Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука нравственности (2класс)





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Большенизовцевский филиал


Принято Утверждено
на заседании педагогического совета приказ №___ от «____»_________2016г.
протокол №___________ И.о. директора школы_______(Брехов Д.А.)
от «___» _____________2016 г.





Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
начальное общее образование 
2 класс
форма обучения очная





Составитель:
Коваленко Н.В.
учитель немецкого языка
первой квалификационной категории


















2016 – 2017 уч.год





Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности4.
2.Содержание курса внеурочной деятельности5.
3. Тематическое планирование .7






























Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Формы организации занятий:
игры,
конкурсы,
путешествия по страницам книг,
проекты,
спектакли













Учебно-тематический план

N п\п
Содержание программы
Всего часов
Теория
Практика

1.
Вводное занятие
1
1
-

2.
Я среди людей
6
3
3

3.
Речевой этикет
6
2
4

4.
Культура поведения
12
6
6

5.
В мире сказок.
6
-
6

6.
Заключительное занятие
3
-
3


Итого:
34
12
22



Содержание курса:
1раздел (1ч.)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (6ч.)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел ( 6ч.)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 12ч.)
Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (6ч.)
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей



Тематическое планирование курса

Раздел программы
№ п/п
Тема занятия
Содержание, методические приемы
Кол-во часов
Дата

1
2
3
4
5
6

Вводное занятие
(1ч)
1
Давайте познакомимся.
Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»



Я среди людей
(6 ч)
2
Кто я и как выгляжу?
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
1



3
Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
1



4
Плохо одному
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.
1



5
Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
1



6
Как завоевывать друзей
Правила общения с товарищами и друзьями.
1



7
Бескорыстие в дружбе
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
1


Речевой этикет
(6 ч)
8
Что такое этика и этикет
Роль мимики, жестов и позы в общении
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1



9
О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.


1



10
Правила знакомства, представления и обращения
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
1



11
Правила приветствия и прощания
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
1



12
Правила извинения и просьбы
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
1



13
Правила благодарности и отказа
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.
1


Культура поведения
(12 ч)
14
Отношение к старшим
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
1



15
Отношение к учителю
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
1



16
Отношение к малышам
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
1



17
Как вести себя в школе, на переменах
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
1



18
Правила поведения в столовой, за столом
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
1



19
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
1



20
Искусство делать подарки
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
1



21
Как правильно разговаривать по телефону
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
1



22
Правила поведения в общественном транспорте
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра автобусе».
1




23




Как вести себя в общественных местах
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
1



24
Правила поведения в театре и кино
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
1



25
Поведение в библиотеке и музее
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
1


В мире сказок
(6 ч)
26-27
Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
2



28-29
Сказки – волшебство, чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
2



30-31
Сказка – ложь, да в ней намек
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
2


Итоговые занятия
(2 ч)
32-34
Что мы узнали и чему научились
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
3



























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15