Выступление по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках».


Рыспайская основная школа.
Выступление
по теме самообразования:
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках».
Учитель технологии 1 категории Базауер И.И

Как правило, наши уроки проходят последними, и на урок дети приходят уже уставшие и не всегда в хорошем настроении. Ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Моя тема самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии».
Моя цель: Создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся на уроках технологии , так как познавательный интерес – один из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
-активизация познавательной деятельности;
-развитие позитивных индивидуальных свойств ученика – способностей, интересов, склонностей;
- формирование интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры учащихся;
- мотивация личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
- воспитание ученика в роли активно-познавательного субъекта, реализация содержания образования, обеспечивающее целостное восприятие мира.
Активизация – это целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности учащихся в условии знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.
Прежде чем «ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельностью» (Л.С. Выготский)
Интерес – это мотив, способствующий ориентировки , в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Роль интересов в процессах деятельности велика. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникновения у нее жажды знания и понимания.
Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.
В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ учителя, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки учеников, от слишком быстрых подсказок, представлять возможность им самим найти выход из возникающего учебного затруднения.
Важно, чтобы на каждом уроке всем ученикам было интересно, тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке. Особое место в этом плане принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.
Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.
Важное место занимают игровые материалы, которые в последнее время становятся все более популярными. К ним чаще всего относятся ребусы, анаграммы, шарады, кроссворды, сканворды, загадки и другие головоломки. Использование их в учебной работе способствует поддерживанию и развитию интереса к изучаемому предмету, они позволяют в необычной форме не только повторить изученный материал, но и познакомят учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями, разнообразят занятия, а также помогут снять усталость. Они направлены на удовлетворение детской любознательности, расширение кругозора, являясь иллюстрациями широких и самых различных практических применений технологии в производстве и быту. Разгадывание загадок, анаграмм, метаграмм, головоломок, ребусов, кроссвордов позволяет учащемуся самостоятельно узнать о качестве своих знаний, а также выявить уровень наблюдательности, внимания, памяти, мышления. Преодоление трудностей, при выполнении задания, попытке подумать, поразмышлять доставляют учащимся не только глубокое познавательное удовлетворение, но и большую радость. Решение и выполнение конкретных заданий помогают школьникам учится успешнее, развивать интерес, склонности и способности к самостоятельному мышлению и вырабатывать навыки самообразования.
Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои задачи. Однако все они преследуют общую цель: повысить интерес учащихся к учебе и труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Например на обобщающем занятии по разделу «Кулинария»,в целях развития познавательного интереса к предмету и закрепления изученного материала провожу игровое занятие «Своя игра», «Кулинарный эрудит». Иногда тему урока представляю в виде игры: это игра с «рассыпанным» текстом или с «рассыпанной» иллюстрацией. При проведении уроков по теме «Защита творческого проекта» провожу уроки-путешествия или уроки-спектакли, «сценаристами» и «постановщиками» данного урока являются сами дети. В 7 классе по теме «Лоскутное шитье» чтобы у учеников не возникло излишней психологической напряженности, связанной со сложностью изготовления изделия я использовала урок- соревнование. Момент соревновательности применила не только для того, чтобы избежать монотонности в работе, но и для того чтобы ускорить темп работы, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Важное место в вовлечении детей в активные действия играет современная компьютерная техника. Презентации могут составляться как учителем, так и учениками. Они используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, при организации контроля знаний (презентации-опросы). Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения даются учителем по ходу презентации. С целью контроля знаний можно использовать различные тестовые системы, над созданием которых я сейчас работаю.
При проведении уроков с элементами занимательности или нетрадиционных уроков, всегда провожу тест «Мое настроение». Результаты тестирования показали, что у учащихся на уроке- путешествии настроение улучшилось у 100 % учащихся, на уроке-игре у 100 %, а на уроке-соревновании у 58,3%.
Использование нетрадиционных форм занятий по технологии создает благоприятные условия для:
Расширению кругозора школьников за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников;
Расширению учебной зоны;
Мотивации к эффективной трудовой и учебной деятельности ;Реализации межпредметных и внутрипредметных связей;
Формированию у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей, умение планировать свою работу, предвидеть результаты труда;
Повышения интереса у учащихся к изучаемому предмету.