Урок развития речи Чтим память великих просветителей (9 класс)


ЧТИМ ПАМЯТЬ
ВЕЛИКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
Урок-деловая игра «Редакция».
Программа по русскому языку по развитию речи в 9 классе предполагает работу учащихся над публицистическим стилем, формирование умения составлять тезисы статей на общественные темы. Учащиеся должны уметь осмысливать тему, раскрывать ее, подчинять ей высказывание, делать необходимые обобщения и выводы, собирать из различных источников материал для сочинений, систематизировать его, совершенствовать написанное. Овладение этими навыками и умениями, а также умением слаженно работать в коллективе, осуществляется в ходе урока-деловой игры «Редакция».
Подготовительная работа
На протяжении нескольких уроков, предшествующих этому занятию, учащиеся знакомятся с видами газетных жанров:
Передовица — передовая статья по одному из актуальных вопросов внешней или внутренней политики государства, разновидность информационной статьи.
Информация — информационный газетный жанр; краткое изложение события (отвечает на вопросы: что? где? когда?).
Очерк — публицистический жанр; глубокий, всесторонне охватывающий рассказ о человеке, людях, событиях. Очерк не имеет тематических ограничений, его содержанием может стать биография человека, историческое событие, любой факт общественной жизни и жизни автора.
Портретный очерк рассказывает о каком-нибудь интересном, заслуживающем внимания человеке — новаторе, изобретателе, ученом. Автор сосредотачивает внимание читателя на раскрытии духовного мира какого-то конкретного лица. Задача портретного очерка — сообщить о благородном поступке человека, о том новом, что он сделал; отобразить его живые черты.
Фельетон - публицистический жанр; сообщение, анализ событий, данные сквозь призму сатиры. Фельетон должен с первых строк заинтересовать, заинтриговать читателя. Сюжет его должен быть злободневным, правдивым, волнующим. Главное оружие этого жанра — сатира, юмор. Умело прибегая к иронии, насмешке, метким и выразительным сравнениям, фельетонист обличает и критикует. Один мастеров современного фельетона Д. И. Заславский отмечал, что в умении сочетать правдивость с вымыслом, в умении рисовать картину, оставаясь в пределах фактической точности, и заключается искусство фельетониста.
• Рассказ учителя о процессе создания газеты.
(Если это возможно, хорошо бы посетить настоящую редакцию.)
Верстка газеты, ее макетирование — это размещение материала, изготовление чертежа с примерным содержанием газеты. При создании нужно помнить следующие правила:
— газета должна отвечать выбранной теме;
— передовица — главная статья — размещается в первой колонке левой части газеты;
— заголовки заметок размещаются не на одной линии; очень важные по содержанию материалы выделяются шрифтом или обводятся рамкой;
рисунки, фотографии не располагаются на одной линии (это мешает их восприятию);
— юмор, загадки, кроссворды и т. д. желательно помещать в правом нижнем углу газеты;
— нельзя располагать материал симметрично.
Сама газета возникла в ответ на потребность общества в информации. Чтобы новость приобрела свойство газетной информации, она должна иметь общественное значение.
На одном из уроков русского языка дается домашнее задание: написать сочинение в виде рассуждения, фельетона, дневника на тему: «Книги, газеты, радио, телевидение в моей жизни». Наиболее удачные сочинения и будут материалом для работы над выпуском газеты.
Ход урока-игры
Оборудование урока: распечатки-подсказки (газетные жанры), словари, учебники, материалы для редактирования; фотография памятника Кириллу
Мефодию в Москве, обложки «Русской азбуки», репродукция портретов Д. Ушакова и С. Ожегова.
Класс делится на 8 отделов по 3 —4 человека: отдел общей информации, отдел лингвистической информации, отдел культуры и искусства, литературный отдел, отдел рекламы, фотоотдел, художественный отдел, технический отдел (распечатка информации). На уроке каждая редакция работает самостоятельно. Ребята в своей группе создают материалы, обсуждают их, правят. В окончательном варианте заведующий отделом, которого выбирают члены каждой редакции, ставит подпись и сдает материалы преподавателю. В конце урока собирается редакционная коллегия, где присутствуют зав. отделами, ответственный за выпуск (его выбирают члены коллегии) и главный редактор — учитель. Корректируются материалы, назначается срок выпуска газеты. Выставляются индивидуальные оценки и средний балл редакции, определяется лучшая редакция. После урока все материалы отдаются в технический отдел, который печатает
вклеивает их в подготовленный макет газеты.
