Календарно-тематическое планирование по физике на 2013-2014 учебный год в десятом классе


Пояснительная записка
к календарно - тематическому планированию
по физике на 2013 - 2014 учебный год
в десятом классе.
Календарно-тематическое планирование было составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой, опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Физика.10-11 кл./ Под редакцией Мякишева Г.Я..// Программы общеобразовательных учреждений: Физика и астрономия. 7-11 классы./ Составитель Ю.И.Дик, В.А.Коровин.– М.; Дрофа, 2009 г. программы средней (полной) школы, по физике автора Г.Я.Мякишева.
Программа рассчитана на 70 часов за год, по 2 часа в неделю, было выделено 2 часа из школьного компонента, поэтому планирование составлено на 140 часов, включены уроки для решения задач, а весь материал разбит на большее число часов.
Изучение учебного предмета «Физика» осуществляется на основе нормативно – правовых документов:
Закон Российской Федерации об образовании.
2. Распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001 г. № 1756 –р «Об одобрении концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
3 Приказ МО РФ от 05. 03. 2004 г. « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Методическое письмо Департамента государственной политики в области образования МОиН РФ от 07. 07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного плана».
Приказ МОиН РФ от 7. 12. 2005 № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006 – 2007 учебный год».
Письмо МОиН РФ от 7. 12. 2005 № 03-22 -5 « О федеральных перечнях учебников на 2006 – 2007 учебных год».
Сборник нормативных документов. Физика./ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.:: Дрофа, 2004. – 111/1/ с. ISBN 5-7107 -8657 -8.
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана (письмо Департамента государственной политики в образовании от 06.07.2005 № 03- 1263, сайт Минобрнауки России http: / www/ gov. ru /.)

Реализация планирования обеспечивается учебными и методическими пособиями:
- для учащихся
Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. Учреждений/ Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. – 13 –е изд – М.: Просвещение, 2010.- 384с.
РымкевичА.П.. Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. общеобр. учрежд.- М.:Дрофа, 2004
- для учителя
1. Настольная книга учителя физики: Справочно – методическое пособие \Сост. В.А. Коровин.- М.: ООО «Изд-во Астрель»: «Изд-во АСТ»,2004.- 412с.-(Настольная книга).
2. Ханнанов Н.К.Тесты по физике: Уровень В. Стандарт 2000 \ Н.К.Ханнанов, В.А. Орлов, Г.Г. Никифоров.- М.: Вербум- М,2001.-144с.
3. Единый государственный экзамен. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся \ Рособнадзор,ИСОП.-М.: Интеллект – Центр,2006-224с.
4. Единый государственный экзамен. Физика. Справочные материалы, контрольно- тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. .\ В.Ю. Баланови и др.- Челябинск: Взгляд,2004.-154с.
5. Сборник нормативных документов. Физика./ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.:: Дрофа, 2004. – 111/1/ с. ISBN 5-7107 -8657 -8.
В инвариатной части ОБУП на учебный предмет федерального значения «Физика», который входит в образовательную область «Естествознание, в 11 классе выделено 2 часа в неделю» на изучение базового уровня. Потребность в создании рабочей программы и календарно – тематического планирования вызвана тем, что время, отводимое на изучение учебного материала используемой программы, увеличено по сравнению с примерной программой. С учетом этого составлена рабочая программа и календарно – тематическое планирование на 140 часов, которая представляет собой вариант структурированного учебного процесса в условиях реализации программы базового курса физики, рассчитанного на 4 часа в неделю.


Календарно – тематическое планирование уроков физики
в 10 классе.
