Методический конструкт урока по литературному чтению по теме: Н.Носов Витя Малеев в школе и дома

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
Асбестовского городского округа




МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ УРОКА
по предмету «литературное чтение»
/ 4 -в класс/




Исполнитель: Зубова Римма Александровна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория




Асбест, 2013/2014
УМК «Гармония»
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема: Тема истинной дружбы и самосовершенствования личности на примере повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков (обобщающий урок).
Вид урока: анализ ситуаций.
Образовательная технология: технология интерактивных форм и методов обучения как средство формирования УУД.
Методы обучения: диалогический и исследовательский.
Цель: формирование у учащихся УУД.
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать восприятие, понимание текста Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»;
Развивающие:
развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;
развивать у школьников умение работать с текстом;
Воспитательные:
способствовать воспитанию нравственных качеств: взаимопомощи, дружбы, честности.


Планируемый результат:
Предметные:
формулирование проблем;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Личностные:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
Метапредметные:
умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
умение работать по инструкции;
умение оценивать правильность выполнения действия;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; (Регулятивные УУД).
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия: пьеса, повесть
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык
Организация пространства: фронтальная, парная, групповая работа
Дидактический материал и оборудование:
компьютер, проектор, экран;
презентация;
учебник: О.В. Кубасова, Литературное чтение «Любимые страницы»: учебник для 4 класса;
карточки для самостоятельной работы.

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
а) Составить «тройки»: автор – произведение – герои.
3. Сообщение темы и цели урока
4. Комплексное применение и систематизация знаний.
а) Игра - разминка на знание текста.
б) Обозначение проблем  (обсуждение и анализ ситуаций)
5. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности
а) Игра «Синквейн»
б) «Незаконченная фраза»
в) Как работал ты на уроке? (использование знаков – цветные кружки)
6. Домашнее задание (дифференцированное на творческом уровне)
а) Составить рассказ на тему: «Хороший друг всегда приходит вовремя».
б) Написать письмо главным героям книги – Вите или Косте (по критериям оценивания)
Технологическая карта изучения темы
Тема истинной дружбы и самосовершенствования личности
на примере повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые универсальные учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке.





II.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
Цель: актуализировать знания и изученные способы действий, достаточных
для проблемного изложения нового знания;
определить содержательные рамки урока.



























III. Сообщение темы и цели урока
Цель: согласовать тему и цель урока.






III. Комплексное применение и систематизация знаний.
Цель: совершенствовать восприятие, понимание текста; развивать речь, логическое, аналитическое мышление.






А) Игра - разминка на знание текста.
Цель: организовать выполнение пробного действия на знание текста и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обоснования.













Б) Обозначение проблем 
Цель: уметь формулировать вопросы к содержанию произведения или проблемные вопросы.


































































































































































V. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью построения проекта; зафиксировать в речи новый способ действия с помощью алгоритма, оценить работу.



















V.Информация о домашнем задании (на творческом уровне)
Цель: обсудить домашнее задание.








За окном зима пушистая, За окном зима морозная, Ну, а в классе сидят дети - Умные, серьезные. А в глазах искринки светятся.
И стремленье все узнать. Я желаю вам удачи. Вместе сможем все понять!
– Как называется раздел, который мы изучаем?
Составь «тройки»: автор – произведение – герои.
Автор
Произведение
Герои



Дед, Баба


Витя Малеев в школе и дома


– Произведения, какого жанра помещены в этом разделе?
– Какое произведение читали на прошлом уроке в этом разделе?
– К какому жанру относится это произведение?
– Что такое повесть?
Повесть Носова «Витя Малеев в школе и дома» состоит из 21 главы, мы прочитали только 15 главу. 
– Всем известно, что книга – это верный товарищ и друг.
– Чтение книг – это не чтение от скуки, не развлечение. Это серьезное и важное дело, цель которого, чтобы каждый читатель мог задуматься, поразмышлять.

- Сделайте предположение по теме урока, с каким произведением будем работать на уроке?
- Чтобы вы хотели узнать и чему научиться?
- Для чего вам это нужно?
- Какие умения будут необходимы для достижения цели?
– Наш разговор по повести Н. Н. Носова будет не совсем обычным. Он будет проходить в форме дискуссии. – Что означает слово «дискуссия»? - Какое впечатление произвела на вас повесть «Витя Малеев в школе и дома»? Легко ли было ее читать?
- Кто является героями повести?
Главный герой повести – Витя Малеев. – Что вы знаете о нем?