Итог работы — выпуск газеты к предметной недели по русскому языку и литературе.

Задания для редакций.
Отдел общей информации.
1. Составить из разных материалов статью-передовицу, отредактировать, озаглавить. Добавить сведения о Дне славянской письменности.
1. Восточные славяне. Письменность, просвещение, литература.
IХ —Х вв. На Руси распространены славянские азбуки: кириллица и глаголица. Создали их Кирилл и Мефодий. Литературным языком древней Руси стал древнеславянский (близкий по своей грамматике к греческому). С х в. На Руси действуют школы, берестяные грамоты. В этих школах проводилось «книжное ученье. Школы были начальные и высшие. Создавались школы в основном при монастырях. Особенности литературы: рукописный характер и анонимность произведений. Часто переписчики редактировали и вносили изменения в тексты книг. Книги входили в состав сборников, служащих каким-то целям. В Х — ХI в. появляются летописи.
Писали на пергаменте и бересте. Героями литературы были исторические личности. «Слово о законе и благодати» Иллариона прославляет Русь. «Поучение Владимира Мономаха» — призыв Мономаха к детям соблюдать закон и порядок; размышления о народе, государстве и церкви. «Повесть временных лет» повествует о развитии, становлении русского государства. Написал Нестор. Тема борьбы с внешними врагами проходит через «Слово о полку Игореве».
С ХIУ века расцветает народное творчество. Новый жанр — историческая песня. Распространение грамотности в руках церкви. Грамотными были в основном торговцы и ремесленники. Найдено много берестяных грамот этого периода. Книги хранились в монастырях (как в библиотеках). Пергамент сменяется бумагой. Появляется «скоропись» — новая техника письма. Кроме церковной литературы, появляются книги для частного чтения (читьи). Развивается московское и общерусское летописание, среди светских книг были воинские повести.
ХУI век. Низкий уровень грамотности. Грамоте учили «мастера грамоты» в своих частных училищах. В монастырях писцы писали книги. В 1553 г. создана типография в Москве. Появились первые печатные книги: «Апостол», «Часослов», «Букварь». Летописи стали общегосударственным делом.
ХУII век. В литературе возникают новые жанры. Литература начинает освобождаться от контроля церкви.
При Петре 1 просвещение становится отраслью государственной политики. Возникают школы, где учат не богословию, точным наукам. Развитие типографского дела (стали выпускать много учебников). Издан «Букварь», «Юности честное зерцало. Появляются газеты. Литература рассказывает о новых героях — людях незнатного происхождения, но умных и находчивых. Попытки написания отечественной истории.
ХIХ век. Сословная система образования. Каждое учебное заведение одного сословия закрыто для других сословий. Появляется много учебных заведений. Быстрый рост книжных изданий. Становится много издательских домов. Начата деятельность почты (письма, газеты, почтовые марки).
Середина ХIХ века. даль создает «Толковый словарь живого великорусского языка».
ХХ век. Библиотеки. Разнообразие словарей, доступность книг, газет, журналов.
2. Озаглавить статью, дополнить сведениями о Дне славянской письменности.
Кирилл (до принятия монашества в 869 г. — Константин)
(ок.827 - 869) и его старший брат Мефодий (820— 885) родились в Фессалониках (Солуни) в семье военного, служившего византийской армии.
Мефодий в юности избрал путь профессионального военного и в течение I0 лет был управителем одной из славянских областей Византии, затем игуменом монастыря. Кирилл же обучался при дворе Михаила ІІІ грамматике, диалектике, геометрии, астрономии, хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский, арабский языки. Император предложил Кириллу административную карьеру, но он отказался и стал патриаршим библиотекарем. В 860 или Кирилл и Мефодий по велению Михаила ІІІ оправились с христианской миссией в далекую Хазарию, на Нижнюю Волгу. Путь их лежал через Крым (Тавриду). В Херсонесе Кирилл стремился отыскать останки св. Климента.
После долгих и упорных поисков Кирилл и Мефодий нашли мощи святого. Там, по церковному преданию, Кирилл встретил человека, который показал ему Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими письменами». Эти книги, якобы стали толчком к сотворению в 863 г. кириллицы. В вопросе о русских письменах много спорного. Не вызывает лишь само великое деяние солунских братьев.
