Методическая разработка урока по развитию речи Путешествие на таинственный остров


Тема : «Путешествие на таинственный остров»
Цель: закрепление ранее изученного материала
Спектр целевых ориентаций:
Коррекционно – образовательные:
- расширить и закрепить у учащихся математические навыки и знания по письму, развитию речи;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Коррекционно – развивающие:
- развитие и коррекция внимания, памяти, мышления, сообразительности, устной и письменной речи, способности анализировать и делать выводы;
- развивать познавательный интерес;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать умение работать в паре;
Формирование навыков учебной деятельности: умение понимать и принимать инструкцию.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку, чтению, ко всему окружающему;
- воспитывать дружелюбие и взаимопомощь.
Средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, карточки для работы в парах, карточки для индивидуальной работы, кроссворд.
Ход урока:
1.Организационный момент- Здравствуйте ребята. Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся, улыбнёмся и тихонько сядем на свои места.
2. Актуализация знаний.
- Скажите пожалуйста, а какое сегодня число? Месяц? Время года? День недели?
- Хорошо, молодцы!
3. Основная часть урока.
- Ребята послушайте пожалуйста загадку:
С неба опускаются
Белые красавицы,
Кружатся, летают,
А в руке растают. (снежинки)
Слайд (Снежинки двигаются, звук метели)
- Ребята, послушайте, вам знаком этот звук? Вы где нибудь его слышали?
Дети находят снежинки в классе и письмо с картой.
- Ребята, смотрите - да это настоящая карта! А это что?А что на сундуке написано? (дети отвечают- клад!)
- А вы хотите отыскать клад? А как же мы попадем на остров? (дети решают поплыть по морю)
Слайд корабль
- Но прежде, чем сесть на любой транспорт , что мы должны знать прежде всего?
- Ребята, а что мы должны знать прежде чем сесть на корабль? (Правила безопасности на корабле)
- Конечно, в первую очередь нужно одеть спасательные жилеты.
- Затем обязательно внимательно осмотреть корабль для того, чтобы узнать все выходы для спасения и, если случится опасная ситуация – не бегать по коридорам, а сразу идти на выход.
- Находясь на корабле или в лодке категорически запрещается:
- начинать самостоятельную высадку или посадку до причала лодки или полной подачи трапа корабля;
- выходить и находиться на площадке, не имеющей ограждения
- самостоятельно заходить одному в служебные помещения и открывать технические помещения;
- перевешиваться за борта судна.
Молодцы ребята!
- Теперь, когда вы знаете правила безопасного поведения мы можем с вами отправится в путешествие.
- Но, для этого необходимо взять с собой на борт одну очень важную вещь, которая будет нам помогать. А что это, мы можем узнать, лишь выполнив задание.
- В ответе каждого задания зашифрована буква, а когда вы решите все задания, сможете отгадать зашифрованное слово.
(Павлюк выполняет задание по обводке – слово дружба)
(На доске карточки с примерами, а на обратной стороне буква. Дети выходят решают примеры и переворачивают карточки. И собирают слово - Дружба )Не даром в народе говорят, «Дружба - великая сила».
- Если во время путешествия мы с вами будем дружны, то сможем преодолеть любые препятствия!
- Итак, приступим.
- Теперь, когда мы отгадали слово и знаем правила безопасности, мы можем спокойно сесть в наш корабль и отправится в путешествие на остров.
Дыхательная гимнастика
Слайд звук шум моря
- Ребята, слышите шум моря? Посмотрите какое большое и красивое море?
- Пахнет морским воздухом.
Воздух мы вдохнем морской
Дышим носом, не ртом.
Плечи не поднимаем,
Животиком помогаем.
(вдох, выдох 5 раз)
- Ребята мы с вами оказались на острове. Для того чтобы добраться до сундука с кладом мы должны пройти следующие испытания. (учитель называет все испытания на карте)
- Посмотрите, что нас ждёт в начале (висячий мост через небольшую реку). Для того чтобы оказаться на другом берегу нужно выполнить задание.
(Работа с интерактивной доской)
- Посмотрите на доску? Чего не хватает?
(Максим работает по обводке)
О дружбе:
Друга на деньги не купишь.
О добре:
При солнце тепло, а при матери добро.
О труде:
Терпенье и труд всё перетрут.
О чем эти пословицы?
- А давайте посмотрим, что получилось у Максима? Слово дружба.
- Молодцы! Как дружно и быстро мы справились с этим заданием! Недаром говорят: «Человек держится помощью, птица — крыльями»
- Переправу мы перешли, посмотрите на карту куда мы должны пойти дальше? А дальше нас ждут заросли лиан. Давайте вспомним что такое лианы?
