Рабочая программа спецкурса по немецкому языку в 11 классе Практическая грамматика немецкого языка


Рассмотрено и принято Согласовано Утверждаю
на заседании школьной зам. директора по УВР Директор МОУ
проблемной группы учителей ____________ /____________/ Октябрьской СОШ
Протокол № « » __________ 2014 г. ______ /___________/
от « »__________ 2014 г. Приказ №
Руководитель ШПГ от « »________ 2014 г.
____________ /___________/

Муниципальное образовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАспецкурсапо иностранному языку
(немецкий язык)
«Практическая грамматика немецкого языка»
11 класс
учитель Комиссарова Наталья Владимировна
2014 – 2015 уч.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа спецкурса «Практическая грамматика немецкого языка» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по иностранному языку для учащихся 11 класса. Курс в объеме 34 часов рассчитан на проведение занятий 1 раз в неделю. Данная программа тесно связана с основным курсом. Она нацеливает учащихся на углубленное повторение, обобщение, систематизацию грамматического материала и приобретение новых знаний.
В последние годы иностранный язык стал реально востребован. Государство и общество нуждаются в людях, практически владеющих иностранным языком. Необходимость знания иностранного языка проникает во все сферы трудовой деятельности, учебы, отдыха, туризма. Поэтому курс может быть рассчитан и для тех учащихся, которые интересуются гуманитарными науками и в частности иностранным языком, и для тех, кто хочет совершенствовать свои знания иностранного языка для достижения высоких профессиональных успехов.
Основой изучения любого языка является грамматика. Грамматика – это фундамент, структура языка. Именно грамматика преобразует язык в речь. Конечно, овладение иностранным языком без изучения грамматики возможно, но только лишь в иноязычной среде. Если изучение языка происходит в пределах школьной программы, то тут необходимо заучивать грамматический материал. Но и этот, казалось бы, скучный процесс можно сделать интересным и увлекательным при помощи рисунков, схем, игр, загадок, песен, стихов и т.д. В данной программе запланированы теоретический, практический и занимательный аспекты освоения материала.
Грамматические умения и навыки в процессе обучения позволяют учащимся логично составлять собственные высказывания и адекватно реагировать на высказывания партнера, передавать различную информацию, переводить с русского на немецкий и с немецкого на русский язык, отображать определенную информацию в письменном виде.
Итогом работы по курсу грамматики является относительно правильная речь и возможность без особого труда и с минимальным количеством ошибок справиться с письменными заданиями
Цель спецкурса заключается в том, чтобы повысить результаты обучения учащихся немецкому языку.
Задачами данного курса являются:
- систематизация и автоматизация грамматических знаний и навыков.
- формирование у учащихся потребности самостоятельно приобретать знания;
- мотивация учащихся к изучению немецкого языка;
- развитие уровня информационной и коммуникативной компетенции;
- формирование межкультурной компетенции учащихся;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся.
По окончании спецкурса учащиеся должны продемонстрировать:
- знания теоретических основ грамматического курса;
- умения и навыки использования теории в практических ситуациях;
- умение грамматически правильно оформлять иноязычную речь, избегая ошибок, мешающих пониманию речи;
- умение систематизировать и обобщать грамматические явления;
- умение пользоваться грамматической терминологией;
- умение письменно оформлять информацию;
- владение новыми правилами немецкой орфографии.
Содержание спецкурса

I. Морфология
Артикль (der Artikel ): определённый, неопределённый, нулевой. Слияние артикля с предлогом
Имя существительное (das Substantiv ): род имени существительного. Образование множественного числа. Склонение имени существительного: сильное склонение, слабое склонение, женское склонение, склонение множественного числа, склонение имён собственных.
Предлоги. Управление предлогов ( die Präpositionen ): употребление предлогов, требующих Akkusativ, употребление предлогов, требующих Dativ, употребление предлогов, требующих Akkusativ und Dativ, употребление предлогов, требующих Genitiv.
Имя прилагательное (das Adjektiv ): слабое склонение имён прилагательных, сильное склонение имён прилагательных, смешанное склонение имён прилагательных. Степени сравнения прилагательных и наречий.
Местоимения ( das Pronomen ): личные, притяжательные, указательные, отрицательные,
возвратные, вопросительные, относительные, неопределённые, неопределённо-личное местоимение man, безличное местоимение es. Склонение местоимений.
