Презентация к открытому уроку по теме: Правописание — о -, — е — после шипящих и – ц — в окончаниях существительных.


Учитель русского языка и литературы:Гараева Валентина НиколаевнаУрок русского языка Правописание -о-, -е- после шипящих и -ц- в окончаниях существительных . Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Надеюсь, что вам со мной будет надежно. В тетрадях вы будете работать аккуратно. Нам будет радостно от сделанных открытий. Мы естественно и честно воспримем ошибки, если с ними встретимся. Играючи выполним все исследования, а к концу урока нам станет, всё ясно и понятно. Сегодня наш урок будет связан с таким разделом русского языка как «Орфография» Что изучает орфография?В каких морфемах могут встречаться орфограммы? Заполни четвертую строку, исключив из каждой лишнее слово: 1) Реш_тка, ч_рный, каш_й2) Ш _колад, ш_в, душ_й3) Ш _рстка, щ_чки, ландыш_йЧто общего и в чем различие слов в каждой строчке?А теперь обратим внимание на слова, которые вы записали…ДушОйЛандышейКашей

Почему данные слова оказались лишними?- Какие гласные вы написали в окончании существительных?- Что послужило условием выбора?- После каких согласных стоят эти буквы?ДушОйЛандышейКашей

Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока!Познакомиться с правилом о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и научиться писать правильно слова с данной орфограммойПравильно, сегодня на уроке мы должны: 1.Познакомиться с правилом написания букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; 2.Научиться правильно определять какая гласная пишется в изучаемой орфограмме; 3. Графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.


Что общего между словами первого столбика и словами второго столбика?За тучей со свечойНад рощей с лапшойЗа ландышем с малышом Плачем с певцом С молодцем над чертежом- К какой части речи относятся данные слова? Написаны слова с пропущенными буквами, нужно вставить буквы и объяснить написание слов. Ч…десныйНа…писатьСл…гать(Р,р)..стовЗ...леныйЮ(нн,н)ыйНарц…с(на) опушк…Выделите карандашом вставленные буквы по вертикали.Какое слово получилось?Ударение


Каким образом ударение влияет на выбор гласной в окончании? Поставьте ударение в словах и сделайте вывод. Перед дубом с малышом Под камнем с кашей За школой над чертежомТолько ли от ударения зависит выбор гласной? Что еще необходимо учитывать при решении задачи?Что объединяет слова в каждой колонке? Найдите закономерность . Когда же мы пишем –о а, когда –е? Посмотри скорей, дружок:С неба падает снежок. С белой крышей и крыльцомДом нам кажется дворцом.А теперь, дружок, внимание:В суффиксах и окончанияхНа краешке слова, в самом концеПосле шипящих и после ЦПод ударением пишется О,Е – безударная, только всего. Придумайте, как можно запомнить эту орфограмму. Начертите схему (работа в паре) ∕ О – Е Составляем инструкцию по определению гласной в окончании (работа в парах)1) Определить…2) Выделить …3) Найти и подчеркнуть.. 4) Поставить …5) Падает ударение пишем __ Не падает ударение пишем __Словарно-орфографическая работаУпражнение №900 ФизМинутка Самостоятельная работаВыбираем задания:1.Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.2.Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.3.Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3. Выборочный диктантРаспределить слова с орфограммой в две колонки. В первую –о, во вторую –е. И обозначить изученную орфограмму. Итоги:Сегодня на уроке я:И научился….Т было интересно….О было трудно….Г мои ощущения… Домашнее заданиеИз словаря учебника выбрать имена существительные с изученной орфограммой (5 слов) и составить с ними предложения.