Портфолио учителя начальных классов Тимохиной Марии Владимировны


Тимохиной Марии ВладимировныПортфолио учителя начальных классов Акмолинская областьЗерендинский районКГУ «Азатская основная школа»ПОРТФОЛИОУчителя начальных классовТимохиной Марии Владимировны2016 год Общие сведения о педагогеФИО полностью – Тимохина Мария Владимировна.Дата рождения – 18.08.1989 г.Адрес – Акмолинская область, Зерендинский район, станция Азат, ул. Железнодорожная 8.Образование – Высшее, 2011 г., Академия «Кокше», бакалавр педагогики и методики начального обучения.Место работы: наименование организации, область (город), район – КГУ «Азатская основная школа», Акмолинская область, Зерендинский район.Должность – Учитель начальных классов.Общий трудовой стаж, из них стаж работы по специальности – 8 лет, из них 5 лет по специальности.Категория (высшая, первая, вторая, без ккатегории) – без категории.Награды, грамоты, благодарственные письма – Грамота «За достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения и творческое отношение к работе», КГУ «Азатская основная школа»-2015-2016 уч.г..Почетная грамота «За творческий подход и педагогическое мастерство, активное участие в Неделе классных руководителей и Декаде «Самопознание: педагогика Любви и Творчества»», КГУ «Азатская основная школа»-2015-2016уч.г.. Тема по самообразованию "Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе» Личные качества – трудолюбие;работоспособность;дисциплинированность;ответственность;умение поставить цель;избрать пути ее достижения, организованность;настойчивость;систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня;стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Раздел 1. Эссе«Моя педагогическая симфония» Моя педагогическaя симфонияЧеловек подобен виолончели: она не игрaет, если до нее не дотрагивается смычок артистa.М. ГорькийЧто значит для меня, быть учителем?  Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нрaвится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить.: Да, для меня "учитель" - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа.: Для меня  быть учителем - это и значит жить.За годы работы в школе у меня сложилaсь своя педагогическая философия, которую я хотела бы назвать "педагогической симфонией". Слово "симфония", как известно, означает "гармоничное сочетание, соединение чего-либо". Для меня педагогический труд и представляется симфонией. Только "симфония", гармоничная, напряженная и мощная, слаженная работа всего школьного коллектива ведет ученикa к успеху. Симфония, гармония нужна в отношениях между учеником и учителем - симфония сотрудничества. Именно к этому призывает личностно ориентированная педагогика. Педагогическая симфония - это философия, выработанная мною в профессиональном становлении. Только гармония всех аспектов моей деятельности, всех моментов сложного и многообразного по форме педагогического труда способна сделать счастливыми моих учеников, а значит, и меня. Я нахожу подтверждение своим мыслям в словах святоотеческой педагогики. Василий Великий, один из основоположников учения христианской церкви, писал: "Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим". С детства я мечтала о профессии учителя, а в юности, учась в институте, я уже твердо знала, что романтика приключений, покорение новых вершин, самоактуализация, любовь к детям - смысл моей жизни.И вот я стала учителем начальных классов:Здравствуй, дорога, ведущая меня к моим детям. Неспешно и с удовольствием я пройду каждый свой метр, наслаждаясь движением и возможностью дышать полной грудью.Я подхожу к моей школе и чувствую, как внутренне преображаюсь. Отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребёнку, которого сейчас встречу. Мне приятно увидеть моих коллег по школе, которых, как и меня, объединяет любовь к детям и истине.Я понимаю, что школе сегодня живётся трудно. Она отражает и несёт в себе все проблемы нашего общества.В Концепции модернизации казахстанского образования четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире; формирования в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения. Другими словами, от школы сегодня  ждут не "нашпигованных" знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными."Основная цель начального образования – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого в области чтения, письма, счета, теоретического мышления, навыков самоконтроля, культуры поведения, творческих способностей, здорового образа жизни и формирования личности, национальных ценностей.На основе этого на каждом уроке я реализую принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика и проявить свою индивидуальность и принцип комфортности в обучении.Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. Современный урок невозможно было бы представить и без нового ТСО. И ведущим среди них уже стал компьютер. На своих уроках использую компьютерные технологии, потому что современные ИКТ позволяют наиболее эффективно использовать разнообразную наглядность на уроках, зрительное восприятие легче, кроме этого формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности. Я работаю над темой "Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе» т.к. считаю, что эффективным современное образование может быть только при максимальной активности школьников не только на стандартных и обычных уроках, но и во внеклассной работе. Только так можно активизировать интеллектуальные и творческие спосбности учащихся младших классов. Мои ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием вступают в дискуссии по возникшей проблеме."Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики", - писaл К.Д.Ушинский. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Для создания глубокого интереса учащихся к предметам, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие их общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учaщихся.