(слайд коротко о лианах).
- Для того чтобы пройти через лианы мы должны выполнить следующее задание. А связано оно будет со словом предложение.
- Мы можем сказать, что это предложения? А что такое предложения? (слова, связанные по смыслу).
- А у нас все слова связаны по смыслу? Чего не хватает в этих предложениях? (предлогов).
- Посмотрите, на доске даны предложения. (работа с интерактивной доской)
Выберите нужный предлог.
Слайд с предложениями.
- Вам нравятся эти предложения?
Мы отправились на поиски клада.
Над островом светит солнце.
С деревьев спускаются могучие лианы.
Мы сидим в лодке.
На берегу я построил замок из песка.
(индивидуальное задание для Максима веревочная лестница)
- Молодцы справились с заданием. Перешли через заросли лиан. Мы все ближе и ближе к нашему кладу.
- Ребята, посмотрите, что ждет нас впереди. (Паучий коньон).
Кто знает, что такое коньон? (Глубокая узкая долина, размытая рекой.)
- А каньон у нас необычный, а паучий. А пауки плетут что? (паутину).
- Так как мы паутину плести не можем, Максим с помощью пазлов собрал для нас то, что поможет нам перейти через этот коньон.
- Максим, а что ты собрал? (лестницу).
Ребята, а какая это лестница? (веревочная).
- Спасибо Максиму за то, что он помог нам перейти через паучий коньон. Не зря люди говорят: Друг за дружку держаться - ничего не бояться..Динамическая пауза
- А следующая наша остановка будет в «Долине попугаев.»
- Я думаю, что здесь мы с вами немного отдохнем.
(Задание на доске: покорми попугая)
(каждый ребёнок подходит к доске и выбирает еду, которую можно есть попугаю)
- Молодцы! Мы с вами немного отдохнули. А сейчас можно продолжить наше путешествие по острову в поисках клада.
- И мы с вами идем дальше. Что нас ждет дальше? «Таинственная пещера.»
- И чтобы нам ее обойти нам надо выполнить задание.
- На столах у вас лежат карточки с заданием.
- Это задание вы должны выполнить, работая в паре. Перед вами карточки, вы должны вспомнить и записать тех животных, которые впадают в спячку, которые добывают корм самостоятельно и тех, которые кормятся запасами. На это вам отводится три минутки. Ребята вы постараетесь выполнить задание и поднять руку, когда вы будете готовы.
(Максим в это время раскрашивает животных).
(проверка пар, после проверка на доске)
слайд
- Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.
- Ведь мы должны всегда помогать друг другу.
- Молодцы ! С заданием таинственной пещеры мы справились.
- Ой, ребята осталось нам совсем чуть –чуть дойти до нашего клада.
- И последнее препятствие на нашем пути это – «Кокосовая роща»
- Чтобы пройти кокосовую рощу нам нужно разгадать кроссворд.
(Кроссворд)
Круглый, волосатый; внутри - белый; снаружи – коричневый, растёт на пальме.
Вьются, но не змеи,
Зелёные, но не лягушки
Пройти не дают,
Но не стены.
3. Мы с ним добрые друзья –
Это дерево и я.
Я –кокос красивый, сочный.
Назовите друга срочно.
3.Ребята, что нам помогало на протяжении всех испытаний?
Какое слово мы собирали в начале.
-Какое главное слово получилось? (Клад)
- Ура ребята мы дошли с вами до клада!
- Посмотрите это наш клад!
- Ребята этот сундук мы сможем открыть только в классе. Значит нам надо поскорее вернуться в класс.
- Давайте сядем правильно, закроем глаза, снова очутимся на корабле, услышим шум моря и поплывем домой.
(слайд, шум моря)
- А сейчас открыли глазки, где мы оказались? (В классе.)
- А теперь давайте откроем и посмотрим, что внутри сундука. Здесь для вас лежит подарок. (первое дно сундука с пословицей «Наше богатство – это знания»)
4.Обобщение.
- Ребята, вы согласны с этим высказыванием?
- Стоило нам совершать такое путешествие?
- Ребят вы не расстраивайтесь.
- В сундучке двойное дно: для каждого подарок за то, что выдержал эти испытания, закрепил полученные знания.
5. Итог урока
- Ребята вам понравилось путешествие на наш остров?
- Чем мы занимались на уроке?
Выставление оценок
И хочется закончить наш урок такой пословицей:
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле ждет успех!
Молодцы ребята. Наш урок окончен.