Способы выживания героев Ж.Верна «Таинственный остров» и их применение на практике


«Будущие лидеры Отечества-2015»
Секция зарубежная литература
«Способы выживания героев Ж.Верна «Таинственный остров» и их применение на практике»
Макаров Кирилл Геннадьевич, МБОУ СОШ №2 г.Ядрин, 7 класс
Жуков Егор Владимирович, МБОУ СОШ №2 г.Ядрин, 7 класс
Научный руководитель: Воронкова Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№2 г.Ядрин
Введение.
В 6 классе в конце учебного года мы изучали произведение Жюля Верна «Таинственный остров». До сих пор мы были не знакомы ни с самим писателем, ни с его произведениями. Нас эта книга очень заинтересовала, и мы решили прочитать ее полностью и изучить способы выживания в экстремальных условиях.
Актуальность темы нашего исследования очевидна. Роман Жюля Верна «Таинственный остров» - образец приключенческого жанра. Да, действительно, так оно и есть. Но давайте посмотрим на эту книгу с другой, практической стороны. И окажется, что «Таинственный остров» — самое первое пособие по выживанию в экстремальных условиях, которое, как мы считаем, очень полезно для нас, для кадетов, и всем, кто собирается в поход, в путешествие, на охоту и т.д.  
Гипотеза исследования: «Раз у людей есть знания, они всегда выйдут победителями там, где других ждёт прозябание и неминуемая гибель». (Ж. Верн, «Таинственный остров», ч. I, гл. 19).
Объект исследования: роман Жюля Верна «Таинственный остров».
Цель: изучить способы выживания в экстремальных условиях по книге Жюля Верна «Таинственный остров» и возможность использования их на практике.
Задачи:
познакомиться с жизнью и  творчеством французского писателя Жюля Верна и его романом «Таинственный остров»;
выбрать тематические фрагменты текста, относящиеся к объекту исследования;
создать литературный цитатник по проблеме исследования;
сопоставить текстовые фрагменты и научные факты;
получить консультацию у специалиста-учителя;
сделать выводы.
Решаемая проблема: как выжить в трудных или в экстремальных условиях.
Методы исследования: аналитическое чтение; теоретический анализ литературы; поисковый, контекстуальный анализ; сравнительный анализ; обобщение.
Практическая значимость работы заключается в углублении знаний о способах выживания через изучение книги Жюля Верна «Таинственный остров». Результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков школы выживания для кадетских классов.
Источники.
Основная часть 1. Жюль Верн – писатель - фантаст.
Жюль Габриэль Верн родился 8 февраля 1828 года во Франции. Сын адвоката, Верн изучал юриспруденцию в Париже, но любовь к литературе побудила его пойти по другой  стезе. В  1852–1854 гг. он работал секретарем директора «Лирического театра», затем был биржевым маклером,  не прекращая при этом писать комедии, либретто, рассказы.
Жюль Верн – французский географ, широко известный писатель, классик приключенческой литературы, создатель жанра научно – фантастического романа; его произведения в значительной мере способствовали  не только становлению научной фантастики, но и послужили стимулом к началу практических  работ по освоению космоса. Верн был членом Французского Географического общества. Он создал целую библиотеку увлекательных  приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. Писатель увлекался  естественными науками, интересовался новинками науки и техники, был знаком с учеными, изобретателями, инженерами, посещал научные диспуты, доклады. Все это помогало успеху его книг. Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе 3 неоконченные, опубликованные в конце ХХ века, а также более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ.
Творчество Ж. Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонение перед силой мысли. Сочувственно он описывает и борьбу за национальное освобождение.
Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру: Англия, Шотландия, Скандинавия, США, Нидерланды, Германия, Дания, Италия… А свое первое путешествие он предпринял в 11 лет: удрал из дому и благодаря своему высокому росту устроился юнгой на торговое судно, но через несколько часов беглеца вернули родителям.
9 марта 1886 года Жюль Верн был тяжело ранен и о путешествиях пришлось забыть навсегда. Незадолго до смерти Верн ослеп, но все также продолжал надиктовывать книги. Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета.
В честь Жюля Верна названы: первый автоматический грузовой космический корабль; кратер на Луне диаметром 143 км.
В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях: акваланги, телевидение, космические полеты, большие подводные лодки, самолет, вертолет.
Многие романы Верна были с успехом экранизированы, в том числе и у нас в стране: Дети капитана Гранта (1936г.), Таинственный остров (1941г.), Пятнадцатилетний капитан (1945г.), Сломанная подкова (1973г.), Капитан Немо (1975г.), В поисках капитана Гранта (1985г.), Капитан «Пилигрима» (1986г.)
Всего же насчитывается более 200 экранизаций произведений великого писателя.
2. «Таинственный остров» — пособие по выживанию в экстремальных условиях.
  Самая  важная мысль, которая проходит по всему роману, — не бывает безвыходных ситуаций. Главный лозунг книги – «Не сдаваться». А чтобы не погибнуть на необитаемом острове, нужно учиться, учиться и учиться. На инженера, например. Ведь знание – это ж сила. Прочитав роман, мы поняли, что необходимо не только знание физики и механики, но и географии (чтобы нарисовать карту или узнать, какая зима будет на острове), ботаники (чтоб не съесть чего-нибудь опасного), зоологии (чтобы есть кого-нибудь действительно вкусного), литературы (чтоб писать послания в бутылках), технологии (чтобы построить дом).
