Конспект классного часа Отражение участия псковичей в Отечественной войне 1812 года в литературе и искусстве


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Порхова»



























Конспект
классного часа

учителя истории МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №1
г. Порхова»
Яковлевой Ларисы Анатольевны

Порхов, 2012

Технологическая карта

Тема
Отражение участия псковичей в войне 1812 года в литературе и искусстве


План
«Вызов»: Вступительное слово учителя
Осмысление: представление индивидуальных творческих заданий «Отражение участия псковичей в войне 1812 года в:
1. музыке,
2. литературе,
3. монументальном искусстве:
А) памятники псковичам на Бородинском поле;
Б) памятники Псковщины, связанные с войной 1812 года;
В) памятные места порховского края, связанные с захоронениями героев войны 1812 года.
4. живописи:
А) военная галерея Зимнего дворца;
Б) панорама Ф.Рубо «Бородинская битва»
В) образ П.Г.Лихачева в хромолитографии А.Сафонова
Г) псковичи на картине А.Д.Кившенко «Военный Совет в Филях»
III. Выводы. Заполнение экспресс-листов.
V. Рефлексия


Целевые установки

Образовательные:
развитие познавательного интереса, расширение кругозора
Воспитательные:
воспитание патриотизма, чувства любви к родной истории, литературе, живописи, монументальному искусству,
трудовое воспитание через благоустройство захоронений
Развивающие:
развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия, самоорганизации,
развитие креативных способностей,
способствовать развитию логического мышления и образного восприятия
формулировать на основе приобретенных знаний собственные оценочные суждения и аргументы,
проводить исследования, рефлексию.


Форма урока
Занятие в группах с использованием технологии критического мышления

Возможная личностно значимая проблема




Изучение войны 1812 года является жизненно важной ценностной установкой, необходимой для каждого гражданина современной России. Памятники, посвященные войне 1812 года, обладают большой силой эмоционального воздействия.





Формы организации деятельности учащихся
Иллюстративно-репродуктивный, поисковый, критического мышления, группового взаимодействия
Приемы деятельности учителя и учащихся:
мотивация через вступительное слово учителя,
работа в группах,
индивидуальные задания,
исследования,
рефлексия

Источники информации
Имения Порховского уезда. Информационный справочник /автор-составитель Л.В.Васильева.- Псков: ПОИПКРО, 2008.
Крылов Алексей За Землю Русскую. / Порховский вестник, 20 декабря 1995
Крылов Алексей «Честь – мой Бог!» / Порховский вестник, 15 апреля 2003
Лопачёва Анастасия Герои войны 1812 года на Псковщине /Юный краевед, 2008, №8
Митрошенкова Л.В., Львов С.В., Монахов А.Л. Отечественная война 1812 года. – М.: Кучково поле, 2010
Псковский край в истории России /составитель и научный редактор Е.П.Иванов. - 2-е изд., испр. и доп. – Псков: ПОИПКРО, 2000.

Оборудование
мультимедийная установка,
книжно-иллюстративная выставка,
эмблемы,
экспресс-листы

Межпредметные связи
история, литература, МХК

Подготовка урока
За две недели учащиеся делятся на группы по интересам: «Музыка», «Литература», «Живопись», «Монументальное искусство». Каждая группа получает индивидуальное задание «Привести примеры отражения участия псковичей в войне 1812 года в музыке, литературе, живописи, монументальном искусстве».


Комментарии к технологической карте

«Вызов»: вступительное слово учителя.