Имя числительное ( das Numerale ): количественные, порядковые.
Глагол (das Verb ): с отделяемыми приставками, неотделяемыми приставками, сильные глаголы, слабые глаголы, неправильные глаголы, модальные глаголы, возвратные глаголы. Временные формы глаголов: das Präsens,das Präteritum, das Perfekt, Futurum І, das Plusquamperfekt. Образование и употребление временных форм пассива: Präsens Passiv, Präteritum Passiv, Perfekt Passiv, Plusquamperfekt Passiv Futurum Passiv. Конъюнктив. Infinitiv: употребление инфинитива с zu и без zu. Конструкция haben/sein + Infinitiv.
Словообразование: Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов. Субстантивация. Адъективация. Образование глаголов с помощью приставок. Словосложение.
II. Синтаксис
Простые предложения: Основные типы простого предложения: утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Основные средства выражения отрицания: kein, nicht, niemand, nichts. Способы выражения подлежащего: cуществительным, личным местоимением, неопределённо-личным местоимением man, безличным местоимение es. Виды сказуемого: простое глагольное сказуемое, сложное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. Рамочная конструкция в немецком предложении. Инфинитивные обороты: um … zu + Infinitiv, statt … zu + Infinitiv, ohne …zu + InfinitivСложносочинённые предложения с союзами und, aber, denn, deshalb, darum, nicht nur … sondern auch.
Сложноподчинённые предложения: дополнительные с союзами daß, ob, и вопросительными словами was, wer, wann и др., временные с союзами als, wenn, nachdem, während, причинные с союзами weil, da
определительные с относительными местоимениями der, die, das, условные с союзом wenn, цели с союзом damit.
Новое правописание немецкой орфографии.
Календарно-тематическое планирование спецкурса
“Практическая грамматика немецкого языка”
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Срок по плану
I. Морфология Артикль 1 Употребление определенного и неопределенного артиклей. Отсутствие артиклей. 1 Имя существительное 2 Род имени существительного. Образование множественного числа. 1 3 Склонение имени существительного: сильное склонение, слабое склонение, женское склонение, склонение множественного числа, склонение имён собственных. 1 Предлоги 4 Употребление предлогов, требующих Akkusativ, употребление предлогов, требующих Dativ, употребление предлогов, требующих Akkusativ und Dativ, употребление предлогов, требующих Genitiv. 1 Имя прилагательное 5 Склонение имен прилагательных: слабое склонение, сильное склонение, смешанное склонение. 1 6 Степени сравнения прилагательных и наречий. 1 Местоимения 7 Личные и притяжательные местоимения.
Склонение местоимений. 1 8 Указательные и отрицательные местоимения. Склонение местоимений. 1 9 Вопросительные, относительные и возвратные местоимения. Склонение местоимений. 1 10 Неопределённые, неопределённо-личное местоимение man и безличное местоимение es. 1 Глагол 11 Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками. Сильные, слабые и неправильные глаголы. 1 12 Модальные глаголы. 1 13 Возвратные глаголы. 1 14 Временные формы глаголов: das Präsens, Futurum І.1 15 Временные формы глаголов: das Präteritum. 1 16 Временные формы глаголов: das Perfekt, das Plusquamperfekt. 1 17-18 Образование и употребление временных форм пассива: Präsens Passiv, Präteritum Passiv, Perfekt Passiv, Plusquamperfekt Passiv Futurum Passiv. 2 19 Конъюнктив. 1 20 Infinitiv: употребление инфинитива с zu и без zu. 1 21 Конструкция haben/sein + Infinitiv. 1 Словообразование 22 Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов. Субстантивация. Адъективация. Образование глаголов с помощью приставок. Словосложение. 1 II. Синтаксис Простые предложения 23 Основные типы простого предложения: утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные. 1 24 Прямой и обратный порядок слов в предложении. 1 25 Основные средства выражения отрицания: kein, nicht, niemand, nichts. 1 26 Способы выражения подлежащего: cуществительным, личным местоимением, неопределённо-личным местоимением man, безличным местоимение es. 1 27 Виды сказуемого: простое глагольное сказуемое, сложное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. 1 28 Рамочная конструкция в немецком предложении. 1 29 Инфинитивные обороты: um … zu + Infinitiv, statt … zu + Infinitiv, ohne …zu + Infinitiv1 Сложносочинённые предложения 30 Сложносочинённые предложения с союзами und, aber, denn, deshalb, darum, nicht nur … sondern auch. 1 Сложноподчинённые предложения 31 Сложноподчинённые предложения: дополнительные с союзами daß, ob, временные с союзами als, wenn, nachdem, während. 1 32 Сложноподчинённые предложения: причинные с союзами weil, da, с вопросительными словами was, wer, wann и др. 1 33 Сложноподчинённые предложения определительные с относительными местоимениями der, die, das, условные с союзом wenn, цели с союзом damit. 1 34 Новое правописание немецкой орфографии. 1 Итого: 34 Литература
(для составления программы)

Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранного языка. ИЯШ. 2000. №5.
