Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Кузьмичевой Л. А.

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов
Кузьмичевой Ларисы Александровны
МОУ « Гимназия № 23», г. о. Саранск, Республики Мордовия.
1.Актуальность и перспективность опыта.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Традиционная система организации учебно-познавательного процесса находится в противоречии с законами психофизической деятельности человека. Классно-урочная система предопределяет постоянную перегрузку учащихся и учителя. Ведущим типом учебного занятия остается комбинированный урок, нарушающий логику учебной деятельности. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала, укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для ученика и учителя, обеспечивают возможность дальнейшего самообразования.
Урок с элементами модульного обучения актуален по эффективности и практической направленности. Модульное учебное занятие развивает самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки. В процессе учебной деятельности создаются такие условия, которые позволяют детям перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.
2.Условия возникновения , становление опыта.
Соединить прогрессивные педагогические идеи зарубежных и отечественных исследователей удалось П.Юцявичене. Анализ теоретического и практического опыта позволил ей сформулировать системообразующие принципы модульного обучения . С этого момента модульное обучение получило статус комбинированной дидактической системы. Принципы модульной технологии не противопоставляются общедидактическим, а как бы представляют собой их новые грани, открывающиеся в свете иной организации учебного процесса. Модульный подход является закономерным результатом эволюции педагогической теории, которая обусловлена логикой развития социальной системы и научно-техническим прогрессом. (Н.Б. Лаврентьева, А.И. Уман, М.А. Чошанов). В течение двух последних десятилетий идея модульного обучения позволила сформировать определившееся направление психолого-педагогической теории. Модульный подход к проектированию содержания обучения педагогики рассматривает Н.Б.Лаврентьева.
Проблемы перевода с традиционной модели организации учебного процесса на модульную технологию обучения в условиях средней школы анализируются П.И.Третьяковым и И.Б. Сенновским .
Влияние модульного обучения на глубинные психические процессы, составляющие природу саморазвития  личности анализирует К.Я. Вазина. Отмечая проблемы саморазвития человека, К.Я. Вазина указывает на биосоциальную организацию индивида обуславливаемую двумя программами жизнедеятельности: социальной, управляемой сознанием и биологической, управляемой подсознанием и физиологией. Активность сознания рассматривается возникающим на базе информационного отражения действительности. Автор доказывает, что построение обучения на основе модульной технологии обеспечивает организацию учебного процесса сообразно природе деятельности познающего субъекта, создает плодотворные предпосылки для его саморазвития.
Н.Д. Никандров, анализируя опыт использования модульного обучения в зарубежных вузах, связывает положительный эффект получаемый в результате такого обучения с гибкостью модульной технологии - вариативностью учебных элементов и модулей. Посредством модульной технологии достигается индивидуализация обучения, возможность индивидуального темпа учебной деятельности и, как следствие, - высокие результаты обучения.
На основе опыта работы зарубежной высшей школы в режиме модульного обучения И.Б. Марцинковский отмечает, как значительный положительный фактор, осознанность каждым обучающимся перспективы обучения представляемой целеописанием в каждом модуле. Причем указывается необходимость дифференциации целей обучения на интегрированные и частные.
3. Теоретическая база опыта.
Модульная система производственного обучения впервые была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах ХХ века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира.
  Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях НТП и быстрое переобучение работников, которые освобождаются при этом.
Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний.
Появление модульного метода – попытка ликвидировать недостатки следующих существующих методов профессиональной подготовки:
~   направленность профессиональной подготовки на получение профессии в общем, а не на выполнение конкретной работы, что мешало устраиваться на работу выпускникам учебных заведений;
~   негибкость подготовки относительно требований отдельных производств и технологичных процессов;
~   несоответствие подготовки довольно сильно дифференцированному общеобразовательному уровню разных групп населения;
~   отсутствие учета индивидуальных особенностей учеников.
Главное в модульном обучении – возможность индивидуализации обучения. С точки зрения Дж. Рассела, наличие альтернативных (выборочных) модулей и свободный их выбор позволяет всем ученикам усвоить учебный материал, но в индивидуальном темпе. Важно, чтоб задания для учеников были настолько сложны, чтоб они работали с напряжением своих умственных способностей, но, вместе с тем, настолько сложными, чтоб не было навязчивого педагогического руководства. В потребности вольного выбора модуля из альтернативного набора скрывается одна из возможностей формирования готовности к выбору как черты личности, важной также и для формирования самостоятельности в образовании. В то же время при индивидуализированной системе обучения от учащегося требуется полное усвоение учебного материала с конкретным испытанием по каждому модулю.
Гибкость модульного обучения. Дж. Рассел представляет модуль, как единицу учебного материала, которая отвечает отдельной теме. Модули могут группироваться в разные комплекты. Один и тот же модуль может отвечать отдельным частям требований, которые касаются разных курсов. Добавляя «новые» и исключая «старые», можно, не изменяя структуру, составить любую учебную программу с высоким уровнем индивидуализации. Соглашаясь с такой трактовкой «гибкости», П. Юцявичене возражает против рассмотрения модулей как единиц учебного материала, которые соответствуют одной теме. Гибкость в таком понимании приведет к фрагментарности обучения.