Но сначала немного поговорим о героях произведения. Персонажи «Таинственного острова» — благородные, смелые и настойчивые люди. Они богаты духовно и закалены физически. Также очень свободолюбивы. Избрав цель, идут к ней упорно, преодолевая все опасности и трудности.
Пятеро американцев, сбежавших из плена на воздушном шаре, попали на необитаемый остров. Не имея ничего, кроме знаний и трудолюбия, они собственными руками налаживают нехитрый быт, чтобы выжить. Этот маленький коллектив людей, сплоченный различными испытаниями, тяжелым трудом, а также волей к жизни, способен творить чудеса. Огонь, добытый с помощью солнечных лучей, парочка ножей из собачьего ошейника и примитивный лук со стрелами для охоты – это только начало. Дальше решаются более сложные задачи – печь для обжига глины, изготовление простой мебели, постройка загонов для скота и небольшого, но прочного корабля. Используя силу воды, они даже создают мельницу. Труд их разнообразен: выращивание хлеба и овощей, приручение диких животных, осушение болот.
Постепенно маленький, безлюдный остров превращается в своего рода цивилизованный мирок. И это все благодаря сплоченности и взаимовыручке. Дружба в жизни человека – залог многих свершений. Особую роль в судьбе героев сыграл капитан Наутилуса Немо. Проникшись к этим людям искренней симпатией, состраданием и уважением, он всячески помогал им. Этот человек по своей натуре был великодушен и гуманен, но он беспощадно боролся с тиранией во всех ее проявлениях. Гениальный ученый и изобретатель, благородный мститель и, конечно, защитник угнетенных – капитан Немо стал нашим кумиром и образцом для подражания.
Герои Жюля Верна готовы рисковать собственной жизнью ради спасения других. Они лишены лицемерия и эгоизма, коварства, жестокости, а также лживости. Покоренные этими идеальными героями, мы поверили в их существование и постараемся быть достойным продолжателем полезных дел на благо сегодняшнего общества.
Мы собрали цитатный материал, представленный в приложении. В нем мы раскрыли тематические фрагменты текста, относящиеся к объекту исследования. Эти фрагменты текста были представлены на «суд» учителям-специалистам Ефимовой О.В., Павловой Н.Н. Учителям были заданы следующие вопросы:
Можно ли сопоставить текстовые фрагменты и научные факты?
Возможно ли использование знаний, полученных из книги Жюля Верна «Таинственный остров», на практике?
Педагоги, отвечая на наши вопросы, сошлись во мнении, что на страницах романа очень много научных фактов. Только можно удивляться знаниям писателя в области географии, ботаники, биологии, зоологии, физики, химии. Явления, описанные в книге Жюля Верна, имеют научное обоснование и вполне возможно использование этих знаний в экстремальных условиях. Да, действительно, после прочтения романа «Таинственный остров», у нас возник и еще один вопрос: что же это – художественное произведение или энциклопедия универсальных знаний? Дело в том, что в книге приводится очень много подробных описаний животных, растений, минералов.
Заключение.
"Таинственный остров" - захватывающая история приключений островитян, "пособие по выживанию", гимн человеческой отваге и силе воли. Эта книга великолепный пример того, как можно выжить на необитаемом острове, пример того, что нам необходимы те знания, которые мы приобретаем в жизни. Все гениально просто, все описано настолько просто, легко и интересно, что невозможно оторваться.
Знание – сила. Используя научные знания и открытия, описанные писателем в книге, можно выжить в экстремальных условиях. Гипотеза исследования подтвердилась. «Раз у людей есть знания, они всегда выйдут победителями там, где других ждёт прозябание и неминуемая гибель». (Ж. Верн, «Таинственный остров», ч. I, гл. 19).
Наряду с такими специальными предметами, как строевая и огневая подготовка у нас в 8 классе будет спецпредмет «Школа выживания». Думаем, что знания, полученные из книги Жюля Верна «Таинственный остров», нам очень пригодятся. А цитатный материал и презентацию можно будет использовать на уроках школы выживания.
Литература
Борисенко Н. А. Жюль Верн и Даниэль Дефо: Спор двух «Робинзонад» (6 класс) [Текст] / Н. А. Борисенко  // Литература в школе. – 1999. – № 8. – С. 74.
Зыкова, Г. Игра по книге Жюля Верна «Таинственный остров» [Текст] / Г. Зыкова // Литература – Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 9-11.Майорова, С. С. Жюль Верн – писатель-гуманист или фантаст-путешественник? / С. С. Майорова //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»Санарова, И. В. Изучение романа Жюля Верна «Таинственный остров» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»Чернышёва, Л. О. Жюль Верн – ученый или фантаст?: Мастер-класс по проекту на тему «Мир науки и фантастики» / Л. О. Чернышёва // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://ru.wikipedia.org/wiki/Jules_Vernehttp://www.jules-verne.ru/http://www.lib.ru/INOFANT/VERN/cptgrant.txt