160020038735
Отдел лингвистической информации.
Сократить материал статьи К. С. Горбачевича до одной печатной страницы (размер А-4), дописать вводный абзац.
Дано ли нам предугадать?
В самом деле, перефразируя известные стихи Тютчева, дано ли нам, современникам, узнать, каким будет русский язык в грядущем столетии. В науке на этот счет существуют разные мнения. На путь прогнозирования, научно обоснованного предвидения будущего вступает и наука о языке. И это вызвано отнюдь не праздным любопытством. Неслучайно: историк русского языка А. А. Потебня недвусмысленно утверждал: «Основной вопрос всякого знания: откуда и, поскольку можно судить по этому, куда мы идем». Не секрет, что сегодняшняя норма литературного языка существует нередко в двух, а иногда и более вариантах.
Одни, например, говорят творог, индустрия, искрится, другие— творог, индустрия, искрится. Какие из этих и похожих вариантов окажутся победителями? Языковед, который занят составлением словарей и грамматик, должен оценивать такие факты объективно, и не только с позиции сегодняшнего дня, но и с учетом языкового завтра». Эволюция языка протекает медленно, его развитие, обновление складывается из мельчайших, незаметных сдвигов, накоплений и потерь, не нарушающих преемственность языковых ,навыков. Более заметные изменения происходят в лексике, быстро реагирующей на события в общественной жизни. Так
долгое время велись ожесточенные споры относительно правильности форм родительного падежа множественного числа: грамм, апельсин, помидор, вместо традиционных граммов, апельсинов, помидоров. Корней Чуковский писал: «Теперь мне даже странно вспомнить, как сердило меня на первых порах нынешнее словосочетание: сто грамм. «Не сто грамм, а сто граммов!» —с негодованием выкрикивал я. Но : мало-помалу привык.., теперь эта новая форма кажется мне совершенно нормальной».
Что же ожидает наш язык в ближайшие десятилетия грядущего века?
Оглядываясь назад и учитывая неоднократно возросший ныне авторитет науки, углубление научного мировоззрения, мы закономерно можем ожидать в будущем дальнейшего и более тесного сближения общелитературного языка с языком науки. При этом вовсе не следует думать, что русский язык потеряет свою выразительность, превратится в
наукообразный стандарт.
Некоторые панически настроенные ревнители языковой чистоты пишут о непомерном засорении русского языка иностранными словами, полагают, что если дело пойдет так дальше, то наш язык потеряет свое лицо.
Много ли иноязычных слов проникает в современный русский язык? Оказывается, сравнительно немного. Подсчитано, что среди зафиксированных неологизмов доля прямых заимствований не превышает 7—8 %. В основном же обновление лексики русского языка происходит за счет словосложения: биотопливо, нефтегазохранилище и т. п. А вот
новые иноязычные пришельцы замелькали в наших газетах: менеджер, спонсор, маркетинг, консорциум и др.
Невольно возникает грустный вопрос: что же будет с исконно русскими словами, они что ли отомрут?.. Нет, конечно.
Увеличится ли в будущем словарный запас языка? Вряд ли
можно ожидать бесконечного прироста словарного состава языка. Надо сказать, что вообще мы нередко встречаемся с потерей скорости прироста: приток неологизмов будет уравновешиваться выходом многих слов из активного запаса языка.
Что касается того, что русский язык движется к двуродовой структуре («прощается» со средним родом), то это не совсем верно.
Каких же реальных изменений в языке мы вправе ожидать?
Постепенно отомрут избыточные варианты произношения, значительно уменьшится количество тех исключений правил, которые не связаны с каким-либо особым смыслом.
Как бы ни хотелось сохранить приятные на слух формы глаголов машет, брызжет т. п., они, увы, обречены и в будущем заменяться менее приятными для современного восприятия, но зато более рациональными формами махает, брызгает...
Надо полагать, что в будущем неизмеримо возрастет сознательное управление языком. Если уже сейчас пишут об экологии языка, то недалеко время, когда специальные комитеты дизайнеров-языковедов будут заниматься изобретением и внедрением новых слов и наименований, причем не только рациональных и экономичных, но и удовлетворяющих вкусам новых поколений. Место громоздких картотек и многотомных словарей займут портативные электронные компьютеры, способные хранить и мгновенно выдавать любую лингвистическую информацию. При этом сам русский язык сохранит природную самобытность.