4.Технология опыта.
В любом учебно-воспитательном процессе учитель имеет дело с индивидуальностями, у которых свои интересы, возможности, потребности и мотивы. Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждого.
Целью педагогических систем является превращение человека из объекта управления (обучения, воспитания) в субъект управления, формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению (самовоспитанию, самореализации). Для этого необходим инструктивный стиль отношений между учителем и учеником, предполагающий апеллирование к личности ученика, учет его индивидуальных способностей и ориентацию на них.
В связи с предъявляемыми новыми требованиями к организации учебно-воспитательного процесса мне пришлось обратиться к поиску инновационных технологий, форм и методов обучения.
Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. Я поняла, что для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно эта технология. Прежде всего, меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и "добывать" их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и отвечать за результаты своего труда. Я решила опробовать данную технологию. 
Современный педагогический подход нацеливает на предварительное
проектирование образовательного процесса, в центр внимания ставит учебно-познавательную деятельность самого ученика, диагностичность целеобразования и объективного контроля (самоконтроля) результатов, целостность всего образовательного процесса. Показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является ее самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Такая деятельность наилучшим образом реализуется через технологию модульного обучения.
Сама организация процесса обучения посредством организации учебной деятельности по определенным модулям представляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счет планомерной деятельности самообразования и саморазвития. Внедрение модульной технологии в практику требует от учителя четкого понимания принципов модульного обучения:
1 принцип модульности предполагает:
а) конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели,
б) представление учебного материала законченным блоком,
в) интегрирование различных видов и форм обучения;
2 принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагают разработку разноуровневых дидактических целей - комплексных, интегрированных, частных – на курс, класс – на основе структурирования содержания образования;
3 принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика;
4 принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;
5 принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;
6 принцип успешности каждого ученика, использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;
7 принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.).
Приступая к проектированию модульной программы, учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна в том, что учитель:
- управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся;
- мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;
- организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;
- использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
- создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;
- организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку. Одной из важнейших целей любой педагогической технологии и задачей, стоящей перед школой, является повышение качества обучения и воспитания учащихся. Качество обучения отражает состояние и результативность учебного процесса. Критериями оценки результатов обучения определены: уровень обученности учащихся, их личностное развитие, здоровый образ жизни. Показателем обученности учащихся является степень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями учебных программ и образовательных стандартов, динамика результатов учебной деятельности учащихся за определенный период обучения, сформированность у них общеучебных умений и навыков, а также результаты участия в олимпиадах, конференциях и т.д..
Достаточно высокий уровень результативности процесса обучения, успехи учащихся, обучаемых по модульной технологии, свидетельствуют об эффективности её применения на уроках русского языка. Качественный характер изменений находит выражение в повышении качества знаний учащихся.