№ урока Дата Содержание(тема урока) Практическая часть Домашнее задание Примечания
Физика и методы научного познания
(6 часов) 1\1 Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Стр.3 2\2 Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Стр. 3- 4
Конспект 3\3 Моделирование физических явлений и процессов. Конспект 4\4 Научные гипотезы. Физические теории. Физические законы. Реферат «Гипотеза и теория» 5\5 Границы применимости физических законов и теорий. Повторить законы механики , § 2 6\6 Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. Стр. 3-4
конспект
Механика (63 часа). 7\1 Механическое движение и его виды § 1,2,4
8\2 Относительность механического движения. Лабораторный опыт «Зависимость траектории тела от выбора системы отсчета» § 3
№36,37,38 9\3 Решение задач по теме «Относительность механического движения». № 39,40,41 10\4 Прямолинейное равномерное движение Конспект
11\5 Прямолинейное равноускоренное движение. § 13
№54,55,56 12\6 Ускорение тела при равноускоренном прямолинейном движении. § 14
№62,63,64 13\7 Скорость тела при равноускоренном прямолинейном движении. § 15
№65,66 14\8 График скорости при равноускоренном прямолинейном движении. § 15
№68,69,70 15\9 Решение задач на расчет скорости при равноускоренном движении. § 15
№74,75,76 16\10 График ускорения при равноускоренном движении. Конспект
№77,78,79 17\11 Уравнение координаты тела при равноускоренном движении. § 16
№ 81,82,83 18\12 Путь при равноускоренном движении. § 16
№84 19\13 Перемещение при равноускоренном движении. § 16
№85,86 20\14 Решение задач на расчет пути и перемещения. Упр. 2 21\15 График координаты тела при равноускоренном движении. Конспект
22\16 Решение задач по теме «Равноускоренное прямолинейное движение» Упр.3 № 1,2 23\17 Решение графических задач по теме «Равноускоренное движение». § 17
Упр. 3 № 3,4 24\18 Свободное падение тел – вид равноускоренного движения. Демонстрация
Падение тел в воздухе и вакууме . § 18
№87,88,89 25\19 Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения свободного падения». Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения свободного падения». §13 – 16
26/20 Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
№ 121,123 27/21 Решение задач по теме «Центростремительное ускорение» №124,120 28/22 Подготовка к контрольной работе 29/23 Контрольная работа № 1 по теме «Прямолинейное равноускоренное движение». Контрольная работа № 1 по теме «Прямолинейное равноускоренное движение». Повторить законы Ньютона
30/24 Законы динамики. Первый закон динамики. Демонстрация
Явление инерции на примере использования транспортных средств § 23,24
№142,143,144 31/25 Решение задач по теме «Первый закон динамики». § 24
№146,147,148 32/26 Второй закон динамики. Демонстрация
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона. § 27
№158,159,160 33/27 Решение задач на второй закон динамики. § 25
№166,167,168 34/28 Решение задач на второй закон динамики 35/29 Третий закон динамики. § 28
№173 36/30 Принцип относительности Галилея. § 30
№182,183,184 37/31 Решение задач на принцип относительности Галилея. §30
№185,186,187 38/32 Методика решения задач с использованием законов динамики. Демонстрация
Сложение сил Стр.74-76
№ 39/33 Решение задач по теме «Законы динамики». Демонстрация
Измерение сил.
