ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Автор работы: Сальникова Марина Викторовна
Занимаемая должность: учитель русского языка
и литературы
Место работы: МОУ «СОШ пос. Уральский»
Современный образовательный процесс, как и работу каждого конкретного учителя, осуществляющего образовательную деятельность в современных условиях, невозможно представить без использования информационно- коммуникационных технологий.
Основываясь на определении академика В.Н. Глушкова: «Информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации», можно сделать вывод, что любая педагогическая технология – это информационная технология. Но в связи с процессом компьютеризации образования появился термин «новая информационная технология обучения».
Часто понятие «информационные технологии» отождествляется с понятием «компьютерные технологии», так как информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. Какие же средства ИКТ применяются в образовательном процессе?
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций и т.п. К средствам ИКТ относятся глобальная компьютерная сеть Инернет, электронная почта, автоматизированные поисковые системы, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска, средства дистанционного образования, электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM др.
Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационно - коммуникационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно-воспитательный процесс.
На уроках русского языка и литературы использование информационных технологий – это один из путей, способствующих повышению результативности в обучении и развитию учебной мотивации, творческих способностей учащихся.
Использование ИКТ возможно только при наличии соответствующей техники в классе. В кабинете созданы условия для применения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и использования технических средств обучения. Есть компьютер с выходом в Интернет и установленным необходимым программным обеспечением, проектор, экран
Для применения информационно – коммуникационных технологий мною освоены следующие умения и навыки:
использовать приложение Microsoft Word для планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам;
использовать электронные таблицы Microsoft Excel для обработки результатов проверочных и контрольных работ;
создавать презентации, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию;
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
использовать справочные ресурсы Интернета: словари, справочники, сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, различные информационные сайты, посвящённые поэтам и писателям;
использовать электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM др.
самостоятельно разрабатывать тесты, проводить компьютерное тестирование;
осуществлять дистанционное обучение при помощи школьной образовательной сети «Dnevnik.ru».
Осваивая информационно - коммуникационные технологии, постоянно повышаю свой профессиональный уровень и овладеваю новыми умениями и навыками.
Приведу конкретные примеры использования ИКТ в своей образовательной деятельности.
Технология компьютерной визуализации учебной информации.
Создание презентаций.
Использование презентации  на отдельном этапе или этапах урока зависит от содержания этого урока и цели, которую ставит учитель. К урокам литературы чаще создаю презентации, посвященные жизни и творчеству поэтов и писателей, включаю в презентации иллюстративный и информационный материал: портреты, фотоматериалы, иллюстрации к произведениям, репродукции. Например, созданы презентации «Лицейские друзья А.С. Пушкина», «М.Ю. Лермонтов - талантливый художник», «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин» и др. С помощью презентаций провожу заочные экскурсии по литературным местам России: «Л.Н. Толстой в Ясной поляне», «Константиново – родина С.А. Есенина» и др. На уроках русского языка использую презентации для объяснения нового материала («Понятие об имени существительном»), выполнения проблемных заданий («Кто прав?»), закрепления материала («Выполни задание и проверь»). Презентация к контрольно-обобщающему уроку по русскому языку в 6 классе «Путешествие в страну Имени Прилагательного» заняла II место в IV Международном конкурсе работников образовательной сферы «Хрустальная сова» (2016г.), организованном научно-образовательным учреждением «Вектор науки».
Просмотр учебных, документальных, художественных фильмов (эпизодов).
Одна из форм технологии компьютерной визуализации учебной информации об изучаемом объекте - просмотр учебных, документальных, художественных фильмов (эпизодов).
Например, на уроке русского языка в 6 классе по теме « Понятие об имени прилагательное» был показан учебный фильм «Понятие об имени прилагательное» из серии «Урок русского языка». Во время просмотра учебного фильма учащиеся составляли план рассказа об имени прилагательном: определение, грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. Нередко использую на уроках русского языка видеоуроки проекта "Инфоурок".
Сложно представить уроки литературы без визуального сопровождения. На уроках литературы фрагменты из художественных кинофильмов помогают учащимся окунуться в эпоху, изображенную в фильме, понять характеры героев, почувствовать эмоциональное состояние героя литературного произведения, переданное режиссером фильма. Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, -  это шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.
С большим вниманием учащиеся 7 класса после прочтения отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» смотрели эпизод фильма «Звезда пленительного счастья», режиссер: Владимир Мотыль, 1975г. Многие из семиклассников просмотрели дома фильм полностью, выучили отрывки из поэмы Н.А. Некрасова наизусть, сравнивали эпизоды из фильма и строки поэмы. Изучая повесть Н.В. Гоголя «Шинель», смотрим с учащимися эпизоды из фильма «Шинель», режиссер: Алексей Баталов, 1959г. Просматриваем эпизоды из фильма «Тарас Бульба», режиссер: Владимир Бортко, 2008г., изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Глубже понять образ Петруши Гринева при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» помогают эпизоды из фильма «Капитанская дочка», режиссер: Владимир Каплуновский, 1958г.
Исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся. Важнейшим направлением использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся.
Такие формы заданий, как:
найти необходимую информацию в Интернет,
сделать презентацию в Power Point,
оформить сообщение, доклад, творческую работу с помощью компьютерных программ,
найти и вставить иллюстрации в работу,
составить таблицу и вставить ее в текст
формируют и развивают навыки самообразования учащихся, соответствуют методике научного познания, обеспечивают усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.
В данном учебном году учащихся 6-б класса участвовали в исследовательском проекте по русскому языку «Энциклопедия одного слова». Учащиеся 8 класса работали над учебными проектами по литературе «Поэты 1-ой половины 19 века» и по русскому языку «Словосочетание (строение, виды, типы связи)». Учащиеся 7 и 8 классов выполняли информационный проект по русскому языку « Русские ученые - лингвисты». Работая над проектом, школьники имеют максимальную возможность для самореализации. Обязательная задача педагога – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Дистанционное обучение.
Во время карантина учащиеся 8 класса обучались дистанционно при помощи школьной образовательной сети «Dnevnik.ru». Учащиеся не только получали и выполняли домашние задания, но и, открывая приложенные файлы, знакомились с объяснениями, пояснениями, инструкциями, прописанными учителем, выполняли классные работы.
Электронные письма как одна из форм дистанционного обучения.
Мною апробирована и работает система общения «учитель-ученик» через электронные письма. Учитель и учащиеся имеют возможность обмениваться информацией во внеурочное время, отправлять друг другу приложенными файлами тексты, фотографии и другие материалы.
Дистанционные олимпиады и конкурсы для учащихся.
Дистанционные олимпиады и конкурсы – еще одна из новых форм дистанционного обучения, привлекающих учащихся.
Создание и внедрение системы дистанционной работы с одаренными детьми позволяет учащимся раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание.
В 2015-2016 учебном году учащиеся 6-б,7,8,9 классов принимали участие в следующих дистанционных олимпиадах и конкурсах:
1.Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (6 учащихся 8 класса и 9 учащихся 9 класса);
2. Международный конкурс по русскому языку «Кириллица» (6учащихся 6-б класса);
3. Международный блиц-турнир по русской литературе «Русский слог» проекта «Новый урок»(11 учащихся 8 класса);
4. Международный блиц-турнир по русскому языку «Красота родного языка» проекта «Новый урок» (10 учащихся 6-б класса);
5. Всероссийский конкурс фотографий «Моя малая родина», посвященный 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г., в рамках всероссийского студенческого гражданско-патриотического проекта «Живая история», УрГПУ (5 учащихся 8 класса);
6. Всероссийский конкурс авторской прозы и поэзии «Трудная радость Победы», посвященный 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г., в рамках всероссийского студенческого гражданско-патриотического проекта «Живая история», УрГПУ (1 ученица 6-б класса, 3 учащихся 8 класса);7. 2-ой Всероссийский литературный конкурс «Герои Великой Победы – 2016» (Российское военно-историческое общество, Министерство обороны РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ), 3 учащихся 8 класса.
Среди участников конкурса есть учащиеся, занявшие 1,2,3 места и получившие сертификаты участников.
Участие ребят в дистанционных олимпиадах и конкурсах делает их жизнь более интересной, насыщенной, обогащает их знания, развивает умения и навыки искать и находить информацию из разных источников. Время, проведенное в Интернете, более полезное и увлекательное, чем затраченное на компьютерные игры. Разнообразие дистанционных конкурсов, проектов с каждым годом увеличивается, и любой ученик может выбрать именно то, что ему нравится, то, к чему он стремится.
Технология тестового контроля.
Незаменима при подготовке учащихся к ОГЭ технология тестового контроля. Стараюсь, чтобы каждый девятиклассник приобрел опыт выполнения тестов в режиме онлайн. На индивидуальных и групповых занятиях обучаю девятиклассников самостоятельной работе с тестами в режиме онлайн на порталах «Яндекс ЕГЭ (ГИА)» (HYPERLINK "http://ege.yandex.ru/?ncrnd=6740"ege.yandex.ru),«Экзамен.ру» (HYPERLINK "http://www.examen.ru/"examen.ru). Девятиклассники и родители информированы о портале ГИА9 (HYPERLINK "http://gia.edu.ru/"gia.edu.ru), официальном информационном портале государственной итоговой аттестации. Из названия сайта понятно, что он освещает события главного экзаменационного испытания для девятиклассников. Новости, расписание, права/обязанности и т.д. В рубрике «Демонстрационные версии» представлены варианты тестов.
Подводя итог выше сказанному, хочется сказать, что использование информационно - коммуникационных технологий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес, творческие способности учащихся, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и повышению качества знаний.
Литература и источники.
Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0http://www.ict.edu.ru/http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htmhttp://festival.1september.ru/articles/619604/