Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной группы на тему Составление рассказов по сюжетным картинкам Осенние хлопоты


Технологическая карта организованной учебной деятельности
для подготовительной группы «БУРАТИНО»
Образовательные области: Коммуникация
Раздел: Развитие речи
Тема: Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осенние хлопоты»
Цель: Учить детей составлять рассказы по сюжетным картинам, передавая их содержание, а также придумывая всевозможные события до и после изображенного. Познакомить со смысловым значением фразеологических оборотов – трудится, не покладая рук/трудятся, как муравьи/ крутится, как белка в колесе. Упражнять в использовании определений, сравнений, сложных распространенных предложений при описании сюжетов картин, в предложениях с группой слов. Развивать умение находить лексические ошибки в предложениях и исправлять их. Расширить и обобщить знания детей об осенних садовых, огородных и полевых работах. Закреплять умение разгадывать кроссворды и ребусы. Воспитывать стремление добиваться красоты и выразительности своей речи. Воспитывать желание помогать своим родным и близким людям.
Материал: картинки с изображениями осенних работ, на полях и дачах. Схемы для отработки выразительности. Кроссворды. Тексты для игры «Исправь предложение». Предметные картинки с изображением овощей/фруктов, карточки с написанными словами для подбора определений. Группы слов для составлений предложений.
Биллингвальный компонент: Активизировать употребление названия овощей и фруктов на казахском языке. Упражнять в составлении словосочетаний с этими словами: Абрикос – өрік, абуз – қарбыз, апельсин – апельсин, виноград – жүзім, вишня – шие, гранат – анар, груша – алмұрт, дыня – қауып, капуста – қырыққабат, клубника – құлпынай, лимон – лимон, яблоко – алма, огурец – қияр, помидор – қызанақ, смородина – қарақат, тыква – асқабақ, фрукты – жемістер, овощи – көкөністер, ягода – жидек. Словосочетания: асқабақ сары – тыква желтая, тәтті қарбыз – арбуз сладкий, жүзім дәмді – виноград вкусный, қышқыл лимон – кислый лимон.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительныйПредлагаю разгадать кроссворды со словом «Хлопоты» различных уровней сложности. А как вы понимаете значение данного слова?
После попыток детей самим дать толкование, сама знакомлю с его смысловым значением. А что мы можем отнести к осенним хлопотам людей? Сообщаю, что сегодня мы будем составлять рассказы на тему «Осенние хлопоты». Дети разгадывают кроссворды с предложенными словом различных уровней сложности (перевертыши, по первым звукам букв, по направлению стрелок). Отвечают на поставленные вопросы, знакомятся со смысловым значением слова «хлопоты» и с темой занятия.
Организационно-поисковый Осенью в садах, огородах, на дачах и в полях очень много работы. Нужно успеть собрать весь урожай, подготовить растения к зиме. И люди очень много трудятся, про них можно сказать следующие фразы: трудится, не покладая рук/трудятся, как муравьи/ крутится, как белка в колесе. Более подробно разбираем смысл данных фразеологических оборотов, объясняю, почему проведена аналогия с муравьями. Предлагаю использовать их в своих рассказах.
Показываю выставку картин об осенних работах. Беседа по их содержанию.
Давайте опишем то, что убирают осенью. Составление мини-описаний овощей-фруктов, называние их на казахском языке, составление простейших словосочетаний (овощ/фрукт+цвет/форма/размер). Работа по закреплению классификации – «Что лишнее в группе?».
Для того, чтобы ваши рассказы получились наиболее интересные, нужно использовать наибольшее количество определений, сравнений при рассказе об изображенном. Играют в «Опиши предмет или действие».
Но мало описывать объект, нужно уметь это описание вставлять в предложения. Потренируемся это делать.
Д/И «Добавь словечки»
Д/И «Составь предложение» с группой слов (по сюжетам картин)
Организую работу по грамматическому строю речи с помощью игры «Исправь предложения» (эти предложения можно использовать в будущих рассказах).
Работа над выразительностью речи с использованием схем. Игра «Скажи по-другому».
Валеопауза «Вкусные фрукты».
Обращаю внимание на несколько картин, коллективно фантазируем, что было до изображенного на картинке, что будет после.
Даю образец составления рассказа по одной из картин в двух вариантах. 1- упрощенный, без определений, 2 – распространенный, с определениями и фразеологизмами. Какой больше понравился, почему он лучше? Даю примерный план.
Физ. минутка «На даче» - если я называю овощи – присесть, фрукты – руки вверх, бахчевые культуры – круги руками (называю на казахском языке).
Предлагаю детям выбрать картинки и составить по ним рассказы. Слушают рассказ воспитателя. Знакомятся с фразеологическими оборотами – трудится, не покладая рук/трудятся, как муравьи/ крутится, как белка в колесе.
Рассматривают выставку картин об осенних работах.
Составляют мини-описаний овощей-фруктов, называют их на казахском языке, составляют простейших словосочетаний (овощ/фрукт+цвет/форма/размер). Классифицируют предложенные группы овощей/фруктов, находят лишнее в каждой группе.
Играют в «Опиши предмет или действие»: 1 подгруппа – подбирают определения или глаголы к более сложным словам (работа, погода, урожай, поле, пшеница), 2 подгруппа – предметные картинки с изображением овощей/фруктов.
Д/И «Добавь словечки» - дети по цепочки вставляют слова в предложения, распространяя их, при назывании своего слова нужно не произносить ранее названные предложения об осенних хлопотах.
Д/И «Составь предложение» составляют предложения с группой слов (по сюжетам картин).
Работают по грамматическому строю речи в игре «Исправь предложения»: 1 подгруппа – тексты предложений написаны на листочках, читают, расставляют слова в нужной последовательности и согласовывают их; 2 подгруппа работает устно. Примерные тексты предложений: 1) взрослым на помогают дача ребята; 2) пшеница комбайн колоски убирает; 3) в копают картошку сентябрь; 4) богатый собрали мы даче на урожай; 5) в фрукты собирают корзины садах в.
Работают над выразительностью речи с использованием схем. Играют в Д/И «Скажи по-другому» - произносят предложенные фразы в соответствии с выражением схематических изображений.
Валеопауза «Вкусные фрукты».
Рассматривают предложенные картины, придумывают события до и после изображенного. Слушают образцы рассказов воспитателя, сравнивают качество и делают выводы.
Физ. минутка «На даче».
Выбирают картинки, составляют рассказы.
Рефлексивно-корригирующий Прослушивание рассказов, оценка и дополнения.
Беседа о необходимости помогать взрослым во время уборки урожая. Итог. Участвуют в дополнениях и оценке рассказов, в беседе.
Рассказывают о своем вкладе в уборку урожая на дачах.
Ожидаемый результат:
Знать: смысловое значение фразеологизмов – трудится, не покладая рук/трудятся, как муравьи/ крутится, как белка в колесе. Названия фруктов и овощей на казахском языке.
Иметь: представление об осенних садовых, огородных и полевых работах. Желание добиваться красоты и выразительности своей речи. Желание помогать своим родным и близким людям во время уборки урожая.
Уметь: составлять рассказы до и после изображенного на картинке, передавать содержание сюжетных картин. Использовать определения, сравнения, сложные и распространенные предложения при описании сюжетов картин, составлять предложения с группой слов, разгадывать ребусы, кроссворды.