Конспект занятия «Обобщение знаний о геометрических фигурах»


Конспект занятия
Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»
Описание материала:  Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах». Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах. Образовательная область: познание.Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет.Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.Задачи: • обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.• способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;• воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.Методические приемы:Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.Игровые: создание игровой ситуации.Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.Интеграция областей:познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах   10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах);здоровье: закрепить с детьми полученные знания в  проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.Оборудование: • для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;• для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.Непосредственная образовательная деятельность.
1. Орг. момент.- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.  

Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.1) Загадка: Брат мой маленький, Сережа,Математик и чертежник -На столе у бабы ШурыЧертит всякие... (фигуры)- Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).

Он давно знакомый мой,Каждый угол в нем прямой,Все четыре стороны одинаковой длины,Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)

Растянули мы квадратИ представили на взгляд,На кого он стал похожимИли с чем-то очень схожим?Не кирпич, не треугольник -Стал квадрат… (прямоугольник).

Три вершины тут видны,Три угла, три стороны, -Ну, пожалуй, и довольно! -Что ты видишь? - ...(треугольник) 

Прикатилось колесо,Ведь похожее оно,Как наглядная натураЛишь на круглую фигуру.Догадался, милый друг?Ну, конечно, это … (круг).

Долька арбузная – это полукруг,Половина круга, часть его, кусочек.Знание о формах очень важно, друг.Не зря оно находится среди этих строчек!Если взял бы я окружность,С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно -Получился бы ...(овал)

Треугольник подпилилиИ фигуру получили:Два тупых угла внутриИ два острых – посмотри. Не квадрат, не треугольник,А похож на многоугольник (трапеция).

Чуть приплюснутый квадратПриглашает опознать:Острый угол и тупойВечно связаны судьбой.Догадались дело в чем?Как фигуру назовем? (ромб). 

Шесть тупых углов внутриНа фигуре рассмотриИ представь, что из квадратаПолучили его брата.Слишком много здесь углов,Ты назвать его готов? (шестиугольник)

Вновь беремся мы за дело,Изучаем снова тело:Может мячиком он статьИ немного полетать.Очень круглый, не овал.Догадались? Это… (шар).

Как его нам не вертетьРавных граней ровно шесть.С ним в лото сыграть мы сможем,Только будем осторожны:Он не ласков и не грубПотому что это… (куб).

Сверху крышка, снизу дно.Два кружка соединилиИ фигуру получили.Как же тело называть?Надо быстро отгадать (цилиндр).

Вот колпак на голове – Это клоун на траве.Но колпак не пирамидаЭто сразу, братцы, видно:Круг в основе колпака.Как же звать его тогда? (конус).

Египтяне их сложилиИ так ловко смастерили,Что стоят они веками.Догадайтесь, дети, самиЧто же это за тела,Где вершина всем видна?Догадались? Из-за видаВсем известна… (пирамида).

Это, вроде бы, ведро,Но совсем другое дно:Не кружок, а треугольникИли даже шестиугольник.Очень тело уж капризно,Потому что это… (призма).2) Логические задачи:

Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.

  - Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?

- Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая?  2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)

Сколько точек в этом круге,                  Столько раз поднимем руки. Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки.Сколько ёлочек зелёных,Столько сделаем наклонов.Сколько здесь у нас кружков,Столько сделаем прыжков.3. Игра «Сложи картинку».- Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки.  Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти. 

  

4. Загадки от Маши и Медведя.На фигуру посмотриИ в альбоме начерти Три угла. Три стороныМеж собой соедини.Получился не угольник,А красивый… (треугольник).Я фигура – хоть куда,Очень ровная всегда,Все углы во мне равныИ четыре стороны.Кубик – мой любимый брат,Потому что я…. (квадрат).Он похожий на яйцоИли на твое лицо.Вот такая есть окружность - Очень странная наружность:Круг приплюснутым стал.Получился вдруг…. (овал).Как тарелка, как венок,Как веселый колобок,Как колеса, как колечки,Как пирог из теплой печки! (круг)Чуть приплюснутый квадратПриглашает опознать:Острый угол и тупойВечно связаны судьбой.Догадались дело в чем?Как фигуру назовем? (ромб).Эта фигура брат нашему квадратуНо у него только по две стороны равны,А углы все одинаковы…(прямоугольник)

Это месяц в облакахИ пол - яблока в руках.Если круг разломишь вдруг,То получишь …(полукруг).5. Пальчиковая игра «Котята» (автор: Пахомова Е.В.)( Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)У кошечки нашей есть десять котят,(Покачиваем руками, не разъединяя их).Сейчас все котята по парам стоят:Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых,Два маленьких самыхИ самых красивых.(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).

- Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?- А сколько кружков?- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».


- Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.- Сколько кружков?- Сколько треугольников?- Сколько квадратов?- Сколько прямоугольников?7.    Проверка знаний.- Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.- Как нам пройти через реку? ( по мостику или на лодке)- Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)- В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)- На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)- Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)- Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)- Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!

8. Итог занятия, рефлексия.- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то  не довольны, поднимите желтый кружок.- Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты).