Методические рекомендации по организации уголка природы в детских объединениях эколого-биологической направленности

АННОТАЦИЯ


Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи начинающим педагогам дополнительного образования, воспитателям ДУ, учителям биологии и экологии в организации уголка природы, как неотъемлемой составляющей в организации развивающей образовательной среды в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей.
Рекомендации составлены на основе практического опыта деятельности детского объединения эколого-биологической направленности МБОУ ДОД Дом пионеров и школьников с. Красное Липецкой области.







Методические рекомендации
составлены методистом МБОУ ДОД
Дом пионеров и школьников
с. Красное Липецкой области.
телефон: раб. 8(47469) 20-2-12
мобильный 8-909-221-12-51






Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, школьник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В учреждениях дополнительного образования, в детских объединениях эколого-биологической направленности формируется экологическая культура воспитанника. На основе приобретенных знаний обучающиеся устанавливают зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе, реалистично понимают явления природы, у них развиваются такие качества как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Поближе познакомить детей с окружающим нас миром, воспитать любовь ко всему живому и привлечь обучающихся в эколого-биологическое объединение поможет уголок природы в кабинете, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. В нашем учреждении уже несколько лет функционирует кружок «Капелька» и его воспитанники в первую очередь бегут в уголок природы. Кроме разнообразия комнатных растений и огорода на окне, у нас живут красноухая черепаха Бегги, хомячок Сеня, канарейка Чин. Ребята с огромным удовольствием ухаживают за обитателями кабинета и наблюдают за их развитием. В процессе ухода за ними дети получают знания о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать, учатся элементам фитодизайна; анализируют, сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений. Все это способствует формированию у детей эстетических чувств и экологической культуры.
Какое значение имеет уголок природы?
1.   Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, развивается логическое мышление, внимание, наблюдательность, возникает понимание необходимости соблюдения экологических норм и правил.
2.  Эколого–эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
3.  Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
4. Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
5.  Оздоровительное значение: растения улучшают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Какие требования предъявляются к отбору
обитателей уголка природы?
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям школьного возраста (при участии и руководстве со стороны педагога). Поэтому
отбираются растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать чувство любования у обучающихся.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей (выясните вопрос об аллергичности детей, посещающих кружок).
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях посещения учреждения.
Кто в теремочке живет?
Уголки природы в кабинете включают аквариум с рыбами, птицу в клетке, кого-нибудь из наземных животных (хомячка или черепаху) и растения. Ребятам целесообразно видеть в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности, могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе. Для аквариума подойдут золотые рыбки в сочетании с карасем – их диким предком. Это дает возможность показать хорошую приспособленность дикого животного и ее отсутствие у декоративной разновидности. Так же подойдут рыбы разных слоев воды, на которых можно показать не только приспособленность к разному образу жизни, но и экологические ниши в одной экосистеме. Это могут быть: гуппи или меченосцы (рыбы верхних слоев воды), сомики (донные рыбы), барбусы (обитатели средних слоев воды). Сухопутная черепаха и золотистый хомячок, устроенные в просторных помещениях с «естественным» оформлением, обеспечивают богатое экологическое содержание познавательной деятельности детей 6-7 лет. Из птиц предпочтительнее волнистые попугаи или канарейки, райские звуки которых умиротворяют, поднимают настроение и имеют огромное релаксирующее значение на занятиях.

