_______________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________
Опыт №2. Гидролиз стекла
Уравнение реакции__________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Аналитический эффект_______________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
Опыт №3. Влияние температуры на процесс гидролиза
Уравнение реакции__________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Аналитический эффект_______________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
Опыт №4. Взаимодействие активных металлов с растворами солей, гидролизующихся по катиону
Уравнение реакции__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аналитический эффект_______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________
*Вывод по работе: _____________________________________________________________________