Рабочая программа спецкурса Практическая грамматика для учащихся 5 класса

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по спецкурсу «Практическая грамматика» для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы для основной школы по русскому (родному) языку/Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011, с учётом Программы курса «Русский язык», 5 класс (ТА. Ладыженская)/Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2012.
Русский язык это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Программа предназначена для учебно-методического комплекса под редакцией Т.А. Ладыженской (Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях с электронным приложением. М.: Просвещение, 2013; Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2012)
Актуальность введения в школе спецкурса "Практическая грамматика" по выбору определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Главной целью является формирование орфографических навыков при изучении морфологии, лексики, фонетики, словообразования и морфемики через применение форм и методов обучения, способствующих творческому развитию личности обучающихся и умения правильно задавать проблемные вопросы, способствующие успешному обучению учащихся.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
научность;
доступность;
последовательность и системность изложения материала;
преемственность и перспективность;
связь теории с практикой;
наглядность;
целостность.
Курс "Практическая грамматика" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, деловые игры, уроки-презентации, групповые и индивидуальные формы работы.
Технологии, используемые в обучении: технологии развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного общения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, личностно-ориентированные.

2. Общая характеристика спецкурса

Содержание спецкурса «Практическая грамматика» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; основной акцент здесь делается на орфографическую работу, где правило объясняется через фонетические и лексические закономерности, кроме этого, учащиеся знакомятся с информацией по истории происхождения букв, некоторых правил и т.д. Взяв за основу системный подход в обучении, программа представляет собой связанную систему занятий, в процессе изучения которых в сознании учащихся должен сформироваться навык поиска орфограммы, затем работа по успешному определению алгоритма работы и, в конечном результате, грамотное написание. Такое расположение материала повышает качество его усвоения.
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала. Занятия на учебном курсе способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи.
По своему характеру деятельность учащихся может быть разнообразной. Эта подготовка докладов сообщений по различным проблемам языкознания, решение занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовка материала для выпуска стенных газет, бюллетеней, для проведения классных и общешкольных олимпиад и многое другое.

3. Описание места спецкурса в учебном плане

Данный курс предназначен для учащихся 5б класса и рассчитан на 1 час в неделю (всего 35 часов).
Продолжительность занятия составляет 40 минут, 5-10 минут уделяется выводам и обобщению и 30-35 минут учащиеся занимаются практическими заданиями.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения спецкурса
Планируемый результат:
Умение задавать проблемные вопросы;
Участие в исследовательской деятельности, олимпиадах различного уровня;
Мотивация одноклассников на более углублённое изучение русского языка;
Изменение отношения к предмету «русский язык».

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей;
способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

5. Содержание спецкурса.
Повторение изученного в 4 классе – 7 часов.
Практическое занятие. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне. Практическое занятие. Правописание букв и, а, у после шипящих. Практическое занятие. Правописание разделительного ъ и ь. Практическое занятие. Правописание ь после шипящих в глаголах. Практическое занятие. Правописание не с глаголами. Тест №1. Повторение изученного в 4 классе. Тест №2. Повторение изученного в начальной школе.
Орфоэпия – 1 час.
Орфоэпические нормы. Знакомство с орфоэпическими словарями. Тест №3 и анализ работы.
Стилистика – 1 час.
Повторение стилей речи и их отличительных особенностей. Практическая работа. Составление текста заданного стиля. Тест №4 и анализ работы.
Имя существительное – 5 часов.
Имя существительное как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки имени существительного. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Практическая работа. Имя существительное. Тест №1 и анализ работы. Практическая работа. Имя существительное. Тест №2 и анализ работы. Контрольный тест в формате ЕГЭ. Правописание о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании. Рабочая тетрадь стр.31.
Имя прилагательное – 7 часов.
Имя прилагательное как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки имени прилагательного. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Правописание полных и кратких прилагательных. Рабочая тетрадь, стр.47. Правописание сложных имен прилагательных. Практическая работа. Рабочая тетрадь, стр.41. Практическая работа. Имя прилагательное. Тест №1. Практическая работа. Имя прилагательное. Тест №2. Контрольный тест в формате ЕГЭ.
Глагол – 10 часов.
Глагол как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки глагола. Правописание -тся и -ться в глаголах. Рабочая тетрадь, стр. 62. Спряжение глаголов. Рабочая тетрадь, стр.70. Правописание личных окончаний глаголов. Практическая работа. Тест №1. Практическая работа. Тест №2. Буквы о/а в корнях с чередованием. Буквы е/и в корнях с чередованием. Рабочая тетрадь, стр.66 Чередующиеся корни. Тест №1. Чередующиеся корни. Тест №2. Тест в формате ЕГЭ.
Прописные буквы – 1 час.
Употребление прописных букв. Отличие прописных букв от строчных.
Правила переноса – 1 час.
Правила переноса слов. Практическое применение правил переноса слов на письме.
Итоговый урок – 2 часа.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе. Итоговый контрольный тест. Анализ итогового теста.
6. Тематическое планирование.