Постоянные обитатели уголков природы в детском объединении – комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны. Большинство комнатных растений – выходцы из тропических и субтропических стран: в зависимости о места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы. Видовой состав растений в уголке природы не имеет принципиального значения – занятия можно проводить с теми представителями флоры, которые давно находятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Комнатные растения – это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться – их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями.
Определенное место в уголке природы, можно выделить фенологическому уголку, в котором содержатся временные объекты, фиксируется периодическое явление в жизни растений при создании определенных условий. Особенность фенологического уголка заключается в возможности сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях.
Посадки овощных культур дают возможность детям в течение года наблюдать за ростом растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Для выращивания лука на перо предварительно замоченные в течение суток луковицы высаживают в ящик рядами. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября. Выращивать салат, укроп, редис лучше всего ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики и засыпают слоем песка и перегноя. Ящики покрывают стеклом и ставят в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе. Можно выращивать рассаду помидоров, огурцов, перца. В течение зимнего периода, начиная с января, в уголке природы проращивают корнеплоды (брюква, репа, редька и т.д.)
Так же в фенологическом уголке производят выгонку луковичных растений (тюльпан, гиацинт, нарцисс). До посадки их хранят в темном сухом месте, а затем в октябре производят посадку.
Осенью в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев, поздноцветущие дикорастущие растения (бархатцы). Во второй половине января в банки с водой (t – 16-20 градусов) помещают срезанные ветки деревьев и кустарников с целью их оживления, появления почек, листьев и цветов (ветки яблони, черемухи, вишни и сирени.
Растения в уголке природы, за которыми ухаживают дети, должны быть расположены на доступном для детей уровне и обязательно должны быть расположены растения с учетом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые). Совет: выделите стены кабинета, у которых вы планируете расположить природный уголок, росписью красками или аппликациями, где можно изобразить лесную полянку, цветущий садик, огромное волшебное дерево и т.п. Затем расставляйте и развешивайте свои объекты природы в соответствии с полученной картинкой на стене (приложение № 1, 2)
Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать его для проведения занятий, различных эколого-педагогических мероприятий и организации разнообразной деятельности с обучающимися (приложение № 6)
На занятиях можно проводить опыты и эксперименты, которые затем фиксировать в дневниках наблюдений с помощью зарисовок или моделировать состояние растений. Советую сделать бирки для цветов с указанием названия, особенностей полива, освещения и для животных, где указать имя, возраст, любимое занятие и особенности ухода. Их можно распечатать, вырезать, «заламинировать» скотчем, можно наклеить на цветочный горшок, прикрепить к палочке и вставить в грунт, поставить у клетки с животным или аквариума.
Как оборудовать уголок природы ?
Уголок природы должен быть правильно оборудован – без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В кабинете должно быть два функциональных места – для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы. Место для труда – это небольшой столик, на котором можно разместить клетку с птицей или поддон из нее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы.
Оборудование по уходу за водными обитателями (приложение № 4,№5) включает следующие предметы: сифон для очищения дна аквариума; резиновая трубка диаметром 0,5-1 см и длиной 80-120 см для переливания воды и очищения дна, губка для мытья стекол аквариума, плавающая кормушка для рыб, водный термометр, компрессор, сачок из мягкой ткани. Для ухода за птицами (приложение № 3) нужны небольшое сито для просеивания песка, совок для его сбора, ведерко с песком, кормушки и поилки, маленькие коробочки для выращивания зелени. Для содержания млекопитающих, сухопутной черепахи необходимы ведерко с опилками, небольшого размера совок и щетка для их смены, разделочная доска, безопасный нож, терка для приготовления овощного корма, коробочки для проращивания овса. Банки с любыми сухими кормами должны иметь плотные крышки и этикетки с изображением тех животных, для которых они предназначены. Необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3-4 штуки), фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому оно хранится в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартуки могут висеть в туалетной комнате.

Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, но только при одном условии - если взрослые сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Дайте детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.















Список литературы:

1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
2.Букин А.П. В дружбе с людьми и природой, М.:»Просвещение», 1991 г.
3. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.
6. Сигмова М. Н.Познание мира растений. – Волгоград: Учитель,   2009 год.
7. Созонтова О.В. Опыт Липецкой школы по экологическому образованию, 2010 г.
8.  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 












ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Примеры оформления уголка природы
в детском объединении

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

13 INCLUDEPI
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 2
Варианты календарей природы


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Самыми неприхотливыми в плане ухода среди домашних птиц считаются канарейки. Однако даже за ними нужно ухаживать грамотно, соблюдая все правила.
Описание канареек
Родиной канареек считаются Канарские острова, откуда и пришли в наш дом эти замечательные птицы. Длина канареек составляет примерно от 11 до 23 см в зависимости от пола и вида птицы. Канарейка отличается коротким кеглевидным клювом и округлой сформированной головой. Некоторые селекционные формы также имеют небольшие завитки или хохолок. Самое распространенное оперение - желтое. Но у этих птиц возможны и другие окрасы.
Канарейки отличаются не только разнообразием форм и окрасок, но и своим успокаивающим пением.
Содержание канареек
Нужно быть готовым к тому, что на новом месте в течение первых двух недель птичка будет скучать. Каждая канарейка по-своему адаптируется к новым условиям, в первое в
·ремя ее желательно не беспокоить: найдите наиболее спокойное место и дайте птице возможность освоиться.
Для самца необходима отдельная клетка, а самочки хорошо уживаются вместе. Клетку с птицей лучше поставить в светлом, не сквозном, недоступном для детей и домашних питомцев месте. От сквозняка канарейки могут заболеть и даже погибнуть.
Клетки для канареек
Очень важно в уходе за канарейкой – это домик для нее, который должен иметь определенный инвентарь и размеры. Форма клетки прямоугольная, примерные габариты: ширина - 55, высота - 45, глубина - 30 см. Круглые клетки канарейкам не годятся - в них птицам неудобно перелетать с жердочки на жердочку.
В клетке должна быть поилка, которую рекомендуется прикрепить ближе к жердочке, и три кормушки:
для зерна;
для мягкого корма;
для минеральных добавок.
Также стоит знать, что в новых клетках жердочки изготовлены из пластика, а птицам нужны деревянные диаметром 1-1,5 см. Если в магазине не имеется деревянных жердочек, сделайте их из веточек вишни, яблони или орешника. Для одной особи достаточно 2-3 жердочек. Помимо этого позаботьтесь о специальной ванночке для купания, ведь канарейки просто обожают воду.
Весь инвентарь следует приобретать одновременно с клеткой, чтобы проверить, походит ли он по форме и размерам.
Чтобы питомец радовал вас на протяжении 10-15 лет, сколько и живут канарейки, держите клетку в чистоте. Для этого специальный песок на дне клетки, который можно купить в зоомагазине, меняйте каждый день.
Кормление канареек
Правильный уход за канарейкой, безусловно, включает организацию рационального питания. Оптимально давать птицам корм ежедневно, но можно насыпать его раз в 2-3 дня в большем объеме. Основной корм для канареек:
Смесь зерен, продающаяся специально для канареек, должна всегда находиться в кормушке. Норма до 2 чайных ложек в день.
Продукты с высоким содержанием животных белков, например, нежирный творог или вареное яйцо. Крайне актуально это в период размножения и линьки у канареек. Такая пища предлагается птичкам до 2 раз в неделю.
Витаминная еда, такая как тертая морковь, зелень, яблоки. Эти продукты разрешается давать птице до 3 раз в неделю.
Минеральная подкормка: крупный речной песок и древесный уголь для улучшения пищеварения птиц, яичная скорлупа как источник кальция.
Конечно же, в поилке должна постоянно находиться свежая чистая вода. Можно использовать воду из-под крана, но только отстоянную не меньше суток.














ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Черепахи домашние водные

  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 Размеры их в среднем составляют от 18 до 28 сантиметров, самки обычно крупнее самцов, поэтому, выбирая «домик» лучше покупать на вырост.
 Внутри аквариум должен быть полностью оборудован еще до прибытия питомца. Черепаха – не рыба, и быть постоянно в воде для нее недопустимо, и даже вредно для здоровья. Маленьких черепашат рекомендуется на ночь вытаскивать и укладывать в сухое теплое место.
 Аквариум обязательно оборудуется подсветкой, обычной электрической лампочкой, мощность ее зависит от размера черепахи. Для особей, превышающих килограмм, температуру воды регулируют с помощью специальных приборов, но вода не должна быть нагретой более чем на 21 градус. Присутствие ультрафиолетовой лампы обязательно, так как черепаха домашняя водная очень нуждается в кальции, а он, в свою очередь, не усваивается без витамина Д (который вырабатывается на свету).
 Воду в аквариуме из-за особенностей содержания и кормления придется менять очень часто, затхлый запах не допустим категорически!
 Стенки у акватеррариума должны быть или стеклянными или пластиковыми. Конфигурация любая, главное, чтобы там убирались необходимые декоративные элементы, нагреватель, фильтры для воды и лампы. Температура воды для водной черепахи поддерживается в пределах 26-27 градусов, в точке прогрева, на «берегу» - 30-32, а общая температура в аквариуме должна быть 26-30 градусов.
 Водные черепахи практически постоянно должны находиться в аквариуме, за исключением тех моментов, когда нужно поменять воду, вымыть емкость или покормить. Пускать черепаху «бегать» по полу нельзя. Она может простудиться или получить серьезную травму.
 
Водные черепахи уход и кормление
 Чем же можно кормить своего питомца? Вопреки расхожему мнению, что черепахи едят только листья салата и фрукты, для водных черепах подходят
– нежирная рыба, морепродукты, печень говяжья (1-2 раза в неделю), улитки, дождевые черви, и нечасто курицу и говядину. Все продукты потребляются черепахой только в сыром виде. Взрослые водные черепахи едят и растительный корм – листья салата, огурцы, бананы, яблоки и груши. Готовый сухой корм давать можно, но только в качестве не основного.
 Черепашки с длиной тела до 10 сантиметров должны кушать ежедневно, потом их кормление проходит через день. Взрослых черепах кормят 3 раза в неделю. При кормлении черепашек лучше всего отсаживать в тазик с водой, чтобы остатки пищи не загрязняли аквариум. Порция рассчитывается таким образом, чтобы черепаха смогла ее съесть за полчаса. Остатки пищи выкидываются.
 Срок жизни водной черепахи в условиях дома долгий, до 40 лет, при условии, что вы ей создадите самые лучшие и комфортные условия. Это животное, как и любое другое – не игрушка, а существо, которое нуждается в любви и заботе!




ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Уход за рыбками
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Оптимальная температура и жесткость воды
Уход за рыбками в аквариуме начинается с воды. Аквариумист-новичок часто допускает одну очень серьезную ошибку - набирает не отстоянную воду. Из-за того, что в воде из-под крана присутствует хлорка и прочие примеси, рыба часто гибнет. Оптимальное время, чтобы вода стала подходящей - 2-3 дня. Если такой вариант тебе не подходит, тогда можно воду нагреть до температуры в 17 градусов и дать остыть.
Кроме того, очень важно во время ухода следить, чтобы была нормальная жесткость и кислотность воды. Об этих требованиях лучше узнать от продавца или же из специальной литературы, поскольку для разных видов рыб они могут быть различными.
Чтобы рыбки чувствовали себя комфортно, ежедневный уход должен включать наблюдение за температурой в аквариуме. Оптимальная температура для каждого вида рыбы своя - от +20С до +30С. Если температура ниже, то воду следует прогреть. А вот если выше, то срочно всевозможными способами ее остужать, иначе рыба угорит.
Уход за аквариумными рыбками включает осмотр состояния фильтра и его работоспособности: биологические отходы загрязняют его, что приводит к отсутствию подачи воздуха, без которого рыба гибнет. Некоторые виды рыб, например, золотая рыбка, которая выведена из обычного карася, может обходиться без подачи воздуха до 5-7 дней. При этом скалярии могут погибнуть уже на следующий день после отключения фильтра.
Освещение аквариума
Что касается освещения, то многие виды рыб не требуют дополнительного освещения, им достаточно дневного света. Некоторые не могут обойтись без подсветки даже ночью. Также немаловажно и место размещения аквариума: если он расположен в темном углу, то подсветка должна быть практически круглосуточной.
Оптимальной считается подсветка для аквариума из расчета 0,5 Вт мощности на 1 литр воды. Но эти показатели не являются правилом. Необходимо учитывать еще глубину воды и среду обитания рыб и растений. Например, жителям глубин необходимо гораздо меньше света, нежели обитателям мелководья. Наиболее точно подсветку для аквариума можно установить экспериментальным путем. При избыточном освещении начнется цветение воды, зарастание стенок водорослями. Недостаточная подсветка может привести к коричневым пятнам на стенах аквариума, а также к затруднению дыхания рыб и гибели мелколистных растений.
Периодичность смены воды в аквариуме
Во время ухода за рыбками многие сталкиваются с проблемой сильного загрязнения дна аквариума. Чаще всего основная причина - слишком обильное кормление рыб. Для кормления взрослых рыб достаточно одного-двух раз в день, а вот мальков нужно кормить четыре раза. А вот оптимальное количество корма (как живого, так и сухого) придется вычислить самостоятельно. Для этого сыпь понемногу на протяжении 5-10 минут корм так, чтобы рыбы его сразу же съедали. Этого будет вполне достаточно для нормальной жизнедеятельности.
Во время ухода за рыбами необходимо менять воду в аквариуме приблизительно раз в два-три месяца. Для этого предварительно воду нужно настоять, старую слить, оставив лишь 10% от всего объема аквариума, а затем налить свежей. За счет света часть воды будет испаряться, поэтому следи за уровнем и периодически доливай, но также только отстоянную воду.
В целом, уход за любыми видами аквариумных рыбок не такой сложный, а вот эстетическое и душевное удовольствие от этих домашних обитателей во сто крат перекрывает все неудобства.






















ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Мини садики из комнатных растений
Можно создавать мини садики из комнатных растений для украшения кабинета. Например, садик из комнатных растений можно расположить на широком блюде или в глубокой плошке.



Садик в плошке. Смешанные посадки в плошках содержат разные растения, а не один вид. Такие композиции долговечнее, чем просто из весенних луковичных цветов. Это один из самых популярных видов комнатного садика, который можно приобрести уже готовым. Обычно сосуд представляет собой круглую плошку. Существует стандартная схема посадки. Высокие растения, такие как пестролистный плющ, располагают в задней части плошки. Перед ним высаживают кустистые или стелющиеся и цветущие растения. Чтобы смягчить вид края плошки, можно добавить ампельные, такие как плющ или фикус карликовый.
Полив является серьезной проблемой отсутствие дренажных отверстий приводит к тому, что избыточного полива трудно избежать. Если вы создаете садик в плошке с нуля, то лучше использовать сосуд с дренажными отверстиями и перед добавлением компоста уложить слой гравия. Поставьте плошку на поддон.

Садик на блюде. Маленький комнатный садик можно устроить в мелкой посуде, используя тщательно подобранные суккуленты и кактусы. Поверхность контейнера должна быть простой, но разнообразная и красочная коллекция растений способна сделать блюдо с садиком выдающейся достопримечательностью. Можно использовать водонепроницаемый контейнер, но наличие дренажных отверстий поможет избежать риска избыточного полива.

Художественная композиция. Комнатный садик этого типа размером может быть не больше, чем стандартный ящик. Существенная разница в том, что художественная композиция состоит из двух или более контейнеров, а растения находятся на двух или более уровнях.
Вы можете использовать готовые модули или же купить отдельные контейнеры и составить их вместе. Вы можете изготовить свой собственный контейнер, если являетесь поклонником ручной работы. Каждый посадочный модуль можно рассматривать индивидуально, как с позиций посадки, так и ухода. Самый нижний блок композиции, представленной на иллюстрации, засажен горшечными растениями, которые заменяются в зависимости от сезона луковичными весной, пуансеттией на Рождество и т.д. Высокие экземпляры на заднем плане образуют постоянный покрытый листвой фон.

