Стендовый доклад на тему: Воспитание чувства патриотизма у младших школьников


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верхнечелнинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Воспитание чувства патриотизма
у младших школьников.

Ахмадиева Дилбар Талгатовна,
учительница начальных классов,
I квалификационная категория
Верхние Челны – 2015 г
Патриотическое воспитание детей всегда было важнейшей и благороднейшей задачей школы и основой всей ее воспитательной работы. Пламенная любовь к Родине, чувство национальной гордости и достоинства человека, стремление служить своему народу, своей стране в сочетании с чувством дружбы и уважения к людям другой национальности - должен стать частью морального облика человека нашего общества.
Важнейшим фактором, способствующим воспитанию патриотизма, является наше развитие, те изменения, которые произошли в жизни народа, те успехи, которых он добился своим трудом. А ребёнок же не может воспринять эту динамику так, как его жизненный опыт только-только начинается и дело наше - рассказать ему то, что было, чтобы он мог в полной мере оценить то, что стало, чему он является живым свидетелем от чего зависит и его жизнь сегодня.
Отсутствие жизненного опыта, знаний, недостаточный уровень воспитанности не позволяют ребенку самостоятельно отобрать из окружающей среды жизни важные факты и дать правильную оценку. Всё это он может сделать только под руководством учителя, роль которого в воспитании патриотических чувств становиться особенно велика.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в нашей школе во всех видах детской деятельности: на уроках, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со сверстниками.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к умственно отсталому ребёнку младшего школьного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период младшего школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в детском возрасте, во многом зависит все его последующее развитие. В этом периоде начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной.
Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, занятиях, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живёт и воспитывается. Учеба и воспитание представляет значительные трудности для младших умственно отсталых детей в силу особенностей их познавательной деятельности. Для наших детей характерны недостаточный уровень развития логического мышления, сниженная память, отставание в развитие речи. Для наших детей характерны недостаточный уровень развития логического мышления, сниженная память, отставание в развитие речи. В связи с этим учащиеся трудно овладевают понятиями, плохо запоминают, затрудняются в анализе важных событий, с трудом воспринимают информацию об окружающей жизни. Поэтому я стараюсь найти доступный для понимания детей уровень разъяснения, формы работы, стараюсь дать знания о Родине, о ее природе, истории, о ее героях, в соответствии с психической особенностью детей. В первом классе в первые дни проводится экскурсия по школе. Знакомлю детей с классом, где они будут обучаться; группой, где они будут проводить свое свободное время; с спальными комнатами, кроватями, где они будут спать; а так же столовой, санкомнатами, баней, кабинетами ЛФК и т.д. А так же дети знакомятся с пришкольным участком, сельскохозяйственным инвентарем и спецодеждой для уроков труда. В ходе обучения регулярно проводятся экскурсии в лес, на речку и поляну, которые находятся недалеко от школы; так постепенно дети знакомятся с селом Верхние Челны, в котором расположена наша школа.
После экскурсий проводятся беседы и классные часы, посвященные природе родного края, труде и бытовой жизни людей. Дети с удовольствием слушают и рассказывают о труде людей в полях, на ферме, о том, где работают их родители и односельчане.
Всё лучшее, что происходит в селе, дети узнают в школе. У детей появляется желание стать в будущем хорошими работниками, они начинают осознавать, что дело не в том, где ты живёшь, а в том, как ты живешь, что ты делаешь и чем служишь народу, Родине. В процессе обучения дети узнают, что учёба-это их главный и очень серьёзный труд, что полученные знания нужна им самим, родителям, а главное Родине, народу. Учебная деятельность школьников - их первая в жизни труд на пользу Родине. В начальных классах уроки имеют огромное значение и дают огромные возможности в воспитании патриотических чувств у младших школьниках.
На уроках чтения и развития речи у детей формируется убеждения о том, что Родину надо знать, Родину надо любить, готовить себя к ее защите от врагов. Рассказы и стихи о родной природе, об истории Родины, героических подвигах и труде людей составляют очень большую долю всего учебного материала книг для чтения и развитии речи.
Воспитание чувств патриотизма не ограничивается только уроками чтения, в решении этой задачи огромную роль имеют уроки музыки, ИЗО, физической культуры, математики, ритмики, татарского языка, ручного труда и классных часов. На уроках мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты характера разных народов, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, родному краю. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции, которые регулярно проводятся в школе. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Природа – один из важнейших факторов воспитания в ребенке чувства патриотизма. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе. Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью (на уроках ИЗО, труда). Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. В моей работе имеет и такая форма работы. На классных часах провожу просмотр отрывков кинофильмов и документальных фильмов (с использованием ИКТ) отражающих героическое прошлое и настоящее нашего народа, затем проводится беседа. С волнением дети переживают события, ставят себя в подобные ситуации, желая подражать положительным героям. Особенно, когда говорим о Великой Отечественной войне. Учитель должен привлечь детей к общественной жизни, поэтому мы проводим прогулки и экскурсии, целью знакомства историческими местами (близкой истории), памятниками погибшими воинам; посещение краеведческого музея и т.д.

Эффективность патриотического воспитания детей зависит от того, насколько творчески будем мы – учителя решать эту задачу, руководствуясь такими принципами, как повседневная связь с жизнью, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, использование всего богатства форм и методов внеклассной и классной работы.