Статья Управление исследовательской деятельностью учащихся через использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе


Стрежнева Н.Г.,
заместитель директора по НМР, учитель информатики
МБОУ Школа №48 г. о. Самара
Управление исследовательской деятельностью учащихся через использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе
Информационно-коммуникационные технологии, Сервисы Интернета сегодня стали ресурсом, который позволяет решать новые педагогические задачи, на ином (привлекательном для ребят) уровне реализовывать руководство исследовательской деятельностью учащихся.
Поэтому на данном этапе управления исследовательской деятельностью учащихся МОУ №48 существующая Система управления исследовательской деятельностью учащихся дополнилась еще одним важным компонентом: наряду со школьным научным обществом учащихся и исследовательскими методами, внедряемыми учителями-предметниками в урочной и внеурочной деятельности, функционирует информационный центр.
Информационный центр выполняет следующие функции:
Методическую – содержит методическую копилку из опыта работы с одаренными детьми, нормативно-правовые документы по организации НОУ, банк исследовательских работ учащихся за предыдущие годы.
Информационно-техническую – обеспечивает процесс исследовательской деятельности необходимыми инструментами, организует работу школьного сайта, школьного пресс-центра.
Административно-коррекционную – банк данных по одаренным детям, портфолио учащихся, отслеживание уровня личностного развития учащихся.
Управление реализаций программы «Одаренные дети » посредством ИКТ значительно упрощает процессы сбора и обработки информации о личностном росте учащихся, процесс проведения и обработки психолого-педагогической диагностики одаренности школьников. Сервисы почтовых Интернет-служб стали необходимым инструментом получения своевременной информации о конкурсах, олимпиадах, дистанционных проектах и позволяют расширить спектр и географию конкурсов, организовать доступ к участию во всероссийских и международных проектах.
Работа с одаренными детьми в школе строится на дистанционной основе: посредством социальной сети Mail.ru и интерактивных инструментов платформы Googl.com стала возможна организация групп по интересам, коллективных проектов; расширились методы и содержание работы с одаренными детьми.
Так, например, в школе организовано сообщество разновозрастных учащихся «Проект», сюда вошли дети, стремящиеся реализовать свои журналистские, художественные склонности. Заместителем директора по НМР был создан школьный проект, посвященный ВОВ, учитель технологии Волкова Н.Н. разработала с учащимися серию творческих проектов по декоративно-прикладному искусству, учитель русского языка Горобей Т.Я. разработала с учащимися исследовательские проекты «Речевая культура. СМИ. Интернет».
Учитель Стрежнева Н.Г. реализовала школьный проект «Наследники Победы!» в 5-7 классах с использованием интернет-ресурсов. Внеурочное занятие (информатика + проектная деятельность) по теме: "Подвиги Великой Отечественной Войны: города-герои" (общешкольный проект ВОВ)
Эффективным средством повышения качества образовательного процесса в школе является реализация дистанционного образования, которое в школе внедряется как в учебной, так и во внеучебной деятельности: участие в сетевых олимпиадах и дистанционных проекта. А также новой формой работы в школе в 2008-2009г. стало дистанционное обучение во внешкольной деятельности (сетевые проекты, дистанционные олимпиады):
участие и победа во Всероссийской научно-исследовательской конференции «Интеграция» (г. Москва) - 2 чел., 1- победитель (диплом 2 степени) (2008-2009г.)
участие в городском межшкольном интернет-проекте «Самарский Левша - 2008»(победители 6 чел.), организован совместно с ЦРО и СДДЮТ (2008-2009г.)
участие во Всероссийском интернет-проекте «Мы помним!»(Letopisi.ru)-4лауреата(2010г.)
участие во Всероссийской дистанционной открытой заочной олимпиаде: проект «Познание и творчество»(65 лауреатов и более 80 участников). Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» г. Москва, 2009-2010г.
участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике «Кенгуру» (140 чел.) 1 чел.-1 место в районе, 1 место - в регионе, и результат вошел в 100 лучших результатов по России (2009г.), 30 место России-1 чел.(2010г.).
участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок» (258 чел.) 2 человека- 1 место по району, 1 –место по региону и 2 место - по России (2008-2009г.)
участие во Всероссийском молодежном предметном чемпионате(140чел.)- 8 победителей в регионе(2010г.)
участие во Всероссийском молодежном чемпионате «Старт» (97чел.)-11 победителей в регионе (2010г.)
участие во всероссийском конкурсе английского языка «Британский бульдог» (80 чел.)-5 призеров (2010г.)
На данный момент организовалась постоянно действующая редакционная группа и в рамках дежурства преподавателей создаются краткосрочные творческие группы учащихся (5-11 класс), освещающие конкретные проблемы или новости.
Посредством сервиса Youtube.com организована работа гимназического телеканала: учителя разных профилей обучения добавляют в плейлисты своего профиля ссылки на обучающие фильмы и, организуя дистантное домашнее задание, реализуют исследовательский метод обучения.
