Для портфолио. Доклад по самообразованию Игровая технология как средство повышения интереса к русскому языку 2012-2014 г.г.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Малоголоустненская средняя общеобразовательная школа»
Игровая технология как средство
повышения интереса к русскому языку
Скобельцина Татьяна Владимировна
Учитель русского языка и литературы
2012-2014
Игровая технология как средство повышения
интереса к русскому языку
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Как сделать урок интересным? Как привить ученикам любовь к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. Предмет «русский язык» считается многими учениками скучным, однообразным. Для них русский язык - лингвистическая наука — свод пунктуационных и орфографических правил. На уроке они пишут, читают, объясняют орфограммы, но это работа не затрагивает их чувств. Как сложную науку «приблизить» к ученику, познание её сделать увлекательным занятием? «Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.» (П.М. Баев) Игра как метод обучения стимулирует умственную деятельность учащихся. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игра — веселое занятие, противопоставляющее скуке конструктивную деятельность. Игра - это торжество свободы, творчество человека, источник психологического здоровья. Игровые элементы, используемые учителем на уроках, формируют активность, самостоятельность, развивая мышление, внимание, память, речь.
Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок. Следовательно, процесс обучения становится более эффективным.
Учитель подбирает игры, соответствующие учебно-воспитательным целям урока, доступные для данного ученика.
Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний ( в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, сказка, экзамены и т. д.).
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Обоснование актуальности и перспективности
игровой деятельности на уроках
Актуальность и перспективность очевидна.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям . Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Из-за перенасыщенности современного школьника информацией во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда.
Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Теоретическая база
Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав этой книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. В своей книге он пишет: «Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими.
Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей. Автором прежде всего берутся на вооружение концепция развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина.
Условия возникновения, становления опыта
Учитель считает общей целью своей педагогической деятельности формирование личности ученика средствами своих предметов. Педагогу близки концептуальные идеи развивающего обучения. При котором в качестве основы развития школьников рассматривается их учебная и внеурочная деятельность. Эта деятельность в развивающем обучении понимается как особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя как субьекта учения.
Приоритетной задачей учитель считает воспитание личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Это обусловлено тем, что многие дети воспитываются в неполных семьях. Родители не в состоянии создать комфортной обстановки в семье. Дети испытывают дефицит полноценного общения. Сегодня, как никогда школа нужна людям. Это не только место сообщения знаний, а учреждение, где развивается настоящий творческий инстинкт ребёнка, ведь в каждом из них заложены силы ума, тела и души.
Достижение высоких результатов в образовательном процессе можно осуществить через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Возникает одно из противоречий образовательного процесса: информации много, а удержать в памяти её для решения жизненных проблем недостаточно. После окончания школы учащимся придется воспользоваться не столько объёмом полученной информации в школе, а тем где они могут применить эти знания. Научить использовать полученные знания в новой ситуации – самая трудная задача учителя. Научиться использовать полученные знания - самая трудная задача ученика. Желание преодолеть противоречие заставило использовать игровые технологии для успешной творческой и профессиональной деятельности.
Ведущая педагогическая идея
- сотрудничество учителя и ученика на основе взаимного уважения и доверия;
- обучение без принуждения;
- освоил теорию, проверь на практике.
Новизна опыта
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.
На своих уроках я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики. В каждом разделе есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект. В ходе игры учитель может выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего игры.
Классификация дидактических игр
Фонетические игры.
Лексико-фразеологические игры.
Игры по морфемике и словообразованию.
Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию, синтаксис.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;2) доступность для учащихся данного возраста;3) умеренность в использовании игр на уроках.Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Используя игровые элементы на уроках русского языка при изучении морфологии, учащиеся легко научатся различать части речи.
При изучении морфологии использую в е с ё л ы е р и ф м ы, стихотворения, в которых сочетания букв, схожих с названием числительного, заменяются на число. Например, задание: прочитайте стихотворение. (Спишите стихотворение в тетрадь, заменяя цифры соответствующими числительными.)
3 – три
Есть у нас 3сес3цы, У одной, что в С3жове,
Вы не знаете их? Над окошком жил с3ж.
Как бы мне ухи3ться С3чь она мастерица -
Рассказать о троих? Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Ус3цах, А у третьей, в Быс3це,
Никаких ус3ц нет, Быс3на на реке,
Но зато осе3ну И резвятся 3тоны
Подают на обед. По ночам на песке.
2 гнома
Ночью шум стоял в по2ле,
Там 2гнома побывали.
Залезали на весы,
Часто морщили носы,
Но без гирь они е2ли
На весах свой вес узнали!
Грамматические сказки о частях речи, используемые на уроках при изучении морфологии, помогают понять грамматические и морфологические особенности той или другой части речи. Ученикам нравится сказка про числительное «Кто подсчитает?»
Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.
Кто-то крикнул: «Много!», и Существительное подхватило:
- Много!
- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ Председатель, - вступился Глагол. Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
Послушав сказку, ученики определяют: что обозначает числительное, на какие вопросы отвечает. Учащиеся сами находят ответ, а не получают его в готовом виде. У ребят появляется интерес к изучению части речи. Грамматическая сказка является школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение нового или трудного.


1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.
«Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.
Вариант текста, составленного из предложенных слов.
Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:
- Ты чего звонишь?
- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.
Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.
«Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
«В эфире - новости»
Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, азначит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.
Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов».
Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая интонацией внимание на выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.
Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов».
2. Лексико-фразеологические игры
Лексико - фразеологические игры направлены на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса учащихся. Игровые задания, направленные на отработку лексико-фразеологических норм:
«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял. - Как в воду канул. - Ветер свистит в карманах. - На языке вертится. - В ежовых рукавицах.
«Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
«Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.
1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
3) Волков бояться - друга обмануть.
4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
Акростих
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К Кануть в лету
О Обетованная земля
С Сорвать маску
М Мозолить глаза
О От доски до доски
С Сбросить иго
(Приложение 1)
3. Игровые задания, направленные на отработку
орфографических и пунктуационных норм
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Третий лишний», «Словарный диктант», «Диктант-молчанка, «Математический диктант», «Цифровой диктант», «Найди пару», «Умный редактор», «Вставь букву», «Какой глагол задуман?», «Кто больше?», «По опорным словам», «Подбери синонимы», «Замени букву», «Поставь ударение», «Чередования», «Добавь мягкий знак», «Назови часть речи», «Добавь букву». Такие игровые задания развивают орфографическую зоркость, формируют умение грамотного письма, способствуют повышению качества обученности.
Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий. Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками, с интернет — ресурсами, умение формулировать выводы; составлять текст, писать развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос, сочинение на лингвистическую тему. («Зачем нужны словари русского языка?», «Зачем нужны запятые?»...)

«Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный); • горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное); • революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
Игра «Помоги Пете Ошибкину»
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?
4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?
Игра «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др. (Приложение 2)
4. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка
Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка. В ребусах слова изображены рисунками, буквами и знаками. Например, нарисованы нотные линейки и нота ре, а затем бусы. Читаем: ре-бусы.
А в этих ребусах зашифрованы слова, относящиеся к русскому языку(глагол, грамотность)
5525992030423689997172803
Шарады можно использовать при комплексном изучении русского языка. Например,
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
И называется …
Шараду записываем, отгадываем, объясняем правописание и лексическое значение слова, составляем предложение.
Весёлые шутки — стихотворения разнообразны.
1. Пропавшие буквы в весёлых стихах, в выделенных словах пропала буква — шалунья. Добавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву. Например: «Кран зажёгся голубой, фильм посмотрим мы с тобой» (кран-экран), «Землю роет старый кот, под землёю он живёт» (кот-крот).
2. Коварная викторина про слова «Какой овощ носит с собой черепаха?», «Какое животное ходит во фраке?» Со словом составляются словосочетания, предложения. Ребята убеждаются в многообразии и богатстве русского языка. Они пробуют сами составлять подобные шуточные стихотворения.
Незаменимы головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Загадки — кладезь народной мудрости, они воспитывают эстетическое чувство учащихся. Загадки использую при изучении морфологии, орфографии, синтаксиса, пунктуации. Два брюшка, четыре ушка (назвать числительные, указать разряд). Кверху дном — полная, книзу дном — пустая (правописание наречий). Не слышно ее и не видно ее; стоит заговорить — она исчезает (правописание глаголов). Я хожу, а он остается. Дом шумит, хозяева молчат; пришли воры, хозяев забрали, а дом в окошки ушел. Не слышно ее и не видно ее; стоит заговорить — она исчезает. Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен — поднимают (синтаксис и пунктуация). Загадка — в начале урока — своеобразный подход к названию темы урока. Она может использоваться в качестве эпиграфа. Таким образом, мы делаем вывод: игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках русского языка мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, как составленные на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. В кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое-либо правило, изученное детьми и отрабатываемое на уроке повторения.
Работа с кроссвордом не потребует от учителя каких-то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам всё большую самостоятельность, и результаты не заставят долго ждать: ребята очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.
Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников.
«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф.И.Буслаев. Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные учащимся, помогут мне сделать урок русского языка интересным, а в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие.
Результативность
Используя игровые технологии на уроках русского языка , я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и олимпиадах. Применять игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит не только азарт детей, но и результаты выпускных экзаменов.
При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:
формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;
повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;
в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знаком вещах.
Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.
Используя развивающие игры , педагогу удаётся объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Технология опыта
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе учитель использует игровую деятельность в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Трудоемкость опыта
Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока - закреплению знаний, освоению способов решение задач и т.д. Только в этом случае она будет являться обучающим элементом урока. Но сочетание познавательного и игрового элементов урока представляет собой - определенную трудность при составлении проведения дидактической игры. В первые моменты все внимание учащихся сосредоточенно на игровое действие. Необходимо так построить урок, чтобы ученики незаметно для себя постепенно включились в процесс изучения какого-либо материала.
Важно создать такие условия, при которых интерес учащихся к игре как к занимательному занятию постепенно переключится на учебное занятие. Следует отметить, что для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к дидактическим играм, и поддержал бы интерес учащихся в течении всей игры. В процессе работы освоена технология игрового обучения, а также методические приёмы использования на уроках различных видов игр. Больших временных затрат требует организация сюжетных игр (ролевых, деловых), как при разработке их содержания, так и при непосредственной подготовке к уроку
Литература
1. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.
2. Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград,1961.
3.  Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина. Волгоград, 2011.
4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. М.: Просвещение, 1989.