Урок литературного чтения Н.Носов Затейники (2 класс)


МБОУ «Партизанская школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме «Н. Носов «Затейники» »
литературное чтение
2 класс
Подготовила: учитель начальных классов
Васильева Светлана Сергеевна
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема: «Н.Носов «Затейники» »
Тема Н.Носов «Затейники»
Цель
образовательные: познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н. Носова «Затейники», формировать умение осмысленного, вдумчивого чтения. Научить детей чувствовать эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра (достоверность событий, подлинность переживаний), выявлять характеры героев.
развивающие: развивать монологическую речь учащихся, умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное, прочитанное, развивать навыки беглого осознанного чтения и умения пересказывать воспитательные: установление психологического и эмоционального контакта с детьми;
воспитывать интерес к чтению произведений; воспитывать положительное отношение к окружающему миру, людям; способствовать воспитанию чувств: участия, сочувствия, сопереживания; учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.
Планируемые результаты: Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебник, в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать текст.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник, методическое пособие, наглядный материал, презентация к уроку.
Организация пространства Фронтальная, индивидуальная и групповая формы обучения.
Этапы урока
Деятельность
ученика Деятельность
учителя Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Формируемые умения
(универсальные учебные действия)
I этап
Организационный момент
Цель – активизация учащихся.
Демонстрируют готовность к уроку
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
I этап. Организационный момент
2. Проверка готовности к уроку
3. Психологическая установка на урок:
Я в школе на уроке,
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет,
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка,
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться,
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Регулятивные: контролируют свои действия; создание ситуации успеха.
II этап
Актуализация знаний
Определяют область знания и незнания.
Организует повторение изученного материала
1.Звучит отрывок аудиозаписи А.Барто «Верёвочка»
Беседа о прослушанном фрагменте
- Кто автор произведения?
- Какие биографические факты знаете?
- С какими произведениями А.Барто знакомы?
2. Фронтальная работа
Игра «Откуда эти строки?»
(На мультимедийной доске появляются строки из известных стихотворений ранее пройденных писателей. Учащимся необходимо назвать произведение)
(Слайд 1,2,3,4) Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.
III этап
Самоопределение к деятельности.
Сообщение темы и целей учебной деятельности.
Работа с текстом до чтения. Цель: определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Выделение его героев, авторов произведения, актуализация читательского опыта.
Моделируют ситуацию.
Определяют область знания и незнания.
Расширяют кругозор. Создаёт проблемную ситуацию.
Подводит обучающихся к постановке задачи урока.
Включает учащихся
в обсуждение проблемы
и определения темы урока.
- Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по страницам любимых книг Н.Н. Носова.
Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?
(слайд 5)

Какие ассоциации возникли?
(Составление кластера:Н. Носов - писатель- рассказы - веселые- о детях – юмор – вызывает чувство радости, веселья, забавно)
- Что вы помните о творчестве Н.Н.Носова?
- Чтобы дополнить ваши знания, я подготовила небольшое сообщение о жизни и творчестве Н.Н. Носова.
(Презентация слайдов о жизни и творчестве Н.Н. Носова)
-Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Дайте название выставке книг.
(Книги Н. Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках)(Показ слайдов с героями произведений Н. Носова)
(Слайд 6)
Стратегия «Кластер»

- Вы узнаете, какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, если из слогов составите слово.
(Слайд 7, 8)
- Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)
Ребята, а кого называют затейниками?
Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
- Сформируйте тему урока. (Н.Носов «Затейники»)
- Исходя из темы, какие цели мы можем реализовать сегодня?
(Слайд 9)
- Итак, затейник - это организатор веселья.
- О чем может идти речь в рассказе с таким названием?
- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа?
- Вспомнив начало урока, предположите, что произойдёт с затейниками?
(Слайд 10)
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера;
Регулятивные УУД – целеполагание, Личностные УУД – учебная мотивация.
Познавательные УУД – общеучебные, речевые высказывания. Осознание целей.
Коммуникативные УУД – передача информации.
Познавательные: выделяют необходимую информацию.
ФизминуткаВыполняют Организует «Запрещённое движение»
Учитель показывает то движение, которое будет запрещённым.
Учащиеся под музыку выполняют все движения, кроме запрещённого.
IV этап.
Работа по теме урока
Работа с текстом во время чтения.
Цель: Первичное целостное восприятие произведения. Чтение, слушание текста.
Слушают задания.
Участвуют в работе по выполнению задания.
Организует работу детей

