Программа внеурочной деятельности Путешествие по родному краю


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа – интернат поселка Ефимовский»
ПРИНЯТО
Методический совет
Протокол №
от 27.08.2015г. СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора по УВР
27.08.2015г.
____________Кабуш Ю.А. УТВЕРЖДЕНО
Приказ №40-1
от 27.08.2015
Программа внеурочной деятельности
«Путешествие по родному краю»
для учащихся 5 - 6 класса
Программа разработана на 1 год.
Разработала Полехина Н.Н.,
учитель русского языка
и литературы
п. Ефимовский
Пояснительная записка
При разработке Программы внеурочной деятельности использованы следующие нормативные документы:
- Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03 - 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Сан Пин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106,зарегестрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер 19676);
- Программы курсов внеурочной деятельности, входящие в состав основной образовательной программы школы: программа духовно – нравственного развития, программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Программа кружка «Путешествие по родному краю» направлена на  воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше.
Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы кружка «Путешествие по родному краю» лежит системно - деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно - исследовательской деятельности школьников. Проектно - исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает  сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе.
Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной  деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Занятия в курсе кружка «Люби и знай свой край» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.
Цели программы:
- изучение исторического прошлого нашего края, культурного наследия, природных особенностей родного края,
- формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
1. Обучающие:
- реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории поселка, района, региона;
- разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
- способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.
2. Развивающие:
- развивать мыслительные процессы;
- развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной земле, к ее истории, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности кружка "Путешествие по родному краю" являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности кружка "Путешествие по родному краю", формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего поселка, района, области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к истории и культуре своего народа;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Программа кружка "Путешествие по родному краю" должна способствовать формированию у школьников следующих качеств личности:
- патриотизм;
- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине;
Программа кружка «Путешествие по родному краю» разработана для учащихся 5 - 6 классов и рассчитана на 68 часов.
Структура занятий диктуется целями и содержанием учебных задач.
Основные формы деятельности в кружке: экскурсия, наблюдение, исследование, проекты, творческие работы, презентации.
Количество детей в группе – 15 человек.
Итоги деятельности:
- Создание проекта (самостоятельные и групповые);
- Защита проекта перед аудиторией;
- Создания презентаций - представлений по изученной теме;
- Участие в конференции;
- Оформление фотовыставок.
Календарно-тематическое планирование

п/п Дата по плану Тема занятия Количество часов Все-
го
Тео-
рия Прак-
тика 1 7.09 Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности. Организация занятий 1 - 1
2 14.09 Основные требования к проекту. 2 2
3 21.09 Знакомство с историей создания Монумента Петру Первому. Начало работы над исследованием о Монументе. 1 - 1
4 28.09 Экскурсия к Монументу Петру Первому - 2 2
5 5.10 Творческая работа «Мои впечатления от посещения Монумента Петру Первому» - 2 2
6 12.10 Просмотр презентации «Мой край 100 лет назад» 1 1
7 19.10 Экскурсия «Улицы п. Ефимовский» - 2 2
8 26.10 Конкурс презентаций «Моя улица» - 1 1
9 16.10 – 30.11 Работа над проектом «Улицы моего поселка» - 6 6
10 7.12 Презентация «Твои земляки – герои» 1 1
11 14.12 Экскурсия в краеведческий музей г. Пикалево - 2 2
12 21.12 Презентация «Антониево - Дымский монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси» 1 - 1
13 28.12 Посещение Антониево - Дымского монастыря - 5 5
14 11.01 Творческая работа «Мое впечатление от посещения Антониево - Дымского монастыря» - 2 2
15 18.01 – 1.02 Работа над проектом «История Антониево - Дымского монастыря». - 6 6
16 8.02 «Тихвинский Богородичный Успенский монастырь» - летопись монастыря 1 1
17 15.02 Экскурсия в Тихвинский монастырь 5 5
18 29.02 Творческая работа «Мои впечатления от посещения Тихвинского монастыря» 1 1
19 14.03 Просмотр кинофильма «Перелом. Тихвинская наступательная операция» - 1 1
20 21.03 Презентация «Город Тихвин в годы Великой Отечественной войны» 1 1
21 4.04 Экскурсия в Музей боевой славы «Астрача, 1941» 5 5
22 11.04 Творческая работа «Моё впечатление от посещения музея боевой славы» 2 2
23 18.04 Места братских захоронений п. Ефимовский - 1 1
24 22.04 Экскурсия в школьный краеведческий музей 1 1
25 25.04 Творческая работа «Профессии нашего края» 1 1 2
26 26.04 Презентация «Растительный и животный мир нашего края» 1 1 2
27 16.05 Поход на о. Лошево, с. Сомино 8 8
28 23.05 Творческая работа «Мои впечатления о походе» 1 1
29 30.05 Подведение итогов курса 1 1
Содержание программы кружка.
1. История монумента Петру Первому.
2. Улицы моего посёлка.
3. Город Тихвин – город воинской славы.
4. Природа моего края.
Литература.
1. Базарова М.И. История земли Бокситогорской с древнейших времен до наших дней. Ефимовский, 2003
2. Гришина Л.А., Файнштейн Л.А. «Памятные места Ленинградской области», Л.: Лениздат, 1959.
3. «Красная книга Ленинградской области. Растения и животные»
4. Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области, изд. Первый класс, 2011.
5. Материалы газет.
6. Материалы из интернета.