Рабочая программа кружка Азбука журналиста

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества имени Л.Ю. Карковой»


ПРИНЯТО
Методическим советом
Протокол № ___
от «___» ______ 20 _ г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________
Ф.И.О.
«____» ________20 __г.

УТВЕРЖДАЮ

_______________
Директор Е.Ю.Юшкова
«____» _____20__ г.










Рабочая программа
«Азбука журналиста»
социально-педагогической направленности
Срок реализации 2 года обучения
Возраст обучающихся 11-13 лет







Составитель: Скляр Ольга Петровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории







п. Усть - Абакан, 2013 г.

Информационная карта программы
«Азбука журналиста»


1.Направленность - социально-педагогическая
2.Объединение - «Азбука журналиста»
3.Ф.И.О. педагога - Скляр Ольга Петровна
4.Вид программы - модифицированная
5.Тип программы – профессионально-ориентированная
6.Уровень освоения - общекультурный
7.Образовательная область – журналистика
9.Возрастной диапазон - 11-13 лет
10.Формы организации образовательного процесса - групповая
11. Срок реализации – 2 года
12.По характеру – интегрированная
















Пояснительная записка
Рабочая программа «Азбука журналиста» творческого объединения «Пресс-центр» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы Лазутиной Г.В. «Основы творческой деятельности журналиста». Москва, издательство «Просвещение», 2001 год. с учетом образовательной программы МБОУ «Расцветская СОШ»
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность.
Срок реализации программы-1 год
Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Возраст детей. Программа обучения в детском объединении «Азбука журналиста» рассчитана на детей 11-13 лет. Количество учащихся в учебной группе 12 человек
Программа предусматривает обучение начальным азам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что особенностью методики проведения занятий является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Азбука журналиста». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Актуальность данной программы, в связи с изложенным, очевидна. Программа сможет привлечь внимание обучаемых к различным социальным проблемам, поможет различным органам власти наладить связь с населением посредством юных журналистов, тем самым будут решаться такие важные государственные заказы в сфере образования, как патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание детей.
Педагогическая целесообразность. Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов. Программа кружка даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Азбука журналиста» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Цель программы:
Обучение учащихся основам профессии журналиста через творческую самореализацию обучающегося.
Задачи программы:
воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
развивать творческие способности школьниковосуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды
Режим занятий: Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 136 часов в год. Понедельник 14-00-15-00 Среда14-00-15-00
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.
Формы проведения занятий: беседа, игра, чтение и обсуждение статей из
газет; экскурсии, обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей, выпуск стенных школьных газет, подготовка статей для публикации в газетах.
Формы подведения итогов по разделам:
- участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности кружка;
- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
- участие в презентации «Портфель творческих успехов».
- беседа, контрольное задание, зачетное упражнение, конкурс, наблюдение
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, будет приобретать навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля. Таким образом, обучаемый овладеет основами работы корреспондента, научится создавать фоторепортаж, провести интервью, составить очерк, написать статью.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие образного и логического мышления;
2. Развитие литературных способностей ;
3. Навыки умения устного и письменного выступления;
4. Развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей ;
Конечные результаты:
-определять стиль и тип речи
-давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
-пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; -соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
-строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; -фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
-проводить литературное редактирование и литературную правку текста
Способы определения результативности:
-устный опрос
-наблюдение
- решение тестовых заданий
- анализ работ
- контроль (входной, текущий, итоговый)
- тренировочные упражнения
--ролевые игры.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ темы
Разделы
Всего
Теория
Практика