№ п/п
Дата
проведения
Тема
Основные виды деятельности
Планируемые результаты


По прогр.
Факт.


Предметные
УУД
Личностные

Повторение изученного в 4 классе (7 часов)


05.09

Практическое занятие. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне.
Формирование у учащихся умений опознавать проверяемые орфограммы в корне слова на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.
Научиться определять орфограмму в корне слова, проводить фонетический анализ, подбирать проверочное слово, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы.
Научиться применять правило пра-вописания букв и, у, а после шипя-щих, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы.
Научиться при-менять правила употребления ъ и ь, использовать методы проверки написания слов с ъ и ь, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы
Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции - рефлексии.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Формирование мотивации к аналитической деятельности.
Формирование устойчивой мо-тивации к са-мостоятельной и коллективной аналитической деятельности


12.09

Практическое занятие. Правописание букв и, а, у после шипящих.
Формирование у учащихся умений определять написание и, а, у после шипящих.





19.09

Практическое занятие. Правописание разделительного ъ и ь.
Формирование у учащихся умений объяснять выбор буквы ъ или ь в словах и правильно писать слова с данной орфограммой.





26.09

Практическое занятие. Правописание ь после шипящих в глаголах.
Формирование у учащихся умений способу определения написания ь после шипящих в глаголах.





03.10

Практическое занятие. Правописание не с глаголами.
Формирование у учащихся умений навыку слитного или раздельного написания не с глаголами, умению правильно применять правило.





10.10

Тест №1. Повторение изученного в 4 классе.
Формирование у учащихся умений использовать способ определения изученных орфограмм и правильно применять их на письме.





17.10

Тест №2. Повторение изученного в начальной школе.
Формирование у учащихся умений использовать способ определения изученных орфограмм и правильно применять их на письме.




Орфоэпия (1 час)


24.10

Орфоэпические нормы.
Тест №3 и анализ работы.
Формирование у учащихся умений правильно расставлять ударение в словах, пользоваться орфоэпическим словарем.
Научится применять правила постановки ударения в словах. Пользоваться алгоритмом орфоэпической нормы.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста в речевом отношении
Формирование познавательного интереса.
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа.

Стилистика (1 час)


31.10

Практическая работа. Составление текста. Тест №4 и анализ работы.
Формирование у учащихся умений правильно связывать слова в предложении, определять виды связи между предложениями.
Научиться отличать текст от группы предложений, озаглавливать текст, использовать алгоритм для выявления языковых и композиционных особенностей текста.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания невыдуманного рассказа о себе
Формирование навыков выполнения задания по образцу.
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа.

Имя существительное (5 часов)


14.11

Практическая работа. Имя существительное. Тест №1 и анализ работы.
Формирование у учащихся умений определять разносклоняемые существительные, существительные общего рода, существительные только единственного числа.
Научиться определять существительное по его морфологическим признакам, опре-делять род, число, роль в предложении, формировать навыки лигвистического конструи-рования, лингвистического описания, лингвистического анализа.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки
Формирование навыков развернутого анализа.
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа.


