Отчёт учителя начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Деменковой Ю.Л. по теме самообразования «Развитие проектных навыков у младших школьников»


Отчёт
учителя начальных классов
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Деменковой Ю.Л. по теме самообразования
«Развитие проектных навыков у младших школьников»
2016-2017 г
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому». Так сказал венгерский, швейцарский и американский учёный прошлого века Джордж Пойа, эти слова легли в основу моей педагогической деятельности как учителя.
Основное направление моей работы - развитие проектных навыков у младших школьников.
Идея моего опыта заключается в развитии проектных способностей учащихся, формировании  универсальных учебных действий, которые  означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта через проектно – творческую и исследовательскую деятельность с использованием информационных технологий.
В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов.  Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:
личностно-ориентированный;
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
Опыт моей работы в начальной школе показывает включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления, учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет примененять знания с реальными жизненными ситуациями.
При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают мои наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию. Практичность проектной деятельности выражается в ее соответствии с индивидуальной деятельностью и желаниями учащегося.
В своей работе стараюсь заранее предлагать темы проектов, инструктирую учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Ребята выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Я, как учитель выступаю в роли консультанта, помогаю решить возникающие «технические» проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению. Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося. Практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетенций, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально. Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап
определение темы;
постановка цели и задач, определение источников информации;
выбор критериев оценки.
Основной этап - разработка проекта (сбор и уточнение информации)
Заключительный этап - защита проекта
В подготовительный период только выбирается тема для исследования, определяются задачи, и собирается информация о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах.
Для того чтобы помочь детям в выборе темы предлагаю детям мини анкету с вопросами:
Что тебе интересно больше всего?
Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
О чём хотелось бы узнать, больше?
Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?
Если эти вопросы не помогли, провожу индивидуальную  беседу с ребёнком. Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.  Стараюсь лишь “подтолкнуть” детей к правильному выбору.
Попробую сформулировать некоторые принципы работы по формированию учебно-познавательных компетенций на которые я ориентируюсь в своей работе:
не стоит «стелить соломку» на каждом шагу ребенка, нужно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути их преодоления;
не натаскивать, давая знания в готовом виде, а вооружать приемами познания;
не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных знаний и умений, потому, что только такой учитель, всегда сумеет «разбудить» познавательную активность и самостоятельность детей.
Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно -внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности выстраиваю свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней, знакомлю с выполненными групповыми или индивидуальными проектами детей.
Считаю, что в начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
творческие проекты (декламация своих стихов). Так, моя ученица Рожнецкая А. заняла призовое место за стихотворение собственного сочинения «Мой щенок», ( У меня растёт щенок
очень я его люблю,
мои тапки уволок
…………
Заяц Анастасия заняла призовое место в областном конкурсе «Литературная беседка»
исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем; (инсценировка басни «Ворона и лисица»предварительно рассматривали каждого героя, давали им характеристику, готовили костюмы и декорации)
ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, ( проект «Орфографическое лото»- 1 место на школьной научно-практической конференции) что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
2011-2012 г 2 «Б» класс - коллективный проект, «Какого человека можно назвать красивым?»
-2012-2013 г 3 «Б» класс коллективный проект –«Полезно ли мороженое?»
2013-2014 г 4 «Б» класс коллективный проект «Каша-пища наша»
2015-2016 г 2 «Б» класс коллективный проект «Орфографическое лото»
-2016-2017 г 3 «Б» класс индивидуальный проект Сычёва Андрея «Земля отцов - Текстильный край»
Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие «на равных» дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт «дипломатических переговоров», который так необходим в жизни.
По мнению немецкого педагога Адольфа Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
Я считаю, что именно в исследовательской деятельности происходит усвоение знаний. Я пришла к детям, уже имея знания и опыт, а дети всё начинают с нуля. И это правильно, что мы идем навстречу друг другу.
Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому я организовываю учебную деятельность так, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки.
Исследование - это всегда поиск, приводящий к выявлению зависимостей и отношений, и в этом процессе помогают не только различные приемы и методы, но и интуиция, и догадка. В организации исследовательской и проектной деятельности учащихся я следую высказыванию Д.Пойа, «… в решении любой задачи присутствует крупица открытия».