Статья на тему Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как фактор повышения качества образования

Омельченко Т.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ СОШ №20 о.Русский, г.Владивосток
В связи с введением единого государственного экзамена перед учителем стоит проблема ещё более качественной подготовки учащихся. Как в сочетании с постоянным тренингом, необходимым для успешной сдачи экзамена, поддерживать эмоциональную составляющую урока? В чём кроется резерв для повышения качества образования? Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроках математики дает ответ на этот вопрос.
Создание в школе информационного пространства и его освоение проходило поэтапно. Сейчас в оснащение нашей школы входят компьютер, проектор, интерактивная доска, есть выход в интернет.
Одним из направлений использования ИКТ являются мультимедийные презентации. Используя их, учитель имеет уникальную возможность интенсифицировать каждый этап процесса обучения, сделать его более ярким и динамичным, а изучаемый материал более структурированным. Презентации
может готовить сам учитель, можно использовать готовые, преобразуя их в соответствии с целями и задачами своих уроков. Презентации можно
делать совместно с учащимися в рамках проектной деятельности. Например, изучение темы »Степенная функция» в 9 классе по алгебре проходил в 3 этапа. Первый этап проекта включал в себя преобразование гиперболы, понятие асимптоты, которой нет в учебнике. (Презентация Шерстнева и Степановой). Второй этап – «Решение уравнений систем уравнений графическим способом». Третий этап- контрольная работа. Работа над ошибками в компьютерном кабинете по программе »Аграфер»,проверка ответов по специальной кнопке. Обобщающий урок по теме «Решение уравнений и систем уравнений графическим способом» с применением интерактивной доски при устной работе т, к, доска быстро чертит прямую, окружность, параболу.( Технологическая карта, карточки.) г геометрии в седьмом классе мы начали с работы над проектом «Незнакомлая страна - Геометрия». Материал, который был наработан, затем использовался на уроках и во внеклассной деятельности.
Параллельно с работой над проектом шло изучение нового материала. Таким образом, состоялось своеобразное погружение в геометрию.
Использование игровых технологий во внеклассной работе позволяет по-новому взглянуть на этот вид деятельности. На неделе естественных наук в нашей школе интеллектуальные игры между классами прошли с использованием презентаций, где содержались вопросы по математике, биологии, физике, химии, информатике, технологии.
Новый этап в применении мультимедийных презентаций начался, когда появились интерактивные доски. Такая доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации. На уроке очень удобно делать дополнительные записи, чертежи, вносить поправки в готовую презентацию. Мне кажется особенно эффективным использовать заготовку презентации на уроках геометрии. Записи, созданные с помощью интерактивных досок, сохраняются, они могут редактироваться и использоваться повторно. Страницы можно листать вперед и назад, и в конце урока можно быстро просмотреть основные положения учебного материала, алгоритмы решения задач, сделать выводы, ответить на возможные вопросы учащихся. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую. Экранное меню позволяет использовать «Галерею», которая содержит необходимый набор объектов по алгебре и геометрии. Теперь у учителя отпадает необходимость чертить фигуры, а если нужно строить, то поможет «умное перо», которое исправит погрешности чертежа. Схемы, таблицы и графики помогают лучше усвоить изучаемый материал.
На уроке теперь можно выйти на Интернет-страницу. Мы регулярно участвуем в олимпиадах Центра творческих инициатив «Snail» и сейчас появилась возможность работать в чате прямо в кабинете математики. Использование интерактивных тестов позволяет привлечь к работе даже самых инертных учеников, а возможность сразу отследить результат своей деятельности снимает вопрос об уровне подготовки и предвзятости. При этом осуществляется самооценка, вырабатываются навыки самоконтроля. Это тоже способствует повышению качества образования.
На уроках математики в нашей школе используются программы «Живая математика», «Математический конструктор». Осваивается интерактивное учебное пособие, созданное под руководством В.В. Шеломовского «Interactive Mathematical Art». Хорошо также зарекомендовали себя следующие учебные электронные издания: серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки», серия «Открытая математика» («Физикон») и другие цифровые образовательные ресурсы. Программы учебных электронных изданий содержат задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Все это служит большим подспорьем для учителя, но существуют определенные трудности, связанные с отбором материала, что, возможно, изменится в скором времени, так как в рамках национального проекта создаются электронные учебники, соответствующие программам и действующим учебникам.
Учитель может использовать ИКТ на различных этапах урока. Информация о теме, плане урока, его целях, преподнесенная в определенном виде, (например, с использованием анимации) позволяет максимально быстро привлечь внимание, настроить учащихся на работу. Информационные технологии применяются на этапе проверки домашнего задания в начале урока (можно использовать и документ - камеру), при организации фронтального опроса, (можно в форме «Своя игра»), на этапе актуализации знаний. При изучении нового материала сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации, в которую вносятся записи «вживую», с привлечением инструментов Star Board, позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала и на более длительное время.
Использование ИКТ обеспечивает: привлечение актуального опыта учащихся в области интерактивных коммуникаций; концентрацию внимания, обусловленную законами восприятия; изучение визуально организованного материала. В результате у учащихся формируется устойчивый учебно-познавательный интерес, а он и служит основой для достижения ими высоких результатов, что позволяет эффективно решать проблему повышения качества образования. И это опять обращает нас к поискам новых подходов к преподаванию, к изучению широких возможностей информационно-коммуникационных технологий, а техническая оснащённость нашей школы позволяет шагать нам в ногу со временем.