2012 год объявлен Указом Президента РФ годом российской истории.
Какие сааме известные юбилейные даты приходятся на 2012 год?
1150 лет Россискому государству, 1150 лет Изборску, 400 лет народному ополчению в годы Смутного времени XVII века, 200 лет Отечественной войне 1812 года, 70 лет Московской битве.
Писатель и литературный критик XIX века В.Г. Белинский писал: «Россия должна торжественно вспоминать о событиях Двенадцатого года». Сегодня мы с вами внесем свой вклад в общее дело сохранения памяти о войне 1812 года.
Тема нашего классного часа «Отражение участия псковичей в войне 1812 года в литературе и искусстве». На уроках истории мы подробно изучали ход боевых действий, говорили о заграничном походе русской армии, называли имена героев войны. Напомню, что у нас в кабинете есть календарь важнейших событий войны 1812 года.
Сегодня же мы будем больше говорить о том, как отражено участие псковичей в Отечественной войне 1812 года в литературе и искусстве. Наше занятие очень тесно переплетается с уроками истории, литературы, мировой художественной культуры. В ходе работы вам необходимо будет заполнить экспресс-листы. (см. приложение 1)
Осмысление:
В течение двух недель вы работали в творческих группах и выполняли предложенное вам задание.
Выступление группы «Музыка».
Музыкальные произведения, посвященные войне 1812 года:
самым началом войны датировано хоровое сочинение Д.С.Бортнянского «Певец во стане русских воинов» (на стихи А. Жуковского);
торжественное открытие в 1893 году в Москве Храма Христа Спасителя вызвало к жизни замечательное оркестровое сочинение П.И.Чайковского увертюру «1812 год»;
в начале Великой Отечественной войны 1941 года были написаны первые страницы оперного сочинения С.С.Прокофьева «Война и мир»;
марш Д.П. Салтыкова, посвящённый памяти М.И. Кутузова.
Но, пожалуй, самым популярным в настоящее время является романс Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово», режиссера Эльдара Рязанова, снятого в 1980 году. Романс написан на стихи Марины Цветаевой «Генералам Двенадцатого года» и музыку Андрея Петрова. Это стихотворение Цветаева написала в 1913 году. Поэтесса не показывает нам боевые схватки, она любуется генералами. Но даже в этом есть что-то завораживающее, и заставляющее нас еще раз обратиться к страницам истории.
Далее две ученицы исполняют романс Настеньки (см. приложение 2) . Во время их исполнения показываются слайды с изображением портретов героев войны 1812 года, связанных с Псковским краем. (Только один портрет не относится к нашему краю).


Чей портрет никаким образом не связан с Псковским краем? (Александра Алексеевича Тучкова).
Почему во время исполнения романса был показан портрет этого героя? (Именно Тучкову 4-му Цветаева посвятила свое стихотворение)

Представление группы «Литература»
Если перечислять литературные произведения о войне 1812 года, то не хватит несколько десятков страниц. Самыми известными из них являются:
Л.Н. Толстой, роман-эпопея «Война и мир» (М.И.Кутузов, П.П.Коновницын);
И.А.Крылов, басни «Обоз», «Волк на псарне» (М.И.Кутузов)
Александр Сергеевич Пушкин «Перед гробницею святой» (М.И.Кутузов)
Василий Андреевич Жуковский, стихотворение «Певец в стане русских воинов». Характеристика М.И. Кутузова, П.П.Коновницына, Фигнера.
Фёдор Николаевич Глинка, стихотворение «Смерть Фигнера».
стихотворение Кондратия Федоровича Рылеева, обращенное к Кутузову.

Группа учащихся из 5 человек читает отрывки из стихотворения Жуковского «певец во стане» (см. приложение 3)

Жуковский дает очень исторически точные характеристики героям. Объясните, почему:
П.Х.Витгенштейна он называет «Петрополя спаситель» (остановил движение французов на Санкт-Петербург),
о Якове Кульневе пишет: «Где жизнь судьба ему дала, Там брань его сразила..» (погиб практически там же, где и родился, недалеко от д. Клястицы Витебской губернии),
А.С.Фигнера называет «старцем» (переодевался в разные костюмы, свободно общался среди неприятеля, добывал нужные сведения).

Представление группы «Монументальное искусство»
Памятник-это застывшее в граните или бронзе мгновение истории. Уникальный случай в мировой истории, когда таким памятником является целое поле. Вы догадались, что речь пойдет о Бородинском поле (см. приложение 4).
Обратите внимание, что памятники Отечественной войне обладают не только большой силой эмоционального воздействия, но и отличаются высоким художественным уровнем. Это – настоящие произведения искусства!
На Псковщине так же есть памятные места, связанные с героями войны 1812 года. (презентация).
У нас в Порховском крае имеются захоронения участников войны 1812 года (презентация).

Представление группы «Живопись»
Военная галерея Зимнего дворца. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Полководец» (см. приложение 5) и показ презентации.
Панорама Ф.Рубо «Бородинская битва» (презентация)
Образ П.Г.Лихачева в хромолитографии А.Сафонова (см. приложение 6).
Псковичи на картине А.Д.Кившенко «Военный Совет в Филях»

Выводы. Заполнение экспресс-листов.
Приведите примеры произведений литературы и искусства, в которых нашло отражение участия псковичей в войне 1812 года.

IV. Рефлексия.
Учащиеся пишут сообщения на обратной стороне экспресс-листов (Что запомнилось особенно, что узнали нового, чему научились, что не понравилось, какие чувства вызвал урок, какие есть вопросы?)




Дидактические материалы к классному часу
Приложение 1.
Эксперсс-лист по теме «Недаром помнит вся Россия»

Фамилия, имя, класс
Участники войны 1812 года, чьи имена связаны с Псковским краем
Литература и музыка


















Живопись
Монументальное искусство















Приложение 2.
РОМАНС НАСТЕНЬКИ
из фильма
«О бедном гусаре замолвите слово»
Сл. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Муз. А. Петрова
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели,
И голоса, и голоса.

