Технология поэтапного формирования мыслительных опираций


Развитие мышления, обучение мыслительным операциям.
Развитие - это восхождение от простого к сложному, процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное. Поэтому для формирования умений обучающихся мыслить, я использовала развивающую технологию поэтапного формирования умственных действий. Центральное звено этой технологии – действие, как единица деятельности учения. П.Я.Гальперин и Н.Ф.Талызина выделяют пять этапов умственных действий:
1.– ознакомление с объектом действий (мыслительной операцией), системой ориентиров;
2.– выполнение действий с материальными или материализованными объектами;
3.– формирование «внешнеречевых» действий;
4.– действие приобретает форму внешней речи про себя;
5.– действие становится актом мысли.
В результате использования этой технологии я создала систему уроков, которая позволяет мне обучать таким мыслительным операциям как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, а в 10-11 классах – систематизация, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция.Этапы с 1 по 5 обучающиеся проходят с разной скоростью: 10 % - к концу 9 класса, 65% - к концу 11 класса.
Таблица усвоения мыслительных операций обучающимися.
Этапы 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
1. * * * 2. * * * * 3. * * * * *
4. * * * *
5. * * *
Опыт показал, что обучающиеся 7-х классов (40%) успешно осваивают первые три этапа. Обучающиеся 8-х классов (до 50%) уверенно переходят на 4-й этап. У девятиклассников (их от 10% до 20%) действия становятся актом мысли (5-й этап), при этом 10% заново проходят этапы с 1 по 5-й. В 10, 11-ом классах повторение первых двух этапов практически не требуется.
Для систематизации работы по технологии поэтапного формирования умственных действий создала и использовала таблицу:
Этапы Формы, виды деятельности. Деятельность обучающихся.
1 Мыслительные операции выполняются по алгоритмам (по планам, предложенным учителем). Составляют рассказ о явлении, (физических величинах, законах, формулах, приборах) по плану:
1. Название;
2. В чем заключается?
3. Свойства.
4. Как его объясняют?
5. Где применяется?
2 Урок по теме: «Как сделать анализ (синтез, обобщение…)?» Содержание учебника используется не как объект изучения, а как материал для выполнения мыслительных действий. Формулируют свое понятие мыслительной операции. Корректируют это понятие. Вырабатывают в группах алгоритм действий при данной мыслительной операции. Применяют алгоритм на примерах предложенных учителем.
3 Задания, по выполнению мыслительных операций. Проводят анализ ( синтез,…) текста учебника, задачи, опыта, явления.
4 Использование мыслительных операций как вида деятельности для обучения. При изучении текстов, выполнении практических работ, самостоятельных работ и т. д. используют различные мыслительные операции (активно применяют).
5 Использование мыслительных операций как вида деятельности для самообучения, саморазвития. Используют мыслительные операции для организации деятельности на уроках и дома.

Для отслеживания умений обучающихся делать мыслительные операции применялись следующие методы: самоанализ, выполнение заданий разного уровня, оценка умений учителем.
Обучающимся 8-11 классов, в начале учебного года предлагалось провести самооценку умения осуществлять мыслительные операции, выбрав один из ответов
- могу составить рассказ по плану, предложенному учителем;
–могу составить рассказ по алгоритму мыслительной операции, предложенному учителем;
– могу провести мыслительную операцию без опоры на алгоритм;
– применяю мыслительные операции на уроках активно;
– выполнение мыслительных операций стало нормой при обучении.
Слова «мыслительные операции» в анкете обучающихся заменялись названиями операций (анализ, синтез…). Номера ответов соответствовали этапу усвоения мыслительной операцией.
В конце учебного года обучающимся давались задания разного уровня, проверяющие умения: 1-4. Считала, что ученик полностью владеет мыслительной операцией, то есть перешел на 5 этап усвоения, если он самостоятельно строил устные ответы с использованием мыслительных операций, использовал их при написании рефератов, при работе с различными источниками информации.