- Прежде чем начать наш разговор, обратите внимание на правила проведения дискуссии.
Попробуем для того, чтобы лучше почувствовать текст, на некоторое время перевоплотиться в его персонажей:
« Я решил сегодня с тобой в последний раз поговорить: если ты завтра же не придешь в школу, то я сам скажу Ольге Николаевне, что ты не больной вовсе»
«Послушай, - говорит, - я тут свои перчатки забыл А это что? Послушай, ты чего вверх ногами стоишь?»
«Я не хотел обмануть вас. Просто я решил циркачом стать»
4.«В цирковую школу без семилетнего образования не берут. Да еще там надо лет пять учиться. Не мог же ты сразу стать цирковым артистом!»
-Как Носову удается сделать так, чтобы каждый из нас на мгновение почувствовал себя героем повести?
- Согласны ли вы с тем, что Н.Носов в своей повести предлагает своим читателям для обдумывания ни одну, а целый ряд проблем?  - Попробуем выделить их.
Честности и справедливости
Дружбы и взаимопомощи
Борьба с собственными недостатками
- Актуальны ли эти темы для вас? Почему?
Давайте обсудим первую ситуацию.
- Кто был близким другом Кости Шишкина?
- А кто навещал его каждый день? 
- Как, по-вашему, правильно ли поступил Витя Малеев, что всем говорил в школе, что Шишкин болен?
– А как поступаете вы, когда вас об этом просит друг?
Выразительное чтение по ролям (отрывок)
- Как Вите нужно было поступить с самого начала? Чтобы вы ему посоветовали?
Вывод: Что бы ни случилось, нельзя обманывать. Помните, «тайное всегда становится явным», как говорил Денис Кораблев, герой рассказов Виктора Драгунского. Очень страшно бывает признаться сразу, но если этого не сделать, то проблема от этого не исчезнет, а, наоборот, будет расти, как снежный ком. Потом будет не только страшно признавать свои ошибки, но и очень стыдно за свой проступок.
Обсуждение второй ситуации
- Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему?
- Каким голосом Костя разговаривал с ребятами?
- Какой диагноз, по словам Шишкина, был поставлен ему доктором?
- Как ребята подбадривали больного?
Чтение по цепочке до слов: «надо учиться»
- Кого вы бы взяли в друзья из этого отрывка?
- Вы бы хотели учиться в таком классе? Почему?
- На ваших партах лежат карточки. Возьмите карточку. Здесь перечислены качества человека. Подчеркните только те, которые свойственны настоящему другу.


Пословицы и поговорки:
Во все времена дружба имела ценность для человека. Недаром народ слагал о ней пословицы и поговорки. Сейчас вы получите конверты с карточками. На карточках красного цвета – начала фраз, на карточках синего – конец фразы. Каждой группе я предлагаю составить из них по четыре пословицы о дружбе.
Друга ищи,
а найдешь – береги.

С другом веселее при удаче,
легче в беде.

Недруг поддакивает,
а друг спорит.

Хороший друг
всегда приходит вовремя.


Давайте послушаем стихотворение о дружбе, которое приготовили наши ребята.

Что такое дружба, каждый знает? 
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает. 
Это слово? Значит что оно?

Дружба – если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещай его по доброй воле,
Школьные уроки приноси.

Если друг твой что-то к сожаленью,
Плохо сделал или не сказал,
Надо честно, прямо без сомненья
Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба и в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.

Вывод: Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Вот почему так важно учиться строить взаимоотношения с друзьями, одноклассниками.
Пришло время третьей истории.
Но прежде чем ее обсудить обратимся к книге.
Обсуждение вопросов:
- Кто раскрыл секрет Шишкина? 
- Как это случилось?  Чтение по ролям.
- Как ребята отнеслись к обману Шишкина? (с осуждением)
- Как Костя пытался оправдаться перед ребятами? Кем он хотел стать? Как вы считаете, это, правда, его настоящая мечта?
- Что по- вашему значит «ябедничество» и «честность?»
- А как ребята об этом сказали?
- Зачитайте слова, говорящие о том, как Костя встретил свою учительницу Ольгу Николаевну?
- Почему же Витя говорил неправду? Чтение по ролям
- Почему Костя на самом деле не ходил в школу? Какие он дал объяснения?
- Какое обещание дал Костя Шишкин?
- О чем он попросил Ольгу Николаевну? Как она отнеслась к его просьбе?
Вывод: Косте пришлось признаться ребятам, Ольге Николаевне, маме. И, конечно же, взяться за учебу как следует.
- Вот мы с вами и подошли к одной из ключевых тем повести: нравственному совершенствованию.
- Какие недостатки признают за собой мальчики и как с ними борются?
- обман, сокрытие фактов (двойки, прогулы);
- плохая учеба;
- Чтобы вы им посоветовали?
Рефлексия:
1. Игра «Синквейн».
- Вы сегодня очень хорошо работали. На память о нашем уроке я вам предлагаю составить синквейн к слову дружба.