Вы, чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, -
Очаровательные франты,
Очаровательные франты,
Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли,
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу и на балу.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб
О молодые генералы,
О молодые генералы,
Своих судеб!

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы,
Своих коней, своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки,
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег!

Приложение 3.
Василий Андреевич Жуковский «Певец в стане русских воинов»
Написано в сентябре начале октября 1812 г. Автор писал эти стихи после сдачи Москвы, перед сражением при Тарутине, находясь в Московском ополчении. Вскоре же «Певец во стане» стал выходить отдельными изданиями, каждый раз с некоторыми изменениями в тексте, вызываемыми ходом военных действий: характеристики одних военачальников расширялись, других сокращались; вводились новые имена, а некоторые были исключены. Окончательная редакция «Певца во стане» установилась к изданию «Стихотворений Василия Жуковского» в 1815 году.
Хвала тебе, наш бодрый вождь,  Герой под сединами! Как юный ратник, вихрь, и дождь, И труд он делит с нами. О сколь с израненным челом Пред строем он прекрасен!  И сколь он хладен пред врагом И сколь врагу ужасен! О диво! се орёл пронзил Над ним небес равнины Могущий вождь главу склонил; Ура! кричат дружины.
Воин: Хвала сподвижникам-вождям! 2.  Наш Витгенштеин, вождь герой, Петрополя спаситель, Хвала!.. Он щит стране родной, Он хищных истребитель. О сколь величественный вид,
 Когда перед рядами, Один, склонясь на твёрдый щит, Он грозными очами Блюдёт противников полки, Им гибель устрояет И вдруг движением руки Их сонмы рассыпает.
3. Хвала тебе, славян любовь, Наш Коновницын смелый!.. Ничто ему толпы врагов,
 Ничто мечи и стрелы; Пред ним, за ним перун гремит, И пышет пламень боя Он весел, он на гибель зрит С спокойствием героя; 
Себя забыл одним врагам Готовит истребленье; Пример и ратным и вождям И смелым удивленье.

4. Наш Фигнер старцем в стан врагов Идёт во мраке ночи; Как тень прокрался вкруг шатров, Всё зрели быстры очи И стан ещё в глубоком сне, День светлый не проглянул А он уж, витязь, на коне.  Уже с дружиной грянул.
Воин: Вожди славян, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна к вам взывает: месть!   Вселенная: спасенье!
5. Где Кульнев наш, рушитель сил, Свирепый пламень брани?  Он пал главу на щит склонил И стиснул меч во длани Где жизнь судьба ему дала, Там брань его сразила; Где колыбель его была,  Там днесь его могила. И тих его последний час: С молитвою священной О милой матери угас Герой наш незабвенный.
Воин: И честь вам, падшие друзья! Ликуйте в горней сени; Там ваша верная семья Вождей минувших тени,  Хвала вам будет оживлять И поздних лет беседы. «От них учитесь умирать!» Так скажут внукам деды; При вашем имени вскипит В вожде ретивом пламя; Он на твердыню с ним взлетит И водрузит там знамя.
Приложение 4.
Слайд 1.

