Открытое занятие «Букет цветов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр внешкольной работы ст.Полтавской







Конспект открытого занятия
объединения «Волшебная палитра»
1 год обучения
на тему:


«Букет цветов»










выполнил:
Филиппов Владимир Иванович
педагог дополнительного
образования








Тема: «Букет цветов»

Цель: Дать представление об искусстве составления букетов цветов.

Задачи:
Образовательная – познакомить с наиболее распространенными летними цветами, научить рисовать цветы.
Развивающая – развивать творческие способности и эстетический вкус.
Воспитательная – воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться окружающим миром.

Форма проведения: Практическая работа.

Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесный (беседа, загадки, стихи, объяснение)
Наглядный (иллюстрации художников)
Практический (выполнение практического задания)

Оборудование для педагога:
репродукция произведения П. П. Кончаловского «Сирень»;
образец педагогического рисунка «Букет цветов» (карандаш, акварель);
краски, палитра, кисти, простой карандаш, ластик, вода.

Оборудование для учащихся: акварель, альбом, кисти, простой карандаш, ластик, вода.

Дата проведения: 18. 03. 2013



















I. Вводная часть

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рад приветствовать вас на нашем занятии.

Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Если спросят надо встать,
Четко, громко отвечать.

Педагог: Я загадаю вам загадки. Отгадки к ним попрошу вас не называть, а показывать. Так мы проверим, не забыли ли вы эти необходимые принадлежности подготовить к занятию.

***
Белое поле,
Черное семя,
Кто поле сеет,
Тот и разумеет. (Бумага)

***
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

***
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход! (Карандаш)

***
Есть у вас рисовальных дел мастер-
Яркий, классный? (Фломастер)

***
Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны (Палитры)

***
Если ей работу дашь-
Зря трудился карандаш. (Ластик)

***
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)

Педагог: Молодцы ребята! К занятию вы готовы.

Педагог: Прежде чем вы узнаете, о чем пойдет речь на занятии, вам предстоит отгадать загадки.

***
Вот шершавый стебелек,
В середине уголек,
Лепестки блестят как лак,
Распустился..(Красный мак)

***
На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные.. (Ромашки)


Педагог: О чем были загадки? (О цветах.) Сегодня наше занятие мы посвящаем изображению прекрасных букетов цветов. Многие из вас знают стихотворения, посвященные цветам. Прочитайте их.

АСТРА
Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли «звездой».
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой?

ГВОЗДИКА
Этот цветок говорит нам о многом,
Словно овеянный громом боев.
Пламя хранит он и в вырезе строгом
Алых, упругих своих лепестков.

КОЛОКОЛЬЧИК
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Легки – легкий, тонкий – тонкий,
Будто видится мне сон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.



МАК
Это чудо заметил бы всякий:
Степь синеет все шире, а там-
Разбежались пунцовые маки
По дымящимся в зное холмам.
Разбежались в таком изобилии,
Так порхают, сухи и легки,
Точно это все – бабочек крылья,
А не маков простые лепестки.



РОМАШКА
Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки,
Как белые звезды, средь розовой кашки,
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу.
Ромашки! Ромашки!
Я знойного лета без вас и представить
Себе не могу.

II Основная часть

(Беседа о цветах)
Педагог: Не только поэты, но и композиторы, художники воспевают в своих произведениях красоту цветов, растущих в России. Так они воспевают любовь к родному краю, передают свое восхищение красотой Родины. Я, думаю, вы тоже чувствуете красоту цветов.
А какова роль цветов в создании настроения человека? (Ответы детей.)
Верно. С цветами мир вокруг становится наряднее. Чтобы украсить комнату или себя человек издавна использовал цветы. Цветы приносят в нашу жизнь ощущение праздника. Поэтому, когда мы идем в гости, то помним, что всегда лучшим подарком является букет цветов. Цветов в мире бесчисленное множество. Какие цветы вы знаете? (Ответы детей.)
Цветы бывают полевые, садовые, комнатные. Все цветы украшают природу и быт человека, радуют глаз. Цветы – удивительное создание природы. Цветы поражают своим многообразием, пышностью, яркостью, красотой, душистым запахом. Ни один праздник не обходится без цветов, они являются символом радости, хорошего настроения, любви и доброжелательности к другим людям.
Педагог: Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Л. Чернышева.

***
Сорвали цветок
И бросили в лужу.
Он шепчет печально:
- Не нужен, не нужен
Зачем вы, ребята,
Сорвали меня.
Ведь жизнь моя длилась
Всего лишь три дня!


