Рабочая программа по обществоведению для основного общего образования 9 класс специальной коррекционной школы VIII вид

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Лидогинского сельского поселения
Нанайского муниципального района Хабаровского края





«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО
__________________
_____________/ФИО
Протокол №_____ от
«___»________20__г.

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_______________________
__________________/ФИО
«____»____________20___г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________________
__________________/ФИО
Приказ №____________от
«___»_____________20__г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
(учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
для основного общего образования, 9 класс
специальной коррекционной программы школы 8 вида
(интегрированное обучение)
(ступень обучения, класс)

Срок реализации: 1 год
Всего часов на учебный год: 34
Количество часов в неделю: 1


Составлена в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией В.В. Воронковой
Сборник №2;ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2010 г.
(название программы с указанием автора и сборника, год издания)
Олейник Анна Александровна, учитель истории и обществознания
(Ф.И.О., должность педагога, категория)






2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществоведению для 9 – го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года, №29/2065 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, авторы   О.И.Бородина, В.М. Мозговой, Л.В. Сековец, 2010 г.
Учебного плана Образовательного учреждения.
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что, несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Курс призван способствовать, возможно, большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.

Цель обучения  – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Основными задачами курса являются:
создать условия для социализации личности;
знания и интеллектуальные умения, минимально необходимые и достаточные для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина;
сформировать основы нравственной, социальной культуры; содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Отличительной особенностью рабочей программы является то, что она рассчитана на 34 урока. В ней сохранено основное содержание материала по программе В.В. Воронковой.
Сроки реализации рабочей учебной программы: 2014 – 2015 учебный год.
Основной формой организации учебного процесса по предмету «Обществоведение» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог)
Ролевая игра
Самостоятельная работа
Практическая работа
Методы обучения:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний       
методы повторения, закрепления знаний    
методы применения знаний
методы контроля
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Дифференцирование, разноуровневое обучение,
Наглядные пособия
Создание увлекательных ситуаций
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
Комбинированный урок
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Знание теоретического материала по разделам, правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень физического развития ученика.
Оценка «5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может применять на практике. Оценка «4»  -  успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу. Оценка «3»  -  фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с ошибками,  работает с помощью и под постоянным контролем педагога. Оценка «2» -  испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного материала недоступно. Оценка «1»  -  усвоение учебного материала недоступно, помощь педагога не принимает.

Для реализации рабочей учебной программы считаю необходимым использовать
Основная: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, 2010.
Дополнительная:
Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями. – М., 1999.
И.М. Бгажнокова. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.

































Содержание учебного курса

Раздел I. Права и обязанности гражданина России (28 часов)
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные нрава человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Основы трудового права.
Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Раздел II. Основы уголовного права (5 часов)
Понятие уголовного права. Преступления наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
Повторительно – обобщающий урок (1 час)

Календарно – тематическое планирование



Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Тип урока
Элементы содержания
Планируемые результаты освоения материала
Вид, форма контроля




План.
Факт.





Раздел I. Права и обязанности гражданина России

1.
2.
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
2


Сообщение новых знаний Комбинированный
Конституция как основной закон государства, ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Содержание политических и гражданских прав.
Знать:
- особенности и структуру конституции;
- способы реализации своих прав и исполнение обязанностей в конкретных жизненных ситуациях.
Разъяснить сущность правового статуса личности
Устный опрос Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)

3.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
1


Комбинированный


Устный опрос

4.
Основы трудового права
1


Комбинированный
Трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа, трудовая книжка, виды наказания за нарушения в работе
Знать:
- чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей;
- правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта;
 - как регулируются законом продолжительность рабочего времени и времени отдыха, какие льготы существуют у работающей молодежи.
Уметь подсказать человеку, потерявшему работу, дальнейшие действия
Устный опрос

5.
6.
7.
8.
9.
Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.
5


Сообщение новых знаний Комбинированный




Самостоятельная работа (опорный план ответа)
Устный опрос

10.
11.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
2


Сообщение новых знаний Сообщение новых знаний
Комбинированный


Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. 
Знать:
- что представляют собой имущественные отношения, каким должно быть поведение их участников;
- основные виды договоров, сущность института права собственности;
Уметь:
- разъяснять правила поведения участников договорных отношений;
- защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке
Устный опрос

12.
Основы семейного права
1


Комбинированный
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка
Знать:
- что регулирует семейное право;
- правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей;
- основные права детей.
Уметь реализовывать и защищать права детей;
- разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности;
Устный опрос

13.
14.
15.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
3


Сообщение новых знаний
Комбинированный
Практический



Устный опрос
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)
Устный опрос

16.
17.
18.
19.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
4



Сообщение новых знаний
Комбинированный
Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона.
Знать:
- что регулирует социальное, жилищное право;
Уметь реализовывать и защищать свои права
Устный опрос
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)
Устный опрос
Самостоятельная работа (тест)

20.
Политические права и свободы
1


Комбинированный
Право на равный доступ к  государственной службе. Обращения в органы власти. Пути влияния на власть.
Знать:
- что регулирует политические права;
Уметь реализовывать и защищать свои политические права
Устный опрос


21.
22.
23.
24.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
4


Сообщение новых знаний
Комбинированный
Различные определения религии, ее значение и роль в обществе.    Право    на свободу совести и его гарантии.       Свобода совести. Вера, атеизм. Мировоззрение
Знать основные положения урока.    Объяснять    смысл основных понятий.   Раскрывать гуманистический   смысл   религии. Давать определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Устный опрос
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)
Устный опрос
Самостоятельная работа (тест)

25.
26.
27.
28.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
4


Сообщение новых знаний
Комбинированный
Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Знать:
- что представляет собой образование как институт общества;
- что такое наука, каковы ее функции в обществе;
- что представляют собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.
Уметь:
- разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы;
- осознанно выбирать заведение для продолжения обучения 
Устный опрос
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)
Устный опрос
Самостоятельная работа (тест)

Раздел II. Основы уголовного права

29.
30.
31.
Понятие уголовного права. Преступления наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
3


Сообщение новых знаний
Комбинированный
Практический

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия
Знать:
- что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми;
- что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют;
- наказания, которыми могут подвергаться лица, совершившие преступления.
Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением
Устный опрос
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)
Устный опрос


32.
33.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
2


Комбинированный

Какие органы называют правоохранительными. Суд. Прокуратура. Адвокатура.
Знать основные положения урока.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Устный опрос
Индивидуальная работа (карточки с письменными заданиями)


34.
Повторительно – обобщающий урок
1


Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
Обобщать и закреплять пройденный материал

Контрольная работа





Учебно – тематический план

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:




Лабораторные,
практические работы,
сочинения и др.
Контрольные работы
Самостоятельные работы учащихся, проектную, исследовательскую деятельность, экскурсии

1.
Права и обязанности гражданина России
28
5

4

2.
Основы уголовного права
5
2



3.
Повторительно – обобщающий урок по темам курса
1

1






Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать;
что такое государство?;
что такое право?;
виды правовой ответственности;
что такое правонарушение?
что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации;
какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?

Учащиеся должны уметь:
написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку;
оформлять стандартные бланки;
обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения;
правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.


Ресурсное обеспечение рабочей программы включает:

Литература основная:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: в 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Дополнительная:
Учебник «Обществознание»: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ {Л.Н. Боголюбов, Л.Н. Иванова, А.И. Матвеева и др.}; под ред.Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями. – М., 1999.
И.М. Бгажнокова. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
Оборудование:
Компьютер;
Проектор;
Интерактивная доска.


15