1.Первичное восприятие текста
-Откройте учебник на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или весёлым? (весёлым)
-Почему вы так считаете?
2.Чтение рассказа учителем
Дети следят и используют приём «Инсерт» (маркировка текста)
v - знал
+ - узнал
? –хочу спросить
- Какое настроение у вас после прочитанного текста?
-Кто герои рассказа? Назовите их имена.(Петя-автор и Валя)
-В какую игру дети играли? ( «Три поросёнка»)
3.Физминутка для глаз
(Слайд 11)
4.Словарная работа
(Слайд 12)
Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться;
проявляют интерес к изучаемому предмету.
VI этап.
Первичное закрепление знаний
Работа с содержанием после чтения. Цель: раскрытие характеров героев. Чтение диалогов. Раскрытие содержания произведения.
Читают задания и
участвуют в работе по выполнению задания.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оценивать правильность выполнения заданий.
Организовать работу по выполнению задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы урока
1.Речевая разминка
- Декламация стихотворения «Осёл и муха» (методика Огородного Д.Е.)
- Чтение скороговорки (с разной интонацией).
Белые бараны били в барабаны.
2.Выборочное чтение.
- Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
- Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
- Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?
- Что вы узнали о детях? (Они фантазеры, выдумщики………)
3.Чтение по ролям

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера; планируют учебное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками; умеют работать в парах, управлять поведением партнера, обосновывать
свою точку зрения, не создавая при этом конфликтных ситуаций.
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества; формируется личностный смысл учения.
Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников
VII этап. Закрепление изученного.
Цель – закрепление знаний Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь (работать в группе).
Организовать коллективную работу, поставить проблему, обеспечить контроль за выполнением заданий.
Организует проверку, контроль.
Работа с текстом в группах.
План-задание для 1 группы:
1) Прочитайте текст по цепочке
2) Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
3) Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 2 группы:
1) Прочитайте текст по цепочке
2) Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
3) Прочитайте отрывок по ролям.
План-задание для 3 группы:
1) Прочитайте текст по цепочке
2) Прочитайте, что увидели дети когда открыли дверь в комнату?
3) Прочитайте отрывок по ролям
Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий.
Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают.
Умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения.
VIII. Итог урока.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
. Пересказ по картинному плану. Словесный метод.
РКМ – Прием шести шляп.
Прием шести шляп по рассказу
(Слайд)
Красная: - Что вы чувствуете по отношению к героям?
Желтая: – Чему вас научил этот рассказ?
Зеленая: – Что вы посоветуете героям?
Черная: – Что плохого в поступках героев вы нашли?
Белая: – Чему вы могли бы поучиться у героев?
Синяя: – Что могло произойти дальше? Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.
Коммуникативные: умеют полно
и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.
Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности;овладевают начальными навыками адаптации в обществе
Домашнее задание
Учитель дает подробную консультацию по выполнению домашнего задания Перечитайте диалоги героев. Придумайте свою подобную историю. Перескажите рассказ. Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
VII. Рефлексия.
Цель: развитие самоанализа и самооценки обогащения жизненного опыта Поиск на вопросы учителя. Анализ собственных рассуждений, собственной активности на уроке. Трансформирование полученных знаний в жизни опыта учеников. Учитель подводит учеников к собсвенным действиям на уроке. - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Понравился вам урок? У Н. Носова много других произведений о детях. Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке. Там вы найдете…(Выставка книг Н. Носова).
- Оцените свою работу на уроке.
- Что получилось? Что не получилось? Почему?