(Беседа по картине П. П. Кончаловского «Сирень»)
Педагог: Перед вами работа художника П. П. Кончаловского «Сирень». На картине изображен букет сирени. Мы видим, что цветы свежие, только что срезанные с кустов. Они так убедительно выполнены, что мы, кажется, можем ощутить даже их аромат.
Такой выразительности художник достигает средствами реалистической живописи. Какие же это средства? (Главное здесь – цвет. Соотношениями цвета он передал тяжесть веток сирени, освещение, расположение букетов в пространстве.)

(Вопросы учащимся)
Педагог: А какие цветы вы знаете?
Как они называются?
Какую форму они имеют?
Какова их цветовая окраска?

Педагог: Послушайте стихотворение:

РОМАШКА
В донском лугу, глазаста и нежна,
Печально лепестками отцветая,
Рассыпала под осень семена
Вокруг себя ромашка полевая.
Пооборвали ветры поздних гроз
Сухие листья, пахнущие пряно,
И жесткий стебель высушил мороз,
И изломали хлесткие бураны.
Но отошла пора суровых вьюг,
Потаял снег на займищах, и летом
Еще пышней убрался свежий луг
Ромашковым, как кипень, белоцветом.
А. Максаев

Педагог: А вот какое стихотворение посвятил другому цветку молдавский поэт Г. Виеру:

ФИАЛКА
- Фью, фью!- птица распевает
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.


Педагог: Сравните по строению и цветовой окраске эти цветы. (У фиалки очень нежная цветовая гамма, а ромашка отличается ослепительно белыми лепестками.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Игра «Цветы»)
Педагог: Каждый игрок выбирает себе название какого-либо цветка (роза, тюльпан, пион, гвоздика, лилия). Одно и тоже название не может быть у нескольких детей. По считалке выбранный цветок начинает игру. Например: Роза. Она вызывает какой – нибудь цветок, например – Гвоздику. Гвоздика убегает, а роза ее догоняет. Когда гвоздика чувствует, что может быть пойманной, она называет имя какого- нибудь другого цветка. Убегает следующий цветок.



III. Практическая часть

(Педагог объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах. Образец рисунка «Букет цветов» карандаш, акварель.)

Педагог: Определим направление расположения листа. Его можно расположить и вертикально и горизонтально, все зависит от того, как вы нарисуете цветы.

1. Т.к. я изображаю три цветка, то лучше расположить лист по вертикали. Изображение цветков должно быть во весь формат листа бумаги. Намечаю направление стеблей цветков, их высоту и длину.
2. Определяю основные пропорции цветов. Построение надо начинать с определения соотношения размеров бутона и стебля, уточнения формы цветка. У фиалки цветок похож на круг, у тюльпана на овал, у ромашки на овал, но расположенный горизонтально.
3. Выполним разделение головки тюльпана на лепестки. У ромашки обозначим серединку, которая будет смещена от нас, т.к. находится дальше от зрителей. У фиалки самые сложные по строению листья, будьте внимательны при их выполнении. Намечаем форму листьев. У фиалки лист имеет закругленную форму, у тюльпана вытянут, а у ромашки похож на укроп.
4. Прорисую все цветы красками. Сначала выполню самый светлый цветок – ромашку. Для его выполнения обведу, лепестки синим цветом, промою кисть в чистой воде, а потом размою границы внутри лепестка так, чтобы они казались легкими, прозрачными. После выполню тюльпан. Закрашиваю его оранжевым цветом, а пока краска не высохла, вытираю отжатой чистой кистью серединку цветка, а по краям добавлю красный цвет. В итоге цветок кажется объемным. Для выполнения фиалки беру голубую краску и после, до ее высыхания добавлю по краям лепестков более насыщенные оттенки – синий, фиолетовый. Рисунок закончен.

(Самостоятельная работа учащихся)

Педагог: Выполните работу «Букет цветов», изобразив цветы как можно более реалистично.

IV. Подведение итога занятия

( Выставка работ учащихся)
Педагог: Молодцы! Вы старались передать внешнее сходство изображаемых цветов как можно более реалистично. А какие средства вы использовали для передачи внешнего сходства цветов? (Светотень помогает передать объемно внешний облик цветов.)
С произведением, какого художника вы сегодня познакомились? (П.П. Кончаловский «Сирень».)
Верно, мы сегодня рассматривали работу П. П. Кончаловского. Наше занятие закончилось. Всем спасибо за работу. До свидания.




15