№170, 172,172 40/34 Контрольная работа № 2 по теме «Законы динамики» Контрольная работа № 2 по теме «Законы динамики» Повторить
«Силы в природе» 41/35 Всемирное тяготение. § 32
№ 200,201,202 42/36 Закон всемирного тяготения. § 33
№204,205,206 43/37 Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения». § 33
№197,198,199 44/38 Сила тяжести. § 35
№215 45/39 Сила упругости. Демонстрация
Зависимость силы упругости от деформации. § 36
№278,279,280 46/40 Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости». Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости». №282,283,284 47/41 Сила трения. Демонстрация
Силы трения. § 38,39
№255,256,257 48/42 Лабораторная работа № 3 «Исследование движения тела под действием постоянной силы». Лабораторная работа № 3 «Исследование движения тела под действием постоянной силы». № 259,258,257 49/43 Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса в механике. § 42
№324,325,326 50/44 Решение задач по теме «Закон сохранения импульса». Демонстрация:
Реактивное движение. § 42
№328,329,330 51/45 Лабораторная работа №4 « Исследование упругого и неупругого столкновений»
Лабораторная работа №4 « Исследование упругого и неупругого столкновений
№334,335,336 52/46 Кинетическая энергия – вид механической энергии. § 48
№350,351,352 53/47 Потенциальная энергия – вид механической энергии § 49
№354,355,356 54/48 Лабораторная работа №5 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела». Лабораторная работа № 5 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела». № 357 55/49 Закон сохранения механической энергии в механике. Демонстрация
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно №358,359,360
56/50 Решение задач по теме «Закон сохранения механической энергии». §36,35
№362,363,364 57/51 Лабораторная работа № 6 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и сил упругости». Лабораторная работа № 6 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и сил упругости». №366,367,368 58/52 Решение задач по теме «Законы сохранения в механике». § 42,52
№372,373,374 59/53 Предсказательная сила законов классической механики. Конспект 60/54 Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Конспект
61/55 Границы применимости классической механики. Конспект
62/56 Механические колебания. Амплитуда, период, частота, ФАЗА колебаний. 63/57 Решение задач по теме «Амплитуда, период, частота» 64/58 Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. 65/59 Резонанс. Автоколебания. 66/60 Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. 67/61 Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Использование простых механизмов, инструментов 68/62 Решение задач по теме «Механические колебания. Механические волны. Момент силы » 69/63 Контрольная работа № 3 по теме «Механические явления» Контрольная работа № 3 по теме «Механические явления» Повторить строение вещества. Молекулярная физика. Тепловые явления(45 часов) 70/64 Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства § 57
№473,474,475
§ 58
№476,477,478 71/65 Размеры и масса частиц вещества.
Решение задач на расчет массы частиц вещества. § 59
№481,482,483
№484,485 72/66 Тепловое движение частиц вещества. Демонстрация
Механическая модель броуновского движения. Демонстрация
Механическая модель броуновского движения. § 60-62 73/67 Кинетическая энергия теплового движения частиц вещества, ее расчет
§ 63
№495,496,497,498 74/68 Модель идеального газа. Решение задач на расчет давления идеального газа § 63
№503,504,505 75/69 Границы применимости модели идеального газа.
76/70 Среднее значение квадрата скорости молекул § 64 77/71 Давление газа. Связь давления газа и кинетической энергии теплового движения частиц вещества. § 65
№512 78/72 Температура, ее определение § 67§ 66
79/73 Абсолютная температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Расчет абсолютной температуры. § 68
№507,508,509,510 80/74 Измерение скоростей молекул газа
Экспериментальное определение скоростей молекул. § 69
81/75 Решение задач по теме «Тепловое равновесие» 82/76 Уравнение состояния идеального газа. Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа». §70
№512,513,514, 517,518,519 83/77 Уравнение состояния идеального газа при постоянной температуре газа Демонстрация
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре газа. Демонстрация
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре газа. § 71
№531,532,533 84/78 Решение задач на расчет температуры идеального газа. Лабораторный опыт «Изучение свойств газов, жидкостей и твердых тел» 85/79 Уравнение состояния идеального газа при
постоянном давлении газа. Демонстрация
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Демонстрация
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. § 71
№ 537,538,539 86/80 Решение задач на расчет давления идеального газа 87/81 Уравнение состояния идеального газа при
постоянном объеме. Демонстрация
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Демонстрация
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. § 71
№549,560,561 88/82 Решение задач на расчет объема идеального газа 89/83 Изопроцессы. Адиабатный процесс 90/84 Решение графических задач по теме «Уравнение состояния идеального газа» №554,557,558 Повторить свойства жидкостей и газов 91/85 Подготовка к контрольной работе 92/86 Контрольная работа № 4 по теме « Основы молекулярно – кинетической теории». 93/87 Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
94/88 Строение и свойства жидкостей и твердых тел.Строение и свойства жидкостей.
