Конспект урока в 8 классе первые предпосылки классификаций химических элементов


Тема урока: «Первые попытки классификации химических элементов»
Цель урока: Исследование исторических предпосылок современной классификации химических элементов.
Задачи:
Образовательные: 1. Повторить и закрепить знания учащихся о химических элементах.
Уметь применять знания при составлении формул веществ, уравнений химических реакций, классификации химических веществ.
Уметь составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
Развивающие: 1. Развивать умения самообучения при работе с литературными источниками и новейшими компьютерными технологиями (интерактивная доска, сеть интернет, мультимедиа).
Развивать умения сравнивать, сопоставлять.
Развивать положительное отношение к учению и интерес к предмету химии.
Воспитательные: Воспитание аккуратности, ответственности, внимания.
Методы и методические приемы: Самостоятельная работа с различными источниками информации, составление генетических рядов, решение тестов, задач, применение игр, выполнение творческих заданий.

Уроку предшествует самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по теме. Сначала идет индивидуальная работа учащихся с литературой и в сети интернет в течении трех дней, затем учащиеся обмениваются найденной информацией и в течении двух дней еще работают с литературой.
Затем класс делится (произвольно) на три группы. Каждая группа получает свое задание.
Первая группа - подготовить презентацию на тему: «Существование исторических предпосылок для современной классификации химических элементов»
Вторая группа «Доказательство существования переходных элементов и амфотерных соединений»
Третья группа - используя весь наработанный материал подготовить закрепляющий тест по всей теме. Подготовить творческое задание на вопрос: «Для чего нужно знать химию»
Ход урока:
Слово учителя: «Ум заключается не только в знаниях, но и в умении их приобретать».
Сегодня у нас урок самообучения с применением приобретенных вами знаний. Эти знания и умения вы должны продемонстрировать сегодня на уроке.
Итак, предоставим слово первой группе. Прошу учащихся первой группы защитить свою работу о существовании предпосылок для современной классификации химических элементов. Учащиеся выступают со своей презентацией.
Исторические предпосылки классификации элементов
Цель исследования: узнать о классификации элементов, ознакомиться с учёными которые попытались это сделать.
Задачи исследования: узнать как можно больше, о том как исследователи пытались систематизировать элементы по их свойствам и найти у них общие черты.
Во второй половине XIX в. было уже более 60 химических элементов получено огромное количество разнообразных веществ. Исследователи стали пытаться систематизировать элементы по их свойствам и найти у них общие черты. На основании сходства характерных свойств элементы можно разделить на металлы и неметаллы.

1814 год Берцелиус разделил элементы на металлы и неметаллы, по свойствам
их простых веществ и их соединений.
Me МехОу Ме(ОН)х соль
неМе неМехОу кислота соль

1816 год Деберейнер выделил тройки элементов с учётом сходства их свойств, назвал он их триады.
Шанкуртуа в 1862 году расположил все известные элементы по спирали по возрастанию атомных масс, при этом на одну вертикальную линию попадают элементы имеющие сходство в свойствах.
Ньюлендс в 1866 году расположил известные элементы тоже по атомным массам и обнаружил сходства между каждым 8-ым элементом, это открытие было названо «Законом октав», но объяснить эту закономерность не смог.
Все представители о которых мы узнали сравнивали между собой только сходные элементы, а Менделеев же сравнил все известные на то время элементы и обнаружил закономерности в изменении свойств.
Простые вещества, образованные типичными металлами и типичными неметаллами, различаются и по физическим и по химическим свойствам.
Металлы - это твёрдые вещества, обычно ковкие, пластичные, имеют характерный металлический блеск, хорошо проводят электрический ток и тепло, окрашены в серебристо-серые цвета.
Неметаллы образуют простые вещества, существующие в различных агрегатных состояниях: сера при обычных условиях-твёрдое вещество, водород- газ, бром-жидкость. Они имеют различную окраску и различные свойства. От металлов они отличаются тем, что не обладают характерными общими свойствами.
Типичные металлы образуют основные оксиды. Из основных оксидов получают основания. Например:
2Са + 02=2Са0 СаО + Н2О = Са(ОН)2
Типичные неметаллы образуют кислотные оксиды, которые при растворении в воде превращаются в кислоты. Например:
S + о2 =so2 S02 + Н20 = H2S03
В конце презентации учащиеся предлагают выполнение мини теста
Как называется тема которую мы сегодня изучили?
А) классификация оксидов
Б)исторические предпосылки классификации элементов *
в)исторические предпосылки классификации оснований
Закончи схему...
Ме->МехОу->
А)МеО Б)Ме(ОН)х В)МеНС03
Перечислите учёных о которых мы говорили в течении урока...
А) Менделеев, Карамзин, Бальмонт
Б)Менделеев, Шанкуртуа, Деберейнер, Ньюлендс,
В) Деберейнер, Шанкуртуа, Тимофеев, Никитин
Теперь предоставим слово для презентации материалов о современной классификации химических элементов и существовании амфотерных соединений. Выступает вторая группа.
«Доказательства существования амфотерных соединений и их свойства»
Цель: формирование понятия «амфотерность», применение знаний о
кислотно-основных свойствах соединений
Задачи:
-обеспечить усвоение свойств амфотерных соединений;
-обобщить сведения о характерных свойствах оксидов,
-закрепить навыки составления уравнений реакций