Миньяр-Белоручев Р.К. «Примитивная» грамматика для изучающих иностранный язык. ИЯШ. 2000. №4.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки). М: Просвещение, 2010 г.
И.Л.Бим Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык:: 5—9 классы. Москва «Просвещение» 2008 г.
Г.И. Воронина. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык: 10—11 классы. Москва «Просвещение» 2009 г.
Литература для учителяАранович М.Г. К вопросу об изучении неопределенно-личного местоимения «man» в немецком язык. ИЯШ.2012. №4.
Бажанов А.Е., Костева В.М., Фурманова С.Л. ЕГЭ по немецкому языку: проблемы и пути решения. ИЯШ. 2010. №2.
Большакова Э.Н. Тесты по грамматике немецкого языка. Санкт-Петербург, Изд.дом «МиМ», 1998 г.
Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н., Соловова Е.Н. Новая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам. ИЯШ. 2013. №9
Голубев А.П. Немецкий язык, Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. Москва: Айрис-пресс, 2006 г.
Жупанова Ю.Л. Формирование грамматических навыков на основе поэтического текста. ИЯШ. 2010. №5.
Методическая мозаика. 2004, №6. 2005, №1, 2, 3.
Ковальчук С.В. Использование системно-деятельностного подхода при обучении грамматике. ИЯШ.2012. №5.
Краснова М.А. Формирование мотивационной готовности к освоению иностранного языка. ИЯШ.2013. №6
Красножонова Е.С. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе. ИЯШ. 2011.№9.
Крашенинникова Е.А. О модальных глаголах в немецком языке. ИЯШ. 2010. №8.
Левковская К.А. О некоторых грамматических и лексических явлениях современного немецкого языка. ИЯЩ. 2010. №8.
Москальская О.И. Артикль в немецком язык. ИЯШ. 2011.№4.
Нарустранг Е.В. Практическая грамматика немецкого языка. Санкт-Петербург: Союз, 1998 г.
Никитина Л.Л. Формирование грамматического навыка построения вопросительных предложений. ИЯШ.2013. №5
Овчинникова А.В. , Овчинников А.Ф. Тесты по немецкому языку. Москва: «Лист", 1998 г
Поллер П.Т. Перфект и претерит в современном немецком языке. ИЯШ.2010. №4.
Попов А.А., Иванова Н.Д. Практический курс немецкого языка. Москва: «Лист», 1997 г.
Попова Т.Н. Подготовка к ЕГЭ по немецкому языку на средней ступени обучения. ИЯШ. 2014.№3.
Поспелова М.Д. Учим прилагательные. ИЯШ. 2005. №3.
Райх Б.Л. Просто о сложном. Глагол. Артикль. Существительное. Москва: Дрофа, 2002 г.
Рахимова А.Э. Преимущество применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам. ИЯШ. 2012.№10.
Снегирева Н. Тесты по немецкому языку. Москва: Айрис пресс, 2004 г.
Чернявская В. Е. Практикум по культуре немецкого речевого общения. Санкт-Петербург, 2005 г.
Шапиро В.М. Система формообразования существительных в немецком языке. ИЯШ.2010. №8.
www.apuzik.deutschesprache.ru/www.4ege.ruwww.studygerman.ru/
Литература для учащихсяБольшакова Э.Н. Тесты по грамматике немецкого языка. Санкт-Петербург, Изд.дом «МиМ», 1998 г.
Голубев А.П. Немецкий язык, Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. Москва: Айрис-пресс, 2006 г.
Нарустранг Е.В. Практическая грамматика немецкого языка. Санкт-Петербург: Союз, 1998 г.
www.apuzik.deutschesprache.ru/www.4ege.ruwww.studygerman.ru/