1.
Введение в программу.
6
3
3

2.
Печатное издание

88
44
44

3.
Профессия - журналист
88
44
44

4.
Жанры журналистики

88
44
44

Всего 272




























3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема1. Зарисовка Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете. Практическая работа: - подготовить пейзажную зарисовку; - подготовить портретную зарисовку; - подготовить производственную зарисовку; - подготовить бытовую зарисовку; - подготовить контрольную зарисовку на заданную тему. Тема 2. Интервью Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации. Практическая работа: - разработать план вопросов и провести интервью с учёным; - разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью; - разработать план вопросов и провести интервью с рабочим; - разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком; - подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя. Тема 3. Заметка Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".. Практическая работа: - подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему. Тема 4. Репортаж Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж. Практическая работа: - проанализировать расширенную заметку и репортаж; - на одном материале подготовить заметку и репортаж; - подготовить спортивный репортаж; - подготовить проблемный репортаж на заданную тему.  Тема 5. Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд-рецензии и мини-рецензии. Монорецензии и полирецензии. Практическая работа: - провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации; - подготовить рецензию на книгу; - подготовить рецензию на фильм; - подготовить рецензию на спектакль; - подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль; - подготовить аннотацию к книге. Тема 6. Корреспонденция. Информация и аналитика в корреспонденции.  Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции. Практическая работа:  - подготовить информационную корреспонденцию; - подготовить аналитическую корреспонденцию. Тема 7. Статья. Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая. Практическая работа: - подготовить проблемную статью; - подготовить общеисследовательскую статью; - подготовить полемическую статью; - подготовить историческую статью. Тема 8. Обозрение Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение. - подготовить общее обозрение; - подготовить экономическое обозрение; - подготовить литературное обозрение; - подготовить спортивное обозрение. Тема 9. Обзор Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор. - подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю; - подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю; - подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю; - подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.  Тема 10. Комментарий, колонка Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария. Практическая работа: - подготовить комментарий на заданную тему. Тема 11. Эксперимент Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного. Практическая работа: - провести эксперимент и подготовить материал. Тема 12. Очерк. Жанровое разнообразие. Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность. Практическая работа: - подготовить портретный очерк; - подготовить событийный очерк; - подготовить путевой очерк. Организация деловой игры.Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины. СТАТЬЯ Роли сотрудников городской газеты играют:    Корреспондент-учащийся.    Редактор отдела - учащийся.    Ответственный секретарь- учащийся    Главный редактор- учащийся  Действие первое. Журналист работает над статьей. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.  Задание учащемуся: Докажите, что представленный Вами материал - статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как "работают" в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации. Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела: 1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.  2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации? 3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка. 4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.
·Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря. 1. Примите решение по представленному материалу. 2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее. 3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком? 4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел. Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора. 1. Дайте оценку материала. 2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта. 3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал. 4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат. Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание учащимся, играющим роли сотрудников редакции Оценить достоинство и недостатки материала.  Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры. ОЧЕРК Роли сотрудников редакции городской газеты играют: Очеркист - учащийся. Редактор отдела - учащийся.  Ответственный секретарь - учащийся. Главный редактор - учащийся.  Действие первое. Журналист пишет очерк. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал. Задание учащемуся. Докажите, что представленный вами материал - очерк. Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.  Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?  Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:  1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру очерка? 2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки? 3. Дайте оценку заголовка. 5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку. Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря: 1. Примите решение по представленному материалу. 2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее. 3. Согласны ли Вы с заголовком? 4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.  Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора:  1. Дайте оценку материала. 2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал. 3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат. Действие пятое. Материал опубликован (условно). Задание учащимся, играющим роль сотрудников редакции: Оценить достоинство и недостатки материала.  Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры. 1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте. Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации. 2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой. 3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО. 4. "Реплики". Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ. 5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили. 6. "Вкусные слова..." Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ. 7. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН. Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой. 8. "Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте. 9. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр. Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация". 10. "Три газеты". Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. "желтое". Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения - определение границ влияния на журналиста информационной политики издания. 11. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов. 12. "Одно...". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения - поиск социального смысла в частном случае. 13. "Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета. Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах. 14. "Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей. 15. "Приметы времени". По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: "Бедственное положение образования", "Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет", "В стране царит милицейский произвол" и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель - умение формулировать общественно значимые проблемы. 16. "Два взгляда". Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.














