Конспект по литературному чтению Русская народная сказка «Петух и собака (1 класс)

Тема: русская народная сказка «Петух и собака».


Цели образовательные:
Знакомство с русской народной сказкой «Петух и собака»
Формирование знаний об истории создания народных сказок.
Формирование навыка правильного, сознательного и выразительного чтения.
Формирование круга читательских интересов.
Формирование правильной читательской деятельности.

Цели развивающие:
Формирование УУД: - личностных (самоопределения – после первичного чтения при выяснении насколько понравилось произведение;
действия смыслообразования – на этапе постановки проблемы перед первичным и вторичным чтением;
нравственно-этической ориентации – при обсуждении хорошо или плохо поступил герой);
- регулятивных (самоконтроля – за правильностью чтения других детей;
рефлексивного осознания границ знания и незнания – на подготовительной беседе; целеполагания – перед первичным и вторичным чтением;
рефлексивная оценка – на этапе итоговой беседы);
- познавательных (информационных – извлечение информации в тексте в процессе первичного чтения, чтения и анализа текста по частям, на обобщающей беседе, на этапе подготовительной беседы, когда учитель сообщает новые сведения;
логических – анализа при анализе содержания, средств художественной выразительности; сравнения при сопоставлении образов петуха и собаки; обобщения при формулировке вывода; постановки и решения учебной проблемы – перед первичным и вторичным чтением сказки);
- коммуникативных (умение высказывать свою точку зрения по поводу характера героев – на подготовительной беседе, при анализе частей, на обобщающей беседе;
умение выслушивать чужую точку зрения – при анализе поступков и поведения героев).
2. Развитие речи при ответе на вопросы.
3. Развитие внимания.

Цели воспитательные:
Воспитание интереса к русскому народному творчеству.
Воспитание чувства справедливости.
Воспитание уважения к другим людям.



































Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь, чтобы вам было удобно слушать друг друга. Проверьте, готовы ли вы к уроку? На столах у вас должны лежать: учебник 1 часть, пенал. Все готовы? Тогда начнём.

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, вспомните, какое было домашнее задание?
- Нужно было выучить наизусть отрывок из сказки А.С. Пушкина.
- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
(Ученики по очереди наизусть рассказывают отрывок из сказки А.С. Пушкина. Учитель дает словесную оценку)
- Какие трудности у вас возникли, когда вы выполняли домашнее задание?
Ответы детей.

3. Подготовительная беседа.

- Ребята, давайте вспомним, как называются сказки, которые сочиняют писатели?
- Такие сказки называются авторскими.
- Какие вы знаете авторские сказки?
- «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Теремок» Е.А. Чарушин.
(И другие ответы детей)
- Кто герои «сказки о рыбаке и рыбке»?
- Герои этой сказки: старик, старуха и золотая рыбка.
- Чему учит эта сказка?
- «Сказка о рыбаке и рыбке» учит не быть жадными, знать во всём меру.
- А кто герои сказки «Теремок»?
- Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
- Чему учит эта сказка?
- Сказка учит дружить, уважать друг друга.
- А кто же написал народные сказки?
- Народные сказки написал народ.
- А есть ли у них автор?
- Нет.
- Правильно, ребята. У народных сказок нет автора. Их сочиняли простые люди и рассказывали их друг другу, своим детям и внукам. Поэтому и получила сказка название от слова «сказывать», т.е. рассказывать. Народные сказки появились очень давно, они не записывались. Поэтому одни и те же сказки имеют варианты, изменения. Позже ученые ездили по деревням, слушали людей и записывали сказки. Так появились сборники русских народных сказок. Один из таких ученых – А.Н. Афанасьев. Сборник его сказок самый знаменитый в России.
- Сейчас я задам вам несколько вопросов, чтобы посмотреть, насколько внимательно вы меня слушали.
- Кто сочинял народные сказки?
- Народные сказки сочиняли простые люди.
- А почему сказки имеют варианты?
- Потому что сказки не записывались, и каждый человек по-своему ее рассказывал и изменял.
- Как появились сборники русских народных сказок?
- Ученые ездили по деревням и записывали сказки со слов людей.
- Молодцы, ребята, вы внимательно меня слушали. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Петух и собака».
- Какой в сказках бывает петух по характеру?
- Петух в сказках наивный, глупый, всем доверяет.
- Как вы думаете, а какая в сказках собака?
Ответы детей.
- А какая бывает собака в природе?
Ответы детей.
- Давайте послушаем сказку и постараемся узнать, какая же по характеру собака.

4. Первичное чтение.