Применяя в своей практике нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки - деловые игры, уроки - ролевые игры, уроки с дидaктической игрой, викторины и различные внеклассные мероприятия, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения. Это одна из форм активного обучения. Всего два года назад я переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить эти стены, которые стали для меня вторым домом. Сама себе задаю вопрос: "А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?" Да, безусловно! Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.Доброта, милосердие, честность, порядочность, великодушие, любовь к Родине - вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях.Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его. Сокрaт сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя - выявить одаренность каждого ученика. Моя задача - помочь ученику найти себя, сделать первое и самое вaжное открытие - открыть свои способности, а может быть, и талант.  Я понимаю, что это  требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение.   Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.Найти рецепт учительского успеха - мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует.Выбрать профессию учителя - это поступок.Я ни о чём не жалею!Благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причинa для серьёзного размышления.В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педaгогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день: научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами;необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями;создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями;убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда;моя прaктическая задача - привести роман ученика с математикой к счастливому продолжению;подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться в современном обществе."Урок окончен", - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, сумела ли я открыть для них сложный и многообразный мир симфонии жизни - через "музыку" моего предмета.Мне хочется верить и надеяться, что каждый мой урок - это маленький ноктюрн, когда затрагиваются тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, значит, жизнь состоялась. СВЕТЯ ДРУГИМ, СГОРАЮ САМ. НИКОЛАС ван ТЮЛЬП. Раздел 2. «Педагогические технологии, используемые в работе педагога» Работаю в школе два года. Все это время стараюсь самосовершенствоваться. Методом проб и ошибок ищу для себя более приемлемые технологии в обучении своих учеников. Технологий предлагается много – хороших и разных. В своей работе, выбирая технологию, я сначала её анализирую. Зачем? Считаю, что необходимо установить пригодность данной технологии для решения задач в конкретных условиях.Технология обучения должна:-обеспечить безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью;-быть посильной;-планирование учебного процесса должно осуществляться «от ученика», то есть психологически ориентированное обучение.Для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Я использую следующие технологии:1.Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:- игровые технологии;-технологии проблемного обучения.2. Технологии развивающего обучения:- личностно – ориентированное обучение;Предлагаю рассмотреть каждую технологию. Игровые технологииИгровые технологии являются составной частью педагогических технологий, т.к. игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В своей работе игровую деятельность я использую в следующих случаях:- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;Игра «Найди свой домик» на уроке грамоты.Эта игра вводится для запоминания правил написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Все ученики получают по одной гласной букве, а два ребёнка берут фишки: один – синюю, другой – зелёную. Эти дети ведущие.Дети – буквы гуляют по классу, по сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Учитель не вмешивается в игру. Не подменяет ведущих. Если один из них ошибся и впустил в свой домик букву, которой там быть не должно, дети – буквы сами обнаруживают это по просьбе учителя: «Проверьте все вместе, не попала ли в Ваш домик какая – нибудь лишняя буква».Дети очень любят эту подвижную игру, с удовольствием в неё играют и хотят быть ведущими – проверяющими. Я стараюсь всячески подчёркивать значимость ведущих, их хорошие знания, ответственность, необходимые для выполнения роли звука. Это стимулирует остальных учеников класса стремиться занять это место, а следовательно, правильно решать соответствующие учебные задачи на уроках. На моих уроках реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;- учебная деятельность подчиняется правилам игры;- учебный материал используется в качестве её средства;- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.»Можно выделить следующий фактор, делающий игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:- самостоятельность.Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.Мы должны помнить, что присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.В своей работе я использую игры, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, даю им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогаю в игре слабому ученику. Технологии проблемного обученияТехнологии проблемного обучения создают наиболее благоприятные условия для эффективного усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития их мышления, формирования у учащихся потребностей к самообразованию. Я думаю, что успех решения этих задач будет обеспечен в том случае, если их осуществление начнется на младшей ступени обучения, с первого класса. Обучение в начальных классах должно быть по возможности проблемным, исходя из признания процесса обучения как «искусственно организованной познавательной деятельности с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира. Такая характеристика процесса обучения соотносит его с процессом познания, предполагает высокий уровень самостоятельности в процессе овладения ценностями материальной и духовной культуры: знаниями, умениями, навыками – обеспечивает развитие способностей и формирование мировоззрения учащихся.