21.11

Практическая работа. Имя существительное. Тест №2 и анализ работы.
Формирование у учащихся умений навыку правописания о, е после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании.





28.11

Контрольный тест в формате ЕГЭ.
Формирование у учащихся умений понимать условия заданий и правильно их выполнять.





05.12

Правописание о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании.
Формирование у учащихся умений правильно писать о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании.





12.12

Правописание о и е после шипящих и ц в корне, суф-фиксе, окончании.
Рабочая тетрадь стр.31.
Формирование у учащихся умений правильно писать о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании.




Имя прилагательное (7 часов)


19.12

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Формирование у учащихся умений распознавать трудности при написании частотных окончаний прилагательных и устранять допущенные грамматические ошибки.
Научиться определять прилага-тельное по его морфологическим признакам, применять правило написания окончаний прилагательного.
Научиться обра-зовывать краткие формы прилагательных, пра-вильно ставить ударение в фор-мах мужского и женского рода, ис-пользовать их в речи.
Научиться характеризовать имя прилагательное как часть речи, при-менять правила правописания прилагательных.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательных на постоянные и непостоянные признаки
Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа.


26.12

Правописание полных и кратких прилагательных. Рабочая тетрадь, стр.47.
Формирование у учащихся умений видеть условия отличия полной и краткой формы, образовывать краткую форму прилагательных.





16.01

Правописание сложных имен прилагательных.
Формирование у учащихся умений правописанию сложных имен прилагательных, приводить примеры, грамотно употреблять их в речи.





23.01

Практическая работа. Рабочая тетрадь, стр.41.
Формирование у учащихся умений распознавать трудности при написании частотных окончаний прилагательных, устранять допущенные грамматические ошибки.





30.01

Практическая работа.
Имя прилагательное. Тест №1.
Формирование у учащихся умений распознавать трудности при написании частотных окончаний прилагательных.





06.02

Практическая работа.
Имя прилагательное. Тест №2.
Формирование у учащихся умений распознавать трудности при написании частотных окончаний прилагательных.





13.02

Контрольный тест в формате ЕГЭ.
Формирование у учащихся умений понимать условия заданий и правильно их выполнять.




Глагол (10 часов)


20.02

Правописание -тся и -ться в глаголах. Рабочая тетрадь, стр. 62
Формирование у учащихся умений применять правила написания -тся и -ться в глаголах и способы действия по их применению.
Научиться использовать глаголы в речи, использовать их как средство выразительности.
Научиться применять правило написания не с глаголами, владеть терминологией.
Научиться определять неопре-деленную форму глагола, владеть терминологией.
Научиться определять вид глагола, владеть терминологией.
Научиться применять правило написания гласных е-и в корнях с чередованием, применять способы проверки, владеть терминологией.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов на постоянные и непостоянные признаки
Формирование познавательного интереса.
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа.


27.02

Спряжение глаголов. Рабочая тетрадь, стр.70
Формирование у учащихся умений определять спряжение глаголов и применять алгоритм на письме.





06.03

Правописание личных окончаний глаголов.
Формирование у учащихся умений применять правила спряжения глаголов для личных окончаний.





13.03

Практическая работа. Тест №1.
Формирование у учащихся умений определять спряжение глаголов и применять алгоритм на письме.





20.03

Практическая работа. Тест №2.
Формирование у учащихся умений применять правила спряжения глаголов для личных окончаний.





27.03

Буквы о/а в корнях с чередованием.
Формирование у учащихся умений правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова, видеть условия выбора гласной в корнях с чередованием.





03.04

Буквы е/и в корнях с чередованием.
Рабочая тетрадь, стр.66
Формирование у учащихся умений правильно писать слова с чередующимися гласными, видеть условия выбора гласной в корнях с чередованием.





10.04

Чередующиеся корни. Тест №1.
Формирование у учащихся умений правильно писать чередующиеся корни.