-Как вы думаете, чему учит писатель Н. Носов в своей повести?
- Какой труд самый главный для детей?

2. «Незаконченная фраза»:

«Мне больше понравилось выполнять задания»;
«Сегодня я узнал (научился)»

- Где вам пригодятся те знания, которые вы получили сегодня?

3.Как работал ты на уроке?
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый. Пожалуйста, покажите свой выбор.
Составить рассказ на тему: «Хороший друг всегда приходит вовремя».
Написать письмо главным героям книги – Вите или Косте. Можете рассказать им о том, в какие истории вы попадали, какие проблемы встают перед вами. А потом некоторые из ваших писем, по желанию, мы обсудим на уроке.


Урок окончен.
Положительный настрой на урок







«Мир – театр, а люди – актёры»
Индивидуальная работа по карточкам

Проверка: слайд 2



Пьесы, повести
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Повесть
Повесть – литературное повествовательное произведение












Слайд 3 – 4 - 5


Что такое истинная дружба, какими качествами должен обладать настоящий друг; научиться размышлять.
Анализировать, размышлять, делать выводы, работать в группах и т. д.


Слайд 6







Учащиеся 4 класса
Витя Малеев – ученик 4 класса школы, ваш ровесник. Его волнуют такие же вопросы, как и вас, он попадает в разные ситуации, которые вам близки и понятны. Проблемы, которые встают перед главным героем, он решает по-своему.

Правила проведения дискуссии
Слайд 7






Витя Малеев



Леня


Костя Шишкин


Ольга Николаевна


Говорит о том, что близко каждому, использует форму доверительной беседы.



Обсуждение в группах






ровесники


Слайд 8

Витя Малеев








Чтение по ролям (исключая слова автора) с. 92- 93
слова Вити –
слова Кости -












Слайд 9
Нет, потому что он не был болен.

Неуверенно, заикается, отвечает теми же словами что и вопросы.
апендикокс

Чтение по цепочке до слов: надо учиться (стр. 93-96)






Работа в парах.
Грубость, уважение, равнодушие, умный, отзывчивый, злорадство, чуткий, жадность, умение прощать, добрый.
Самопроверка: слайд 10






Работа в группах.
Ребята получают конверты и выполняют задание.
Самопроверка: слайд 11





Выразительное чтение.




































Слайд 12


Лёня

Чтение по ролям (стр. 96 – 97)
слова Лени –
слова Кости -








Слайд 13
Выборочное чтение (с.99)


Чтение по ролям (стр. 100 – 101)
слова учительницы-
слова Вити –






Слайд 14
Обсуждение в группах.
(не обманывать, не подводить друзей и учителя)










Работа в группах. Слайд 15
дружба
крепкая сильная
доверять дружить выручать
Друга ищи, а найдешь – береги.
верность




Слайд 16









Слайд 17






Слайд 18
Памятки по составлению типов текста: повествование, рассуждение. (стр. 151 – 152 Учебник: Русский язык, ч.2)
Критерии оценивания:
соответствие текста выбранному виду (повествование, рассуждение), теме;
логичность выражения своей мысли;
наличие высказываний оценочных суждений;
аргументирование своего мнения с привлечением текста произведения


















Использовать знания для решения новой учебной задачи (предметные, регулятивные)
































Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (регулятивные, общеучебные).







































Уметь выдвигать проблему (регулятивные)









Уметь адекватно оценивать жизненную ситуацию (личностные).

Самостоятельно предлагать решение жизненной ситуации (личностные, регулятивные)






Овладевать диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
(коммуникативные)


















Овладевать навыками смыслового чтения, выявлять причины затруднений (общеучебные, регулятивные)

Личностное, жизненное самоопределение. (личностные)

Уметь классифицировать предметы по заданной характеристике (логические)















Уметь спокойно принимать оценку своей работы (личностные, регулятивные, коммуникативные)













































Овладевать диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
(коммуникативные)


































Самостоятельно предлагать решение жизненной ситуации (личностные, регулятивные)



Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные).


Уметь анализировать и обобщать полученную информацию (логические)



Уметь определять практическую значимость полученных знаний (регулятивные)





Контролировать свою деятельность в соответствии с требованиями (Регулятивные)












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915




Цђ Заголовок 315