(Учитель сказывает сказку, книги у учащихся закрыты)
- Понравилась ли вам сказка?
Ответы детей.
- Кто из героев вам понравился?
Ответы детей.
- Чем?
Ответы детей.
- Вспомните, на какой вопрос нужно было ответить?
- Нужно было ответить на вопрос «Какая в сказках собака?»
- Можем ли мы ответить?
Ответы детей.
- Раз вы сомневаетесь, то давайте прочитаем сказку еще раз и попытаемся это выяснить.

5. Чтение и анализ по частям.

- Ребята, давайте прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения при чтении сказки:
(Совместное чтение, сначала по слогам, затем целыми словами)

СКОТИНКА
ЖИВОТИНКА
ПРОДАДИМ
ИСПУГАЛСЯ
РАССКАЗАЛ
ЗАНОЧЕВАЛИ
ЗАНЯЛАСЬ
РАЗЛИВАЕТСЯ
РАСХВАЛИВАЕТ
ПОЛАКОМИТЬСЯ
ОБРАДОВАЛАСЬ
БРОСИЛАСЬ

- Чтобы лучше понять сказку, прочитаем ее по частям.

I часть.
(До слов: «Утром, как только занялась заря, петух запел». Чтение сказки детьми по очереди.)

- Как жили старики? Прочитайте.
- Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.
- Зачем петух прибежал к собаке?
- Петух прибежал к собаке, чтобы рассказать ей, что его хотят зарезать.
- Что же решили сделать петух и собака?
- Они решили уйти в лес.
- Прочитайте слова собаки.
- «Ну, Петя-петушок, уйдем-ка в лес. Житьё здесь плохое, хуже не будет».
- Как вы понимаете слово «житье»?
Ответы детей.
- Житье, значит жизнь. Где решили заночевать герои? Прочитайте.
- «Ночевать надумали на дереве. Выбрали большой дуб. Петух взлетел на сук, а собака забилась в дупло».

II часть.
(До конца. Чтение сказки детьми по очереди.)

- Когда запел петух?
- Петух запел утром, когда занялась заря.
- Как вы понимаете выражение «занялась заря»?
Ответы детей.
- «Занялась заря» – рассвело, наступило утро.
- Что произошло потом?
- Пение петуха услышала лиса, прибежала к дереву и начала расхваливать петуха.
- Зачем лиса пригласила петуха к себе в гости?
- Лиса захотела полакомиться петухом.
- А что значит «полакомиться»?
- Захотела съесть петуха.
- Прочитайте, как лиса звала петуха в гости.
- «Пойдем ко мне в гости, сегодня масленый праздник, я зерна для тебя припасла».
- Как вы понимаете «масленый праздник»?
- Это Масленица, в этот день пекут блины и всех угощают.
- Что ответил петух на приглашение лисы?
- Петух сказал, что он пойдет не один, а со своим товарищем.
- Прочитайте, как обрадовалась лиса.
- «Вот счастья-то привалило – целых два петуха съем!»
- Что значит «счастья привалило»?
- Повезло.
- Смогла ли лиса полакомиться петухами? Почему?
- Не смогла, так как товарищем петуха оказалась собака, которая испугала лису.
- Так какая же собака по характеру?
- Собака надежная, верная, умная.

6. Обобщающая беседа.

- Кто главные герои сказки?
- Петух и собака.
- Какие события описываются?
- Петух и собака ушли из дома в лес. В лесу петуха хотела съесть лиса. Петух и собака испугали лису, она еле живая убежала. А сами так и остались жить в лесу.
- Что хотела сделать лиса?
- Она хотела съесть петуха и его товарища.
- Получилось ли это у лисы? Почему?
- Не получилось, так как петух и собака настоящие друзья и не бросают друг друга в беде.
- Какие черты характера проявляет петух в сказке?
- Находчивость, ум.
- А какие черты характера проявляет собака?
- Верность, смелость, храбрость.
- Ребята, а как вы думаете, может ли такая ситуация возникнуть у людей?
- Да.
- Как нужно поступать, чтоб не возникало таких ситуаций?
- Нужно помогать своим друзьям, не бросать их в беде.

7. Итоговая беседа.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Мы познакомились со сказкой «Петух и собака».
- Понравилась ли вам работа на уроке? Подумайте, кто на уроке работал активно?
- Ответили вы на поставленный нами вопрос или нет, решили какая в сказке собака?
- Да.
- Поняли вы смысл сказки?
- Да.
- Какие трудности возникли? Почему?
Ответы детей.
- Ребята, обязательно думайте о последствиях своих поступков. Относитесь хорошо к своим друзьям и, вообще, к окружающим вас людям. Если вы будете помогать людям, то и вам будут помогать. Сегодня на уроке все работали хорошо, молодцы.

8. Домашнее задание.

- К следующему уроку подготовьте выразительное чтение и рисунок к понравившемуся моменту сказки «Петух и собака».










15