В настоящий момент учащимися школы созданы проекты по МХК, литературе, фото-проект «Аллея славы». Учащиеся приняли участие в городском интенет-проекте «Самарский Левша -2008», во Всесоюзном интернет-проекте «Мы помним!», видеотека школы пополняется фотогалереями учащихся, участвующих в конкурсах «Моя школа».
Сложившаяся система управления исследовательской деятельностью учащихся позволяет организовать образовательный процесс на основе современных требований к качеству знаний учащихся, к уровню сформированности компетентности в области исследовательской деятельности. Система объединяет действия административного корпуса, педагогического коллектива и органа ученического самоуправления.
Использование Интернет-ресурсов может помочь школьникам относится более серьезно к источникам знаний и к собственному обучению, поскольку мы открываем им доступ к взрослым источникам информации. Понимание того, что сетевая информация не всегда точна и аккуратна, может быть скрытым плюсом для образования, поскольку школьники учатся не доверять слепо всему, что они читают. Это свойство сети стоит использовать для развития критического мышления. Поиск информации в сети может быть формой исследовательского обучения. В этом случае школьники более глубоко исследуют самостоятельно выбранную тему.
Информационный центр позволяет вести исследовательское обучение разного уровня сложности и целевой направленности: от организации участия школьников в дистанционных проектах и олимпиадах, до информационного сопровождения процесса подготовки к научно-практическим конференциям; от организации частнопредметного учебного исследования (работа в виртуальных лабораториях, индивидуальное задание).
Занятия элективных курсов проходят интереснее и продуктивнее, если задействовать ИКТ, побудив учащихся к самостоятельной познавательной и эвристической деятельности. Так на занятии элективного курса «Русский язык. Восхождение к совершенству» для учащихся 10 класса используются элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, посредством постановки проблемных вопросов и организации познавательного поиска в сети Интернет. Сайты: «Русские словари», «Грамота. ру», «Gramma. ru» не только содержат интерактивные задания, но и вопросы исследовательского характера. Используя материал этих порталов можно организовать сравнительный анализ функционирования слова в разных словарях, анализ звучащей речи и ее интонационного оформления. Свои исследовательские проекты учащиеся представляют на конкурсах и олимпиадах различного уровня, а использование дистанционных методов обучения позволяет им быть конкурентноспособными с учащимися столицы. Результаты работы учащихся: Волкова Диана (10кл) в 2010г. заняла 2 место во Всероссийском научно-исследовательском конкурсе «Первые шаги в науку», Колотилина Анна(8 кл) в 2008г. удостоена диплома 2 степени на Всероссийской научно-исследовательской детской конференции в Москве «Меня оценят в XXI веке», Ульченко Е.(10кл), Волкова Д.(10кл), Чмель К.(7 кл) стали победителями Всероссийских литературных конкурсов на приз газеты «Литература» по произведениям Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.И. Солженицина (учитель Горобей Т.Я., победитель ПНПО), Стрежнева Е. (6 кл.) Губанова Т.(6 кл.)стали победителями Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в 2010г.
Другим социальным сервисом, позволяющим хранить и мобильно передовать информацию стал для нас электронный журнал. Этот сервис позволил школе активнее сотрудничать с родителями в учебно-воспитательном процессе, передавать информацию в виде объявлений, информировать учащихся и размещать различные задания, помогая реализовывать различные формы обучения.
Применение на уроке Интернет-ресурсов позволяет
1. Расширять рамки учебной темы, приобретать интегрированное знание.
2. Формировать научное мышление.
3. Формировать компетентности в области самостоятельной исследовательской деятельности.
4. Приобретать навыки:
Познавательные;
Методологические;
Информационные;
Ораторские.
Практика внедрения исследовательского метода в образовательный процесс школы позволила наметить следующие структурные компоненты урока-исследования (обязательна групповая работа, парный урок):
1 этап – актуализация и систематизация имеющегося багажа знаний.
2 этап - постановка ряда проблем.
3 этап – уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование.
4 этап – собственно исследование: объединение и систематизация собранного материала.
5 этап – оформление работы.
6 этап – представление результата работы.
7 этап – подведение итогов. Рефлексия.
Управление исследовательской деятельностью учащихся направляет деятельность заместителя директора по НМР на организацию сотрудничества посредством Интернет-порталов. На данный момент сложились продуктивные связи с Центром Развития Образования (ЦРО), с Дворцом Детского и Юношеского Творчества (ДДиЮТ).
Таким образом, реализация программы «Одаренные дети» посредством ИКТ определяет:
Создание информационной среды, способствующей личностно-ориентированному, творческому взаимодействию учителя и ученика посредством применения дистанционных технологий;
Реализацию виртуального образовательного пространства школы;
Расширение социального партнерства;
Повышение ИКТ – компетентности учителей и учащихся;
Организацию творческих лабораторий по реализации образовательных возможностей Интернет-сервисов.