Память о подвигах наших предков, защищавших Отечество в генеральном сражении с наполеоновской армией в день 26 августа 1812 года всегда жила в сердцах россиян и была увековечена в многочисленных монументах Поля русской славы.
Слайд 2.
В 1839 году, в 25-ю годовщину вступления русских войск в Париж, над Бородинским полем на Курганной высоте (батарея Раевского) гордо вознесся 27-метровый монумент героям Бородина, «положившим живот свой на поле чести за Веру, Царя и Отечество». У подножия монумента был торжественно перезахоронен прах легендарного полководца П.И.Багратиона, смертельно раненного в Бородинском сражении.
Слайд 3.
В 1912 году к 100-летию Бородинского сражения на поле битвы было сооружено 33 памятника полкам, дивизиям, корпусам, артиллерийским ротам и батареям. Особыми монументами были отмечены командные пункты М.И. Кутузова и Наполеона.
Слайд 4.
В центре деревни Горки, у Новой Смоленской дороги на холме возвышается обелиск красного гранита, увенчанный бронзовым орлом с распростертыми крыльями. Это памятник Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову, главнокомандующему объединенной российской армией в день Бородинского сражения 26 августа 1812 года. Памятник сооружался по проекту военного инженера П.А. Воронцова-Вельяминова на средства государственной казны. На тыльной грани памятника – мемориальная доска, текст которой утверждает, что с этого места М.И. Кутузов руководил войсками в день генерального сражения. На лицевой грани монумента золотом сверкает меч, направленный острием вверх, – грозное предупреждение завоевателям. На рукояти меча римскими цифрами начертана дата: «1812». Ниже – ниша с бронзовым барельефом, на котором в центре изображен М.И. Кутузов, сидящий на походной скамье, отдающий очередной приказ своим подчиненным.
Слайд 5.
Памятники 1912 года сооружались в основном на средства потомков тех частей и соединений, которые отличились в «Битве гигантов». Их авторами были как архитекторы - профессионалы, так и военные инженеры, офицеры русской армии начала ХХ века. Изготавливались они из различных материалов - гранита и мрамора, белого камня и песчаника, бронзы и чугуна. Монументы разнообразны по своим формам - от гранитных глыб до классических колонн и часовен. Их венчают православные кресты, орлы, императорские короны.
Слайд 6.
Монументы стоят на тех местах, где в достопамятный день сражения отличились тот или иной полк, дивизия или корпус. Недалеко от дороги, соединяющей станцию Бородино и село Бородино, в прогалине лесной придорожной полосы виден памятник 24-й пехотной дивизии генерала П.Г. Лихачева. Это район батареи Раевского, центральная часть Бородинского поля. Памятник, воздвигнутый в 1912 году по проекту архитектора А.П. Верещагина, представляет собой глыбу черного гранита со сколами, у основания которой на четырех плитах перечислены полки, входившие в состав этой дивизии. Воины дивизии были последними защитниками Батареи Раевского, главного опорного пункта центра позиции русской армии.
Слайд 7.
 Надписи на памятниках содержат подробную информацию о потерях, понесенных в день битвы, о выбывших из строя офицерах и генералах. На некоторых из них воспроизведены всем известные строки из лермонтовского стихотворения «Бородино» или надписи героико-патриотического характера такие, как, например, на памятнике 3-й пехотной дивизии генерала П.П. Коновницына, - «Слава погибшим за Русь православную!». Этот памятник расположен перед фасадом церкви Спаса Нерукотворного. Посмотрите, – строгий обелиск из красного гранита. Воздвигнутый в 1912 году по проекту архитектора А.П. Годунова. На грани его основания, обращенной к храму, в списке убитых из состава Ревельского пехотного полка, первым значится имя Александра Тучкова.
Слайд 8.
Памятники на священной земле Бородинского поля - это своеобразная летопись, история самого сражения, запечатленная в камне и бронзе. «Благодарная Россия - своим защитникам» - эта торжественная надпись - посвящение на величественном монументе у стен Спасо-Бородинского монастыря объясняет суть и значение всего мемориала, сложившегося благодаря усилиям и стараниям нескольких поколений россиян. Имя этому всемирно известному мемориалу - Музей-заповедник «Бородинское поле».
Приложение 5.
А.С.Пушкин. Полководец
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.



Приложение 6.
Образ П.Г.Лихачева в хромолитографии А.Сафонова

5 августа 1812 дивизия Лихачева участвовала в обороне Смоленска. В Бородинском сражении она первоначально находилась в резерве, но когда началась знаменитая контратака генерала Ермолова на захваченную французами «батарею Раевского», 24-я дивизия пошла вперед на врага, заняла место расстроенных войск 7-го корпуса и защищала эту центральную позицию русской армии. Генерал Лихачев проявил при этом исключительную храбрость. «Стойте, ребята, смело, и помните за нами Москва» - подбадривал пожилой генерал своих солдат, находясь в их рядах. Его дивизия отбила уже несколько французских атак, когда в результате комбинированных действий французской конницы и пехоты противник все же ворвался на батарею. Не желая попадать в плен и сдавать позицию, Лихачев бросился со шпагой на врага; французы искололи его штыками, однако генеральские эполеты на плечах Лихачева остановили наполеоновских солдат, и они не добили Петра Гавриловича – пленение генерала сулило им большую награду. Оглушив израненного Лихачева ударом приклада, французы взяли его, бесчувственного, в плен – Петр Гаврилович был единственным русским генералом, плененным в этот день.
Гренадеры притащили тяжело раненного Лихачева к Наполеону; император, восхищенный мужеством русского генерала, возвратил ему шпагу, однако Петр Гаврилович отказался принять оружие от врага, заявив: «Плен лишил меня шпаги, дарованной мне Государем моим и отданной мной не добровольно; от него лишь я могу принять ее обратно».
Наполеон приказал отправить непокорного генерала во Францию, но Лихачев не доехал до Парижа: в декабре 1812 г русские войска освободили его в Кенигсберге. Тем не менее, раны, полученные при Бородино, подкосили генерала, и 24 апреля 1813 г Петр Гаврилович Лихачев скончался; похоронен в своей родовой деревне Тягуши (по другой версии – в Порхове).















Выступление группы «Литература»




















Выступление Максимова Дмитрия (группа «Монументальное искусство»)
15