Отдел культуры и искусства.
Выбрать один из очерков о Д. Ушакове или С.Ожегове; используя дополнительную литературу, расширить сведения до портретного очерка, озаглавить.
Дмитрий Николаевич Ушаков (1873—1942) — одна из самых ярких фигур отечественной лексикографии. Долгое время Ушаков был профессором Московского государственного университета, возглавлял Московскую диалектологическую комиссию. Вокруг него всегда собирались молодые лингвисты, прозванные в Москве «ушаковскими мальчиками». Самые его знаменитые ученики — С. И. Ожегов, Р. О. Якобсон. Многие из учеников стали потом его помощниками в составлении словаря. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935— 1940) состоит из 4 томов и включает 85289 слов.
Сергей Иванович Ожегов (1900—1964)— ученик В. В. Виноградова и Л. В. Щербы. Круг его лингвистических интересов был очень широк. Он занимался лексикологией и лексикографией, вопросами культуры речи и социолингвистикой, историей русского литературного языка и языком художественной литературы.
Работа лексикографа очень трудна и кропотлива. Никакие новшества не заменят интуиции человека, его внимательных глаз и трепетного отношения к слову.
После серьезной работы в 1949 г. выходит однотомный «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, популярный и сегодня.
Литературный отдел.
1. Отобрать наиболее удачный материал из трех, соответствующий теме выпуска, отредактировать, сохранив название.
Место книг, газет, радио, телевидения
в моей жизни.
1 января.
О, дневник! Как я долго не писала! Сколько всего накопилось. Вот к бабушке ездила в деревню. Бедная (в смысле бабушка) живет там без радио, телевизор сломался, только газеты остались. Хотя раньше ведь жили люди!
5 января.
Вот, письмо бабушке написать решила. Давно не писала я писем и вот, пожалуйста! Нет, письма — это хорошо, только вот писать я их не люблю, а получать — даже очень!
А тут еще уроки навалились, а по телевизору такие фильмы крутят!!!
6 января.
В школе по литературе опять задали читать какое-то произведение. Скучное и неинтересное (по крайней мере для меня). А мама-то с папой требуют, чтобы я читала, тут уж не открутишься. Хотя я лучше сделаю вид, что читаю Блока, а сама «Гарантирую жизнь» читать буду — хорошая книжка, Головачев написал.
17 января.
Еле-еле встала в школу, опять до двух часов ночи книгу читала. Да, лучше не читать, а то потом не оторвешься, в принципе, как и от телевизора. Я для себя решила; никаких джеки чанов! И так «хвосты» накопились.
18 января.
Да уж! Читать интересные книги и смотреть кино вредно для моего образования в школе, а ведь девятый класс! Экзамены!!!
20 января.
У меня открытие! Оказывается, чтобы нормально учиться и успевать делать уроки, нужно всего лишь сосредоточиться на предмете и без радио, телевизора и приключенческой литературы быстро их выучить, а там время останется: и на книги любимые, и свежим воздухом в парке подышать! Всего должно быть в меру!!!
Алла К.
26 октября.
Ура!!! Завтра начинаются каникулы. Как долго я их ждала... Наконец-то пришел этот момент. Целую неделю жить без школы. Да, о таком можно только мечтать. Скорее бы закончился этот день. Лягу спать, а утром —свобода!!!
27 октября.
Ну, и денек выдался! Ничего не скажешь! Я-то думала, каникулы начнутся, пойду с друзьями погуляю в парке, отдохну. А тут такое: целый день просидела дома! А все из-за этой техники.
Звоню я подружке и говорю: «давай встретимся, зайдем к кому-нибудь в гости». А она мне отвечает: «Сегодня по телику такое показывают!!! Просто невозможно пропустить. Я и тебе советую посмотреть, потом мне спасибо скажешь. ..
Ну, ладно, думаю, еще целая неделя впереди, успеем еще погулять. Так и просидела целый день у телевизора.
28 октября.
Пережила еще один день каникул, И ничего хорошего. Думаю, не буду звонить, пойду сразу в гости. Но и тут без техники не обошлось. Все она портит! Включила моя подружка радио, и сели мы с ней чай пить, разговаривать о жизни. Я ей говорю: «Ты знаешь, я тут на неделе с мальчиком познакомилась...» Она резко вскакивает в этот момент, бежит к радио и, включив его на полную громкость, кричит: «Ты послушай, какая песня! Это моя любимая!» — и начинает подвывать своим голоском, хотя совершенно не умеет петь!!!