Шесть шагов к успешному созданию комнатного садика:
1. Выберите подходящий ящик. Большинство продающихся в магазине ящиков представляют собой простые продолговатые лотки из белого, черного или зеленого пластика. У древесины и бамбука более интересные поверхности, а квадратная или широкая округлая форма дает больше возможностей для художественной аранжировки. Можно использовать
любой достаточно высокий контейнер, но избегайте узорчатых или ярко окрашенных, которые могут отвлекать внимание от растений или конкурировать с ними.
2. Выберите подходящие растения. Первая задача состоит в поиске растений, которые имеют примерно одинаковые требования к свету, теплу и поливу. Неразумно ожидать, что суккуленты и папоротники будут хорошо расти вместе. Обычно выбирают одно или несколько высоких растений, несколько растений средних размеров, а затем несколько ползучих и раскидистых, чтобы укрыть ими часть кромки ящика. Декоративнолистные растения обеспечивают основу цветущие виды добавляют, чтобы придать дополнительную окраску.
3. Создайте дренажный слой. Насыпьте на дно ящика гравий слоем 5-8см.
4. Установите горшки в ящик. Поместите тонкий слой заполняющего материала поверх дренажного слоя и расположите горшки в нужном порядке. Горшки лучше использовать глиняные, обязательно с дренажными отверстиями. Высокий горшок может быть установлен прямо на слое заполняющего материала, но меньшим потребуется подставка, чтобы поднять их до уровня немного ниже края ящика. Можно поставить небольшой горшок на перевернутый пустой.
5. Контроль полива. Существуют системы автоматического полива с индикатором уровня воды, но вы можете изготовить датчик уровня воды и собственноручно. Установите в ящике трубку, основание которой должно касаться дна ящика. Вставьте в трубку палочку и используйте ее в качестве щупа. Уровень воды в норме должен быть ниже верхней части дренажного слоя.
6. Поместите заполняющий материал вокруг горшков. Заключительный шаг заполнить промежутки между горшками слоем влажного компоста. Этот заполняющий слой должен полностью занять пространство между дренажным слоем и краем горшков. Не следует укладывать заполняющий материал вокруг стеблей растений.
Сад комнатных растений: рекомендации по посадке
Существуют различные рекомендации по посадке, которые позволяют сделать сад комнатных растений наиболее привлекательным. Убедитесь в том, что высота и форма растений соответствуют размерам ящика. Старайтесь подобрать растения с большими различиями в форме листьев.
В небольшом ящике высоту обеспечат узкая вертикальная сансевиерия или ажурные гревиллея и дизиготека. Выбор высоких растений для большого ящика проще: популярны [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], драцены, фикусы, монстера и филодендроны.
Растения с цветными листьями подходят для ящика средних размеров. Обратите внимание на красные листья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и желтые сциндапсуса, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и плюща. Из растений с многоцветными листьями выбирайте кротон, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] королевскую.
Наконец, популярная четверка ампельных растений плющ, традесканция, фикус карликовый и зебрина.
Не ограничивайте свой выбор обычными ампельными растениями, такими как плющ и фикус карликовый включайте цветущие виды каскадного типа, например, фуксии, колокольчики и лобелию.




















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом пионеров и школьников
с. Красное






Методические рекомендации
по организации уголка природы
в детских объединениях эколого-биологической направленности



Автор: Пенченкова Елена Дмитриевна,
методист МБОУ ДОД ДПиШ







с. Красное
2015 г.










уголок природы в детском садуДетские уголки в детском саду фотоПриродные уголки на детским садуДетсад оформление уголка природы бесплатноЯгоды годжи алгоритмы в уголке природы Худеем вместе!Ягоды годжи уголок природы в кабинет начального класса Худеем вместе!Рисунок 12