Демонстрация
Кипение воды при пониженном давлении. Лабораторный опыт «Агрегатные превращения вещества»
Объяснение устройства и принципа действия гигрометра и психрометра. Демонстрация
Кипение воды при пониженном давлении.
«Агрегатные превращения вещества»
§ 72,74
№562,563 95/89 Лабораторная работа № 7 « Измерение влажности воздуха» Лабораторная работа № 7 « Измерение влажности воздуха». 96/90 Лабораторная работа № 8 «Измерение поверхностного натяжения жидкости». Демонстрация
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Демонстрация
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Лабораторная работа № 8 «Измерение поверхностного натяжения жидкости». № 583,584 97/91 Строение и свойства жидкостей и твердых тел.Строение и свойства твердых тел. Демонстрация
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Демонстрация
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов. § 75,76
№610 98/92 Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. § 77,78
№ 99/93 Количество теплоты. Измерение количества теплоты § 78,79
№632,633,634 100/94 Лабораторная работа № 9 «Измерение удельной теплоты плавления льда». Лабораторная работа № 9 «Измерение удельной теплоты плавления льда». 101/95 Законы термодинамики. Первый закон термодинамики. Лабораторный опыт «Наблюдение тепловых процессов» «Наблюдение тепловых процессов» §80 102/96 Применение первого закона термодинамики к различным процессам. §81 103/97 Решение задач по теме «Первый закон термодинамики». 104/98 Решение задач по теме «Первый закон термодинамики» 105/99 Второй закон термодинамики. 106/100 Решение задач по теме «Законы термодинамики». 107/101 Порядок и хаос. записи в тетради 108/102 Необратимость тепловых процессов. § 82,83 109/103 Тепловые двигатели. 110/104 Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
111/105 Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Демонстрация
Модели тепловых двигателей, как пример об охране окружающей среды. Демонстрация
Модели тепловых двигателей, как пример об охране окружающей среды. §84 112/106 Решение задач по теме «Тепловые двигатели». 113/107 Подготовка к контрольной работе 114/108 Контрольная работа №5 по разделу « Молекулярная физика». Электродинамика(19 часов) 115/109 Возникновение электродинамики. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда § 85, 86, 88 116/110 Закон Кулона. Границы его применимости. § 89-90 117/111 Решение задач по теме «Закон Кулона» 118/112 Электрическое поле. Его свойства. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей § 92,93 119/113 Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков
§95-97 120/114 Решение задач по теме «Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей» 121/115 Потенциальная энергия электростатического поля. Потенциал, разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электростатического поля. §98-100 122/116 Решение задач по теме «Потенциальная энергия электростатического поля. Потенциал, разность потенциалов» 123/117 Электроемкость, единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора, их применение. §101-103 124/118 Решение задач по теме «Энергия заряженного конденсатора» 125/119 Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. §104-105 126/120 Решение задач по теме «Электрический ток. Сила тока» 127/121 Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Демонстрация последовательного и параллельного соединения проводников §106-107 128/122 Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников» 129/123 Работа и мощность постоянного тока. ЭДС. §108-109 130/124 Решение задач по теме «Работа и мощность постоянного тока» 131/125 Закон Ома для полной цепи. §110 132/126 Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи» 133/127 Электрический ток в различных средах Повторение(7часов) 134/128 Повторение по темам: «Виды движения», «Законы динамики», «Законы сохранения в механике». 135/129 Повторение по темам: «Виды движения», «Законы динамики», «Законы сохранения в механике». 136/130 Повторение по темам «Основы молекулярной теории» «Законы термодинамики», «Тепловые машины». 137/131 Повторение по темам: «Закон Кулона» «Потенциальная энергия электростатического поля. Потенциал, разность потенциалов» 138/132 Повторение по темам: «Энергия заряженного конденсатора» ,«Работа и мощность постоянного тока» 139/133 Повторение по темам: «Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников» 140/134 Итоговая контрольная работа № 6 Итоговая контрольная работа № 6