17.04

Чередующиеся корни. Тест №2.
Формирование у учащихся умений правильно писать чередующиеся корни.





24.04

Тест в формате ЕГЭ.
Формирование у учащихся умений понимать условия заданий и правильно их выполнять.




Употребление прописных букв (1 час)


08.05

Употребление прописных букв.
Формирование у учащихся умений употреблять прописные буквы, объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв.
Научиться определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограмму «Прописная буква».
Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, формирование навыков анализа.

Правила переноса (1 час)


15.05

Правила переноса слов.
Формирование у учащихся умений правилу переноса слов, умению применять его на письме.
Научиться опре-делять орфограм-му по образцу, находить и объяс-нять орфограмму «Правила переноса».
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письмо
Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей.
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Итоговый урок (2 часа)


22.05

Итоговый контрольный тест.
Формирование у учащихся умений распознавать орфограммы, изученные в 5 классе.
Научиться применять правила написания слов, расстановки знаков пре-пинания.
Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению; научиться проводить диагностику учебных достижений.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования контр.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.


29.05

Анализ итогового теста.
Формирование у учащихся умений навыку находить ошибки, объяснять и исправлять их.





7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Используемый учебно-методический комплекс:
Ладыженская ТА., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013.
Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс». В 2 ч./ О.Б.Адаева, Л.И.Журавлева (и др.). – Челябинск: Взгляд, 2012.

Учебные пособия:
Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс / Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич, Н.В.Ладыженская – М.: Просвещение, 2012.
Л.И.Журавлева «Русский язык в алгоритмах. Учебное пособие для учащихся 5 -7 классов».Челябинск, Южно-уральское книжное издательство, 2012.
Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс: учеб. Для общеобразов. учреждений / Р.И.Альбеткова – М.: Дрофа, 2011

Методические пособия:
Контрольные тесты к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык» . 5 класс / Л.И.Журавлева, Е.М.Шадрина.- Челябинск: Взгляд, 2012.
Русский язык.5 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова, В.Н.Пташкина.- Волгоград: Учитель,2010.
Тесты по русскому языку: 5-7 классам/ авт. Козлова Р.П.,Чеснокова Н.В.-М.: ВАКО,2012.
Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» Е.А. Влодавская.М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа): 5 класс.- М.: ВАКО, 2010.
Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьезно / Т.А. Ладыженская, О.П.Штыркина, Н.В.Ладыженская. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.

Видео- аудиопособия, наглядные средства:
Таблицы по всем разделам русского языка (120 штук)
Раздаточный материал по всем разделам русского языка (12 комплектов)
Образовательные диски по всем разделам русского языка (42 штуки)

Технические средства:
Интерактивная доска
Компьютеры
Мобильный класс
Принтер
Магнитофон, проектор

Список литературы

Арсирий А.Т., Дмитриева Г.Д. Материалы по занимательной грамматике.
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва: Айриспресс, 2001.
Волина В. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 ( от 27.12.2009).
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, A.M. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
20. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.АсАсмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.
21. Асмолов А.Г, Семенов А.Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.
22. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
23. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.
24. Журналы «Стандарты и мониторинг образования», 2011-2012.
25. Заир-Бек СИ., Муштавинская КВ. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
26. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: [Электронный документ]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011.