5.Анализ результативности.
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное детей. Методика обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников. Повторная диагностика уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, показало, что у учащихся, вовлеченных в занятия исследовательской деятельностью, он значительно повысился, по сравнению с теми учащимися, которые этой деятельностью не занимались. Достаточно высокий уровень результативности процесса обучения, успехи учащихся, обучаемых по модульной технологии, свидетельствуют об эффективности её применения на уроках русского языка. Качественный характер изменений находит выражение в повышении качества знаний учащихся.
Деятельность по использованию модульной технологии на уроках русского языка, математики с новейшими техническими средствами обучения осуществляется мною в следующей последовательности: знакомство на этапе изучения:
1. Изучение литературы, методических пособий и опыта коллег по разработке модульных программ.
2. Знакомство с научно-методическими основами модульного обучения профессора Третьякова П.И. "Передовые технологии в учебном процессе".
3. Курсов: « Реализация ФГОС в практике учителя начальных классов»
4. Использование методических разработок уроков по модульной технологии, их корректировка;
5. Проведение контрольных срезов с целью определения уровня обученности. 6.Обработка результатов проведенных срезов, их диагностический анализ.
7. Анкетирование учащихся с целью выявления степени удовлетворенности модульной организацией процесса обучения.
8.Разработка уроков по русскому языку, математике;
9.Участие в семинарах по тематике инноваций в образовании в работе кафедры начального обучения. Печатание статьи в журнале « Народное образование» и на сайте Инфоурок.ру
Итоги внешнего мониторинга по русскому языку
     







Итоги внутреннего мониторинга по русскому языку и математике
        (2011 - 12 уч. год, 2012 – 13 уч. г., 2014 – 15уч. год )






Класс
Предмет
Обученность
Качество знаний
Средний балл







2«Г»
Русский язык

3,8
79%
4,2


Математика

3,5
83%


3 «Г»
Русский язык

3,8
68%
4,1


Математика

3,8
86%


4 «Г»
Русский язык

3,7
67%



Математика

3,8
75%


Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам:
Анисимова Виктория – участие в городском литературно – творческом конкурсе
детских сказок « Добрая сказка Нового года», 2013г.
Дрянцева Софья – участник конкурса рисунка « Саранск, встречает Новый год! Новогодний вернисаж!», 2014г.
Глухова Алёна – активное участие в фольклорном ансамбле «Веретенце»,
в хореографическом коллективе «Ежевички»,2013г.
Дрянцева Софья – победитель школьного этапа городского конкурса чтецов « Моя Родина – Россия»,2014г.
Ненашев Александр – призёр школьной – практической конференции
Первые шаги в науку», 2013г.
Спиридонов Никита - участник хореографического коллектива
« Радуга», 2014г.
Республиканский уровень:
Безрукова Анна – I место в номинации «Художественно – изобразительное искусство» в Республиканском конкурсе детско – юношеского творчества по пожарной безопасности., 2015г.
Кавайкин Артем – 2-е место в Республиканском турнире по борьбе Самбо., 2013г.
Анисимова Виктория – III место в номинации « Изобразительное искусство
( ДПИ), 2013г.
Чубарова Александра – III место в общем зачете Кубка Республики Мордовия, по биатлону., 2013г.
Хромышкпна Валерия – III место в Открытом Первенстве «СДЮСШОР
по гимнастике Л. Я. Аркаева », 2013г.
Анисимова Виктория – III место в номинации « Изобразительное искусство
( ДПИ)» за работу « Пасха Христова»., 2013 г.
Российский уровень:
Кавайкин Артём – Игровой конкурс по английскому языку №British Bullodog, 2014г.
Международный уровень:
Дрянцева Софья - участие в международном конкурсе « Весёлая азбука»,номер сайта фестиваля: htth:// 42853.ujh.he, Москва, 2015г.
Спиридонов Никита – участник креативно – мероприятия на Международной строительно – интерьерной выставке «Batimat Russia – 2015», в Крокус Экспо, Москва, 2015г.
Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. .  
       Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее:
повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого
                    ученика,
приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную    
                    деятельность,
активизация познавательной деятельности и творческой активности
                    учащихся,
формированию личностных качеств ученика,
развитие у школьников операционного мышления, направленности на  
                    поиск оптимальных решений,
формирование умения организовать сбор информации и правильно ее
                    использовать,
формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового
                    образа жизни.
       
           Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей,  добиться хороших результатов.  

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Задача учителя как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.
Основные трудности для учащихся:
ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
ученики сами несут ответственность за свое обучение.
Основные трудности для учителей:
учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.

7. Адресные рекомендации:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] aleksandrovna

8. Конспект открытого урока.


Кузьмичева Лариса Александровна,
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №23»
г.о. Саранск, Республики Мордовия

Тема: «Звук [щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.»
Цель: 1. познакомить с согласным звуком [щ], развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа;  развивать речь, внимание; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: Пропись №4 (автор В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова) издательство ,,Просвещение“, М., 2002, к ,, Русской Азбуке “ ( автор В.Г. Горецкий),                               наглядность, раздаточный материал для чтения.