Это повторялось еще несколько раз, и я поняла, что чуть ли не каждая вторая песня — ее любимая. Моему терпению пришел конец, и я пошла домой.
29 октября.
Сижу дома. Сегодня у папы выходной. Думала, пойдем с ним куда-нибудь, а он, как всегда, уткнулся в свою газету, даже разговаривать с ним неохота.
31 октября.
Вчера такую интересную книгу читала, не могла оторваться, «Евгений Онегин» называется. Пойду дочитывать, а то оторвет кто-то.
1 ноября.
Смотрела свои предыдущие записи (про телевизор, радио, газеты, книги) и думала: как все-таки хорошо, что все это у нас есть, но как плохо, что мы не умеем этим всем воспользоваться. Просто во всем надо знать меру, и тогда никаких проблем не будет.
Даша С.
Какое же место занимают газеты, книги, радио, телевидение в моей жизни? Оказывается, огромное. Ведь ежедневно я имею дело со средствами массовой информации, из которых узнаю последние новости в мире. Помню, когда произошли события в США 11 сентября 2001 года, я видел в прямом эфире по «CNN», как во второй небоскреб в Нью Йорке врезался самолет; видел, как рухнули башни. Это произвело на меня такое впечатление, что я постоянно следил за следующими спецвыпусками новостей.
Смотря телевизор, слушая радио и читая газеты, я не только узнаю новости, но и оценку сложившейся ситуации, которую дают специалисты.
Что касается книг, в частности, художественной литературы, то и она играет далеко не последнюю роль в моей жизни.
Читая книгу, я отдыхаю душой. Сразу забываются все неприятности, и я погружаюсь в мир героев книги.
Сейчас мне, человеку ХХI века, очень сложно представить, как жили люди несколько веков назад, не имея радио, телевидения, газет, да и выбор книг был не таким большим, как на сегодняшний день.
Женя У.
2. Дать заголовок, например, «Дыханье старины», предварить обобщающим абзацем творческие работы.
Поведаю я вам, братья, сыновья и дочери земли симферопольской, одно сказание. А случилось это в лето 1999-е от Рождества Христова, в сентябре месяце 1 числа. Как собирались на бетонном дворе дружина великая — 40-ая школа. И была в той великой дружине дружина малая, 7-Г прозывавшаяся. Вышла к своей дружине княгиня Ирина свет Леонидовна,
печально было чело ее. Затихла дружина вольная, а княгиня слово молвила: «детушки мои любимые, поведать я должна вам весть горькую, невеселую. Налетели за лето на нас силы темные, захватили светлое Знание и увели его в полон за широкое море Терпение и дремучий лес Неумение». Замолчала великая княгиня, заблистала в очах ее слеза чистая, хрустальная. Вышел вперед дружинник Александр и сказал: «Нам ли пугаться от вести горькой. Не печалься, княгинюшко, не посрамим мы звания школьного, одолеем силу вражью».
Оля К.
В лета 90-х годов, в лета буйные, лета смутные, пришло время мне в школу идти. Щукой-рыбою мне б в голубых морях ходить, птицей-соколом мне б под облаками парить, да собрались тучи черные над моей буйной головушкой, и повела меня мать-касатка к порогу темницы-школы. И сидим
сейчас в темных горницах. И ждем звонка, как симфонии. Лишь в одном уроке отрада нам, лишь там беззаботность чувствуем. А урок этот физкультурой именуется. А учитель там добрый молодец Антон Сергеевич. Брови черные собольи, глаза, будто два сокола, а кафтан у него адидасовский. Как свистнет он на всю горницу, как покличет нас — земля-матушка покачнется. И на клик этот зычный мы откликаемся.
Аня Б.
Отдел рекламы.
Придумать конкурс по теме «Славянская письменность». Дать объявление о конкурсе.
Фотоотдел.
Отобрать фотоматериал из предоставленного учителем . Расположить фото в заметке «Фото-история», исходя из годов изданий «Русской азбуки» и других книг. Распределить остальные фотографии по статьям, к которым они относятся.
Художественный отдел.
Оформить газету.
Технический отдел.
Отпечатать весь материал, поместить в газету, вывесить к определенному сроку.