Амфотерными оксидами называются вещества, которые способны реагировать и с кислотами, и со щелочами АМФОТЕРНОСТЬ
кислота АI щёлочь
2А1 + 2NaOH + 6Н2 0 = 2Na[AI(OH)4) + ЗН2
кислота AI O щёлочь
сплавление
A1203+ 6НС1 = 2А1С13+ЗН2 0 AI2 O3+2NaOH=2NaA102+Н20
твёрд.
кислота AI(OH) щёлочь
А1(ОН)3+ЗНС1=А1СI3+ЗН2 0 А 1(0Н) 3+N а OH=Na[AI(OH)4 ]
раствор
ПРИМЕРЫ АМФОТЕРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
BeO, Ве(ОН)2 ZnO,Zn(OH)2 Сг2 О3, Сг(ОН)3

Доказательства существований амфотерных оксидов:
Амфотерными могут быть только сложные соединения, такие как оксиды и гидроксиды. Амфотерными являются только оксиды, образованные соединением кислорода и переходных металлов, которые проявляют валентность II, III, IV. Они реагируют с сильными кислотами, образуя при этом соли этих кислот.

Доказательство № 2. При взаимодействии с кислотами, подобные оксиды проявляют свои щелочные свойства. Кислотные свойства доказываются, наоборот, взаимодействием со щелочами. Так, например, тот же оксид цинка, но уже с сильной щелочью натрия, дает соль
ZnO + 2NaOH > Na2Zn02 + H20.

Доказательство № 3
1. Характерный признак того, что в реакции принимает участие амфотерное соединение, - это выпадение малорастворимого белого или бурого студенистого осадка, который не разлагается даже при нагревании.
Учащиеся используют материалы мультимедия: Рассмотрим на примере опыта амфотерные свойства гидроксида алюминия.
Посмотрим опыт взаимодействия алюминия со щёлочью и водой.
Цинк и его амфотерные свойства
Цинк - типичный металл.
Если поместить кусочки цинка в раствор кислоты, то как металл он растворится с выделением газа
Zn + 2НС1 = ZnCl2+H2
Реакция цинка и соляной кислоты в аппарате Кипа