Список источников
Основная литература 1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. 2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.  3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.  Дополнительная литература 1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. 2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996. 3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 2010. 303 с. 4. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.  5. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.
























Календарно-тематический план занятий первого года обучения

(136 часов)

№ п/п
Тема
Теория
Практика
Дата

1
Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка. Оформление документации. Презентация работы кружка.
1
3


2
Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи
2
2


3
Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства
1
3


4
Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи
1
3


5
Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля
2
2


6
Сходство и различие художественного и публицистического стилей
1
3


7
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение
2
2


8
Беседа «Моя любимая газета»
1
3


9
Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника
2
2


10
Организация работы корреспондентов хроникеров
2
2


11
Расширенная информация
1
3


12
Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ
2
2


13
Заметка. Заметка информационного характера
1
3


14
Заметка типа делового описания
1
3


15
Заметка типа художественного описания с элементами повествования
1
3


16
Информационная заметка с отрицательным содержанием
1
3


17
Заметки на темы, связанные с оценкой поступков
1
3


18
Заметка на дискуссионную тему
2
2


19
Заметка-благодарность
1
3


20
Заметка-вопрос
1
3


21
Заметка-просьба
1
3


22
Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ
3
1


23
Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов
3
1


24
Интервью-монолог
1
3


25
Коллективное интервью
1
3


26
Интервью-диалог
1
3


27
Интервью-зарисовка
1
3


28
Анкетирование
1
3


29
Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ
3
1


30
Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи»
1
3


31
Путевые заметки
2
2


32
Конкурс творческих работ. Путевые заметки
2
2


33
Отчет. Отчет общий (прямой)
1
3


34
Отчет тематический
1
3


35
Отчет с комментариями
1
3


36
Практическая работа. Написание отчета. Анализ работ
3
1


37
Репортаж. Событийный репортаж
1
3


38
Тематический репортаж
1
3


39
Постановочный репортаж
1
3


40
Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ
3
1


41
Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ работ
2
2


42
Экскурсия в редакцию районной газеты «Знамя труда». Встреча с сотрудниками газеты
4



43
Подготовка и проведение смотра стенгазет
3
1


Итого 136 часов





Тематическое планирование занятий второго года обучения

(136 часов)

№ п/п
Тема
Теория
Практика
Дата

1
Корреспонденция
2
2


2
Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ
3
1


3
Статья. Передовая статья
1
1


4
Статья, обобщающая опыт работы
1
1


5
Проблемная статья
1
1


6
Критическая статья
1
1


7
Практическая работа. Написание статьи. Анализ работ
4



8
Обзор печати. Тематический обзор
2
2


9
Общий обзор
2
2


10
Информационный обзор
2
2


11
Практическая работа. Подготовка обзора. Анализ работ
2
2


12
Рецензия. Рецензия на литературную тему
2
2


13
Рецензия на искусствоведческую тему
2
2


14
Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ
4



15
Очерк. Очерк портретного характера
1
3


16
Проблемный очерк
1
3


17
Событийный очерк
1
3


18
Путевой очерк
1
3


19
Практическая работа. Написание очерка. Анализ работ
4



20
Фельетон. Тематический фельетон
1
3


21
Проблемный фельетон
1
3


22
Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ
3
1


23
Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции)
3
1


24
Обучение практики верстки номеров стенных газет
3
1


25
Литературное редактирование
2
2


26
Практическая работа. Редактирование текста
3
1


27
Теория и практика литературной правки
1
3


28
Экскурсия в районную типографию
1
3


29
Беседа «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?»
1
3


30
Практическая работа. Редактирование текста
2
2


31
Подготовка и проведение смотра лингвинистических газет
3
1


32
Час общения «Если бы я был редактором»
2
2


33
Итоговое занятие. Смотр достижений
2
2


Итого 136 часов


15