Ход урока
I. Орг. момент.
II. Нач. урока.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он познакомит вас с новым звуком, вы узнаете, какой буквой он обозначается, и научитесь писать эту букву, но сначала поиграем.
Повторение.
а) Игра ,, Перевёртыши“

комок казак



кит на море романтик


б) Разгадай ребусы:
1 2 5 3 4
к о р м а комар

1 3 4 2 5
к л оу н кулон

Объяснение нового материала.

- Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? ( По щучьему велению)
- Это сказка народная или авторская? ( Это русская народная сказка)
- Назовите героев этой сказки? ( Емеля, царь, щука, Марья – царевна)
- В какое время года происходили события в этой сказке? ( Зимой, лежало много снега)
Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово ,,сказки“ происходит от глагола ,, сказать“. В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины ( На доске: лучина – тонкая, длинная щепка) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них.
Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел в ведре. щуку.
Она предлагает вам отдохнуть.
3.Физминутка. ( дети повторяют движения за учителем)
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!
Щука плавает кругами.
Щука щёлкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?
Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания. Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. Посмотрите в учебнике, как выглядит лещ.
4.Работа с учебником. (стр. 187)
-Лещ - это речная рыба с плоским телом.
-Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно.
- Дадим характеристику каждому звуку.
- Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме? (согласный, глухой, мягкий)
- Понаблюдаем за его артикуляцией в зеркальце.
-Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты,
-на что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается)
-какой еще звук похож на шипение?
-чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый)
-[щ ]-глухой, т.к. не работают голосовые связки.
-А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).
- Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Верно, это звук [ч].
5.Фонетическая зарядка + физминутка
А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.
Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели)
Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:
ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.
Молодцы! Садитесь
- А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает.
Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» - большая и маленькая.
- Сегодня на уроки мы научимся писать маленькую (строчную) букву щ.
6. Работа в прописи стр. 27.
- За окном зима, снегом завалило все дороги, окна домов разрисованы красивыми узорами. Вот и мы с вами сейчас возьмём ручки и попробуем обвести снежный узор в наших прописях.
- Давайте посмотрим из каких элементов состоит наша новая буква щ?
- Попробуем выложить её из своих разрезных элементов.
Письмо в прописи целой строчки элементов этой буквы.
- А теперь попробуем соединить вместе эти элементы. Посмотрите, как пишется эта буква.
- Достаньте листочки с образцами написания букв. Найдите нашу изучаемую букву и ручкой по целлофану попробуйте пообводить её. ( Затем дети прописывают эту букву в прописи.
7.Работа с учебником.(стр.187)
Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.
На доске: прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки, озера.
коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения
вёдер на плече.

А мужчины из этого проруби ловили рыбу. Вот и мы с вами сейчас отправимся на рыбалку.
- Начинаем ,,удить“. Если вы прочитаете слово и в нём будет звук [щ], то вытягиваете удочку и продолжает читать следующий ученик, а если нет этого звук, то ,,удим дальше.“
Дети читают по цепочки слова с учебника.
8. Физминутка для глаз. ( дети только глазами следят за рыбами, которые то появляются вводе, то исчезают.)
Наш Емеля совсем засиделся на печи и решил он поговорить с волшебной щукой. Очень уж он захотел «5» за урок получить. А вы хотите? Тогда давайте выполним задание, которое приготовила для вас щука. (Дети по учебнику читают скороговорки)
- Вспомните, ребята, а щука это какая рыба? (Щука – хищная рыба)
- А каких ещё щищных рыб вы знаете?
- Составьте предложения с этими словами?
Одно из ваших предложений мы сейчас запишем в прописи. Оно там уже есть. (Ёрш и щука – хищные рыбы.) Работа в прописях стр.27
10.Итог урока
-Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы сегодня учились?
11. Рефлексия
-Всё ли у вас получилось сегодня на уроке? Подумайте, как работал каждый из вас, достиг ли вы цели. Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, попали прямо в цель, то и стрелу своих знаний можете воткнуть прямо в центр мишени. А если считаете, что можно было бы поработать лучше, вы не совсем достигли цели, то и стрелу воткните во второй круг.


Рисунок 215