Реакция соляной кислоты и цинка


При определённых условиях цинк может взаимодействовать со щёлочью Zn+2K0H=K2Zn02+H2
В две пробирки поместим немного гидроксида цинка. В одну пробирку добавим раствор соляной кислоты, а в другую - раствор гидроксида натрия. Происходит химическая реакция с образованием бесцветных растворов
Zn(0H)2+2HCl=ZnCl2+2H20
H2Zn02+2Na0H=Na2Zn02+2H20
Таким образом мы доказали, что цинк - амфотерный элемент.
Амфотерные свойства проявляют оксиды ВеО, А1203,Сr203,РЬ0 и другие.
Слово предоставляется третей группе для проверки знаний учащихся по изученной теме. Будьте внимательней при ответе на вопросы теста.
1. Сколько химических элементов было известно во второй половине XIX в?
13 TOC \o "1-5" \h \z 14а) 60
б) 70
в) 50
152.На какие две группы можно разделить элементы на основании сходства характерных свойств?
а) металлы и оксиды
б) соли и кислоты
в) металлы и неметаллы
З.Что получают из основных оксидов?
а) оксиды
б) основания
в) соли
4.Во что превращаются кислотные оксиды при растворении в воде?
а) в кислоты
б) в соли
в) в основания
5.Что будет, если поместить кусочки цинка в раствор кислоты?
а) растворится с выделением газа
б) выпадет в осадок
в) не будет взаимодействовать
6.Закончить уравнение химической реакции Zn+2HC1
а) ZnH2+Cl2
б)ZnCl+H
в)ZnCl2+H2
7.Как называются вещества, которые способны реагировать и с кислотами, и со щелочами?
а) оксиды
б) амфотерные
в) неметаллы
Какие оксиды проявляют амфотерные свойства?
а)А120
б) Н20
в)ZnO
Какая реакция подвергается амфотерным свойствам гидроксида алюминия?
а) Zn(0H)2+Na0H=Zn2Cl+H20
б) Zn0H+HCl=ZnCl2+2H20
в) Zn(0H)2=Zn0+H20
Выберите формулу хлорида цинка
a) Zn(N03)2 б)ZnCl2 в)ZnO
Ну что ж ребята, вы хорошо поработали, а теперь давайте с вами разгадаем загадки на химическую тему:
Загадочное поле элементов:
Задание: Отгадайте о каких элементах идет речь в химических загадках-шутках. К какому классу элементов они относятся.
Элементов хоровод начинает ...
Открывает рыбка рот ей очень нужен...
В любом скелете есть ребро, а средь металлов...
У меня дурная слава, я - известная отрава. Даже имя говорит, что я сильно ядовит...
Лечит он больной народ, ну конечно, это...
Следующее наше задание пройдет под девизом: «Ум имей хоть меленький, но свой»
«Ах уж эти формулы» индивидуальная работа учащихся в тетради с последующей взаимопроверкой.
Задание: Составить генетические ряды для натрия и серы (по вариантам).
Химия тесно связана с математикой, применим математические знания для решения химической задачи. (Задача проецируется на интерактивную доску, учащиеся работают в парах, с последующей самопроверкой решения на доске).

Работа проходит под девизом: «Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз»
Задача: Вычислите массу гидроксида цинка, который реагирует с 0,1 моль серной кислоты.
1 способ:
Х2 0,1 моль
Zn(0H)2 + H2SO4 = Zn(S04)+2H20 1моль 1 моль X 0,1 моль

1 моль 1 моль
X = 1 0.1 =» X = 0.1 моль
M
v= m = v*M
M
MR(Zn(OH)2) = 65+17*2 = 99
m(Zn(0H)2) = 0,1*99 = 9;9г
2 способ:
Х2 0,1 моль
Zn(0H)2 + H2SO4 = Zn(S04)+2H20
99 г 1 моль

X=0,1=>X=99*0,1=9,9г
99 1

Ответ: m(Zn(OH)2)= 9,9г
Итак ребята, мы с вами поработали творчески, решили задачи, а теперь я предлагаю закрепить материал всего нашего урока. «Повторение - мать учения»
По каким признакам химические элементы делятся на металлы и неметаллы
С каким классом простых веществ ассоциируется данный рисунок? Почему*?
Составьте уравнение реакций по цепочке превращений:
BeSО4
1. Ве(ОН)2


Хорошо, что в химии существуют амфотерные соединения, в дальнейшем мы с вами изучим некоторые из них и узнаем, что они имеют важное занчение в жизни человека. Но я бы хотела сказать: «Пусть в жизни у вас рядом с вами никогда не окажется хамелеон».
Я бы хотела задать вопрос: «Для чего нужно изучать химию?» ребята из третьей группы подготовили ответ на этот вопрос. Дети отвечают.
учащийся:
Кастрюли по небу летят,
На дереве растет тетрадь.
Но чтобы это все понять Химию ты должен знать.
учащийся
Без химии ты глух и слеп Не сможешь вырастить хороший хлеб.
И дом хороший не построишь,
Коль знаний химии ты не усвоишь.
А сейчас ребята на последок мы свяжем свой урок с предметом литературы. Пословицы и поговорки на химический лад
Феррумный характер -железный характер
Гладь метал, пока холодно -Куй железо, пока горячо
Не та грязь, что тусклая -Не то золото, что блестит
Много аш два о утекло -Много воды утекло
Слово - аргентум, а молчание - аурум - Слово-серебро, а молчание - золото
В заключении урока рефлексия





Домашнее задание: § 50. стр.136 вопросы и рабочая тетрадь
Подведение итогов урока.
2AI + 6HCI = 2А1С13+ ЗН2



Na2BeО2





15