«Организация психолого-педагогического сопровождение инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях детей с ОВЗ»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Пролетарская специальная школа-интернат»






СТАТЬЯ НА ТЕМУ:



«Организация психолого-педагогического сопровождение инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях детей с ОВЗ»










Педагог-психолог ГКОУ РО
Пролетарской школы-интерната
Гайворонская Е.Г.




2016
«Ребёнок с отклонениями в развитии, такой же ребёнок, как и все дети, только ему гораздо труднее в этом мире, моя задача как психолога, выявить причину нарушений раскрыть резервные возможности, скорректировать и максимально приблизить к благоприятному варианту развития, помочь ему адаптироваться к реальным условиям жизни»
Педагог-психолог
Гайворонская Е.Г.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Концепция модернизации российского образования определила приоритетные цели и задачи, решение которых потребовало построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов), что в свою очередь определяет необходимость развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Поддерживая инклюзивную культуру, реализуя инклюзивную практику, технологии, ГКОУ РО Пролетарская школа-интернат работает в инновационном режиме. При этом одной из основных становится задача – создать устойчивую, развивающуюся, эффективно действующую систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях. Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и вся специфика образовательной деятельности, которая должна строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд «особого ребёнка» и на желании ему помочь.
Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р. Битяновой (1998),  определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.
В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение»  следует рассматривать не только в отношении деятельности педагога-психолога или педагога, но и других специалистов учителей-логопедов, дефектологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, это понятие может быть в наиболее широком смысле транслировано образовательной среде в целом. 
В соответствие с чем, в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения определяются конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей (законных представителей), других участников образовательной деятельности, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, которое строится на следующих принципах:
Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей (законных представителей), посредством бесед, консультаций, организации курсов и родительских лекториев, целью которых является, повышение педагогической грамотности и культуры, понимания возрастных особенностей и проблем развития детей с ОВЗ их потребностей.
Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательной деятельности. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие обучающихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, «нормально» развивающимися детьми и их родителями в системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление отрицательных установок, формирование принятия «особых» детей, понимание их особых потребностей.
В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и других формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других – он такой же, как все.
Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты и педагоги ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. Даже если у детей сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиле воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.
Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения. То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательной деятельности, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.
Роль педагога-психолога в инклюзивном образовании становится наиболее актуальной и важной, так как именно педагог-психолог помогает создать целостную систему поддержки, объединяющую различные субъекты «ребёнка с ОВЗ и остальных обучающихся, включённых в то же самое образовательное пространство, педагогов и родителей (законных представителей), делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, педагог-психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает адаптироваться всем субъектам образовательной деятельности к новым условиям совместной деятельности.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:
Психодиагностика.
Развивающая и психокоррекционная работа.
Психологическая помощь в трудных ситуациях (немедицинская психотерапия).
Психологическое консультирование.
Психологическое просвещение.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
Процесс анализа полученных данных и выведение из них определенного заключения интерпретируется методом экспертных оценок.
Мониторинг индивидуального развития включает в себя:
- оценку психического развития ребенка;
- состояние его здоровья;
- развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Мониторинг проводится два раза в году: в начале и по окончании работы по программе.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса образовательной деятельности и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Цель коррекционно-развивающей работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, осуществляется посредством следующих задач:
сохранение и укрепление психического здоровья каждого обучающегося;
обеспечение оптимальной социализации и адаптации в обществе;
коррекция психоэмоциональной сферы;
стабилизация эмоционального состояния;
развитие сенсорно-перцептивных процессов;
формирование познавательных и мыслительных процессов;
развитие речи и коммуникативных навыков;
развитие мелкой моторики, зрительно-пространственной координации.
формирование у ребенка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
повышение самооценки на основе самоактуализации.
На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей (законных представителей)
Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются:
обучающиеся, включенные в инклюзивную образовательную деятельность, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
родители (законные представители) обучающихся с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду, участвуют в образовательной деятельности и развитии своих детей, проинформированы посредством консультаций, лекций, родительских лекториев т.о, включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка;
педагоги принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию, реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению и воспитанию «особых» детей, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов, эффективно взаимодействуют с родителями, специалистами психолого-педагогического сопровождения, имеют информацию о возможных ресурсах, как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их используют в профессиональной деятельности и трансформируют опыт коллегам;
специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, в других общеобразовательных учреждениях, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями (законными представителями), педагогами, воспитателями; имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их используют в профессиональной деятельности;
руководитель образовательного учреждения создаёт условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей, принимает активное участие в формировании инклюзивной политики и тактике, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе, понимая важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями;
члены администрации образовательного учреждения понимают свою роль по отношению к обучающимся с ОВЗ и их родителям (законным представителям), связанную с их основным функционалом, взаимодействуют со всеми участниками психолого-педагогического сопровождения по вопросам, связанным с эффективной организацией образовательной деятельности, совместно с другими членами коллектива реализуют инклюзивную образовательную политику, разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования, владеют информацией о достижениях детей с ОВЗ, инновационной работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики.
Положительный опыт инклюзивного образования, который был создан благодаря общей, слаженной работе одной команды специалистов, педагогов, администрации под началом директора школы-интерната, однозначно дал новый виток в развитии образовательной деятельности, повысив тем самым профессиональную компетенцию самих педагогов. Изменилось отношение родителей (законных представителей) к проблеме обучения «особого ребёнка». Работая не один год над проблемами инклюзивных технологий образования, педагоги школы–интерната апробировали, практиковали и распространяли свой опыт работы, методические рекомендации, которые, необходимы коллегам, работающим в общеобразовательных школах, столкнувшихся с проблемой обучения детей с ОВЗ.
Инклюзия – это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения.

Список литературы
Назарова Н.М. Специальная педагогика, Раздел II. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448










15