Таким образом, цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков и формирования мировоззрения). Здесь акцент делается на развитие мышления. В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика (основанный на закономерности проблемности усвоения знаний), т. е. «открытия» им выводов науки, способов действия, «изобретения» новых предметов или способов приложения знаний к практике и «художественного отражения» действительности. Методика проблемного обучения складывалась постепенно. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработки навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснование.При проблемном обучении, «прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически». Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетанием аналитического и эвристического путей развития. Процесс изучения основ наук, усвоение новых понятий и способов действия школьниками идет непрерывно, базируясь на ранее усвоенной системе понятий и опыте деятельности учащихся. Если систематическая актуализация ранее изученного — основа восприятия и усвоения нового, то завершает процесс формирование умений и навыков умственных и практических действий. Поэтому мы видим три обобщенные дидактические задачи, которые в разной степени решаются на каждом уроке, независимо от его типа и вида. Они-то и являются структурными элементами современного, проблемного урока:• актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя); • усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»); • формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, и закрепление).Процесс решения этих задач одновременно ведет к формированию научного мировоззрения, эстетических взглядов, нравственных привычек.Например, учитель ставит цель — добиться усвоения учениками понятия «свойства прямоугольника». Он может объяснить учащимся эти свойства, и тогда уровень усвоения будет ниже, чем если он организует их самостоятельную поисковую деятельность. Последовательность своих действий он определяет в соответствии со структурой урока. Структура урока основного типа требует, чтобы новое знание давалось на базе имеющихся, т. е. нужна их актуализация. Технология личностно – ориентированного обучения Технология личностно – ориентированного обучения –это современный этап педагогической практики – это переход от информационно – объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.Многообразие проблем частных методик связано с ответом на три вопроса:- с какой целью обучать детей?-каким должно быть содержание образования?- какие способы организации деятельности учащихся целесообразно использовать для достижения конкретных целей?Решение этих проблем зависит от целого ряда психолого- педагогических проблем, центральной из которых является соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого ученика.В своей работе личностно – ориентированное обучение рассматриваю по следующим направлениям:-учебный процесс строю таким образом, чтобы обеспечить каждому ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности.- создаю максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика. В этом помогают включённые в учебники задания под значком «велосипед». Данные задания создают непринуждённую обстановку на уроках, учащиеся принимают активное участие в обсуждении того или иного вопроса и в случае неправильного ответа получают от учителя помощь.-считаю, что формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности. В этом помогает работа с наглядностью, которая выполняет функцию методического средства.- мне кажется, что личная позиция учителя исходит из интересов ребёнка, перспектив его дальнейшего развития. Для этого включены задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребёнка, ранее усвоенными знаниями. -способы общения: понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции.- взгляд ученика как на полноценного партнёра в условиях сотрудничества.Выполняя различные задания, учащиеся получают роль – «исследователей» и открывают для себя знания. Процесс учения носит частично – поисковый и творческий характер обучения. Учащиеся не боятся проявлять инициативу в рассуждениях и доказательствах, чтобы выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.Исходя из выше сказанного, можно отметить, что ребёнок является субъектом деятельности.Поэтому деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью должна осуществляться:1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).4. Использование проблемных творческих заданий. 5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении помогает сформировать у учащихся умения общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в заданиях, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении, формирует устойчивый познавательный интерес к предметам. Раздел 3. «Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на педагогических технологиях» Вот такие уроки и внеклассные мероприятия прошли в 1 классе Раздел 4. «Заключения и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними по направлениям работы» Итоги 3 четверти по основным предметам Раздел 5. «Распространение собственного опыта» Раздел 6. «Документы, отражающие официальную оценку педагога» В разделе представлены отзывы о работе педагога от руководителя МО учителей начальных классов Синявской С. В. и от родителей учащихся 1 класса Ермаковой М. В. Раздел 7. «Документы, отражающие уровень образования, квалификации, специализации педагога». В данном разделе представлены почетные грамоты «За достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения и творческое отношение к работе».