Словари и справочники:
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное, - М.: Азбуковник, 1997.
Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?: (Опыт словаря-справочника). Ок. 82 000 слов.- 6-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1987.
Л.А. Глинкина. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы 18-19 веков. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998.
Л.А.Глинкина. Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии.-: Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1994.
Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка/ Н.Н.Соловьева.- М.:ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009.
Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык,/ред. Коллегия: М. Аксенова, Л. Петрановская и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.
Успенский Лев Васильевич. Почему не иначе?: этимологический словарь школьника (кн. для детей и подростков)/ Лев Успенский. – М.: АСТ: зебра Е, 2008.
Успенский Лев Васильевич.По дорогам и тропам языка / Лев Успенский. – М.: АСТ: Зебра Е, 2008.
Казбек-Казнева, М.М.Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.
Орг А.О.Олимпиады по русскому языку: Кн. Для учителя./ А.О. Орг.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
Новиченок И.К.Грамматика русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
Кадашникова Н.Ю., Пташкина В.Н. Русский язык. 5 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова, В.Н.Пташкина.- Волгоград: Учитель, 2010.
Тихонов А.Н. Орфографический словарь русского языка: около 100 000 слов/А.Н.Тихонов.- Изд. 8-е – М.: Цитадель-трейд; Ростов на Дону: Феникс, 2009.
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ООО «Дом Славянской Книги», 2011.
Н.И. Шилькова. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка. – М.: ООО «Дом Славянской Книги», 2011.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. – М.: Астрель: АСТ, 2009.
М.В.Бакланова. Словообразовательный словарь современного русского языка / под. ред. М.В.Баклановой, О.С.Веховой. _ М.: АСТ: АСТ Москва, Восток-Запад, 2008.

Интернет-ресурсы:
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – интерактивные словари по русскому языку разных авторов, виртуальная библиотеку справочной литературы;
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - каталог сетевых ресурсов по русскому языку, который содержит богатую коллекцию интерактивных словарей, в том числе орфографических, словари синонимов, антонимов, русских имен, справочник по фразеологии и т.д.; официальные документы, в том числе «Федеральный закон о русском языке Российской Федерации»; тексты диктантов и т.д.;
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт Министерства образования и науки РФ, на котором представлены нормативно-справочные документы по преподаванию русского языка, федеральный перечень рекомендованных учебников и методических пособий;
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Российский образовательный портал содержит интересную подборку звучащих, а не письменных диктантов, а также обширную коллекцию книг «Русская и зарубежная литература» с VII века до н. э. до настоящего времени;
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт газеты «Первое сентября. Русский язык», где учитель найдет полезную информацию – статьи, разработки уроков, информацию о конкурсах и олимпиадах;
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – сайт «Учительской газеты»;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - примерные программы и государственные стандарты;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - книжная поисковая система eBdb;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - поиск по лингвистическим сайтам;
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]=1146086920 - правила русской орфографии и пунктуации. Полный академич. справочник;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - частотный словарь русского языка С.А. Шарова;
-http://slovari.gramota.ru - собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ";
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - автоматическая обработка текста (АОТ);
-http://vasmer.narod.ru - этимологический словарь М.Р. Фасмера;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех";
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - ИКТ на уроках русского языка;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - НП "Телешкола";
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку "СВЕТОЗАР";
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учебник грамоты;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - теория текста;
- http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index. - синтаксис современного русского языка;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - портал "Культура письменной речи».
8. Планируемые результаты изучения спецкурса

Учащиеся познакомятся:
с основными сведениями о языке;
с ролью русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
с лингвистическими понятиями: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
с признаками текста и его функционально-смысловыми типами (повествования, описания, рассуждения); основными единицами языка, их признаками; основными нормами русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормами речевого этикета.

Учащиеся научатся:
По аудированию:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
По фонетике и графике:
выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
разбирать слова фонетически;
По орфоэпии:
правильно произносить гласные, согласные и их
сочетания в составе слова;
опознавать звукопись как поэтическое средство;
использовать логическое ударение для усиления
выразительности речи;
разбирать слова орфоэпически;
работать с орфоэпическим словарем;
По лексике:
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи; пользоваться толковым словарем;
По словообразованию
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы; разбирать слова по составу;
пользоваться словарем морфемного строения слов;
По морфологии:
квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
разбирать слово морфологически;
По синтаксису:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разбирать простое предложение синтаксически;
По орфографии:
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;
пользоваться орфографическим словарем;
По пунктуации:
находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
обосновывать выбор знаков препинания;
расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
По речеведению:
определять тему и основную мысль текста, его стиль;
составлять простой план текста;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
писать сочинения повествовательного характера;
совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке.


















15